Осуществляя педагогическое руководство семейным воспитанием, педагог использует такие традиционные коллективные формы работы с родителями как обще клубные и кружковые родительские собрания.
Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и учреждения дополнительного образования, это университет важной педагогической информации. Это общее дело всех работников учреждения. Они могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендацию. Родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, своего "сценария", своей программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей и при этом было приближено к детским установкам, рекомендациям и советам.
Готовясь к собранию, педагог может заранее передать родителям специальные анкеты, порекомендовать прочесть книги. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей.
В подготовке к собранию нет "мелочей”все важно. Продумать оформление кружковой комнаты, это также создает определенную настроенность родителей (оформить выставку, выпустить специальную газету, педагогический бюллетень, "раскладушку", можно подготовить фрагменты из видеозаписи). Надо решить и такие частные вопросы: где родители будут раздеваться, и кто им в этом поможет; кто и как встретит родителей в Центре.
Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться. Нужно продумать, кого и с какой целью пригласить. Немаловажная деталь: как будет одет педагог, ведь родительское собрание – особое событие.
Родительское собрание
"Взаимодействие и взаимопонимание дополнительного образования и семьи".
Проводится с целью:
- поиска контакта педагога с родителями и учащимися;
- определения единых требований семьи и дополнительного образования к воспитаннику;
- пробудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей.
Подготовительный этап:
- Воспитанники группы пишут сочинение: “За что я люблю свое объединение, секцию, Центр развития творчества детей и юношества”?
- Разрабатывают фантастические проекты “Центр развития творчества детей и юношества моей мечты”в рисунках.
- Оформляют книжку-раскладушку "Один месяц из жизни творческого объединения”или "Как мы живем".
- Готовят приглашения для родителей. Наглядные и технические средства.
- Плакаты. На доске записать тему собрания и эпиграф.
- Выставка фантастических проектов “Центр развития творчества детей и юношества моей мечты".
- Выставка рекомендуемой литературы.
Основной этап:
- Форма собрания – диспут.
- Анализ сочинений, фантастических проектов с опорой на положительные стороны.
- Игры "Авгиевы конюшни".
- Анкета для родителей “Центр развития творчества детей и юношества глазами родителей".
- Определение требований семьи и дополнительного образования к воспитаннику и помощь в их выполнении.
- Разработка положения соревнования по культуре самовоспитания ребенка под девизом "Стать сегодня лучше, чем вчера, завтра лучше, чем сегодня".
- Обсуждение организации досуговой деятельности детей. Регулярное проведение совместных праздников, конкурсов, фестивалей "Мы единая семья".
Заключительный этап:
- Рекомендуемая литература.
- Памятка для родителей.
Приглашение
Уважаемые __________________________________
На собрание приглашаем,
К сотрудничеству призываем,
Чтобы знали мы всегда: "Центр, дом – одна семья"
Начинаем ровно в шесть,
Всех проблем не перечесть,
Но важнее всех одна:
"Центр, дом – одна семья"
Руководитель объединения _________________
Анкета для родителей
- Довольны ли вы, что Ваш ребенок занимается в Центре развития творчества детей и юношества.
- С каким настроением Ваш ребенок идет на занятие?
- Знакомы ли вы с проблемами кружка?
- Где больше ценят и понимают Вашего ребенка (подчеркнуть) в школе, в кружке, спортивной секции, в клубе, в кругу друзей?
- Чему положительному научился Ваш ребенок во время занятий в объединениях?
- Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребенок продолжил обучение в следующем году?
- Чтобы Вы хотели предложить для изменения работы кружка?
- Если требуется, готовы ли вы приобретать материалы своему ребенку для занятий в кружке?
Дата ________________ Подпись _____________
Рекомендации родителям
- Уважайте личность ребенка.
- Чаще проводите свой досуг вместе с детьми.
- Общайтесь с друзьями своих детей.
- Принимайте участие в делах творческого объединения.
- Будьте в курсе дел своего ребенка.
Родительское собрание "Ребенок учится тому, что видит у себя дома".
Цели:
- Показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс, взаимодействие между семьей и Центром развития творчества детей и юношества.
- Рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье.
Подготовительный этап.
- Приглашение родителей.
- Анкетирование родителей.
- Есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?
- Знаете ли вы друзей своих детей?
- Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах при подготовке к семейным праздникам?
- Проверяете ли вы, как они учат уроки?
- Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги, просмотренные фильмы?
- Участвуете ли вместе в прогулках, походах? Проводите ли с семьей отпуск?
- Охотно ли ваш ребенок ходит в Центр развития творчества детей и юношества?
- Есть ли у вашего ребенка домашние обязанности?
- Конкурс рисунков по теме "Папа, мама, я – дружная семья".
Оборудование:
- Плакаты "Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе"; "Счастлив тот, кто счастлив дома"; "На что и клад, коли в семье лад".
- Выставка детских рисунков.
- Альбом "Семейные праздники".
- Книжная выставка на тему: "Мудрость воспитания".
- Музыкальное оформление.
Основной этап:
- Формы проведения: доверительный разговор за "круглым столом".
Ход собрания
Звучит песня "Родительский дом".
- Вступительное слово педагога по теме: "Счастлив тот, кто счастлив дома".
- Анализ анкет родителей.
- Анализ детских рисунков.
- Решение проблемных ситуаций ("Воспитание школьников”№3, 4, 5, 6, за 1998 год. №2 за 1999 год).
- Доверительный разговор о том, как быть ближе к своим детям.
Направления:
- стиль отношений внутри семьи (обсуждение заранее записанных на магнитофонную ленту ответов детей);
- общение и досуг (обмен опытом);
- семейные традиции. Обмен рецептами приготовления праздничных блюд;
Обобщение педагогом встречи с родителями.
Заключительный этап
I Заповеди для родителей:
Не унижайте ребенка.
Не вымогайте обещаний.
Не потакайте.
Относитесь к ребенку как к личности.
Умейте слышать и слушать.
Будьте строгими и добрыми.
II Советы педагога:
Рекомендуемая литература /освещение книжной выставки/.
III Минутка благодарности: /отметить каждого родителя, найдя индивидуальную изюминку в воспитании. Аудио – запись с пожеланиями детей своим родителям/.
Родительское собрание "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника".
Цель: прививать трудовые навыки и самостоятельность у детей.
Анкета "Трудовая деятельность ребенка":
1. Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи? | Да Нет |
2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье? | Да Нет Постоянные, эпизодические, не имеет |
3. Как относится к их выполнению ребенок? | Охотно Пассивен Уклоняется |
4. Поощряете ли ребенка за выполнение трудовых поручений? | Да Нет |
5. Наказываете ли за невыполнение? | Да Нет |
6. Привлекаете ли ребенка к совместно работе? | Да Нет |
7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка? | Да Нет |
8. Знает ли ребенок об этих разногласиях? | Да Нет |
9. Какой труд предназначается для ребенка в будущем? | Физический Интеллектуальный |
Вопросы для диспута:
- Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?
- Значение родительского примера в трудовом воспитании?
- Труд – необходимость или обязанность?
- Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье.
Рекомендации для родителей:
Как делать замечания.
Прежде чем сделать замечание, поставьте перед собой следующие вопросы.
- В каком состоянии сейчас нахожусь?
- Чего добьюсь своим замечанием?
- Хватит ли времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему нельзя делать то или иное?
- Не прозвучит ли в голосе: "Ага, попался!"?
- Не явится ли мое замечание "сто первым по счету"?
- Хватит ли у вас на все это выдержки и терпения? Если нет, не делайте замечания.
Правила семейной педагогики
- никогда не давать себе распускаться, ругаться, ворчать, бранить друг друга и ребенка.
- забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.
- подчеркнуть в поведении детей не плохое, а хорошее поведение, их успехи, активнее поддерживать желание стать лучше.
- хорошо воспитывать на положительном примере, вовлекать детей в полезную деятельность.
- не давать возможности ребенку проявлять плохое поведение, чаще говорить: "Так взрослые люди себя не ведут!", "Вот этого я от тебя ни как ожидать не мог!"
- показать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.
- разговаривать с ним целесообразно, как с взрослым: уважительно, серьезно, глубоко мотивированно.
Используемая литература:
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – Хабаровск, 1989.
- Воспитание детей в современной семье. /Под ред. П. Фролова. – Белгород, 1993.
- Диалоги о воспитании /книга для родителей/. – М., 1995.
- Каприлова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
- Минтаян А.А. Потребительское поведение семьи. – М., 1989.
- Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М., 1989.
- Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. – М., 1992.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1987.
- Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. – Минск, 1982.
- Хямяляйнен. Воспитание родителей: Концепция, направление и перспектива. – Пер. с финск. – М., 1993.
- Януш Корчак, Как любить детей. – Хабаровск, 1988.