I. Цели и задачи.
- Проверить и закрепить знания дорожных знаков, предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.
- Развивать у учащихся активность, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
- Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки, уважение к Правилам дорожного движения.
- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
- Пропаганда ПДД.
II. Оборудование:
- Рисунок светофора
- Плакаты с названием игры и правилами дорожного движения
- Жетоны-сигналы
- Набор дорожных знаков
- Дорожные знаки (разрезанные)
- Мяч
- Плакаты – дорожные знаки
- Изображение перекрёстка
- Карандаши, фломастеры, линейки
- Зашифрованное письмо
- Карточки с рифмованными словами
- Таблички с этапами игры
- Плакат с изречением
- Бейджики трёх цветов с именами участников
- Мультимедиа
- Магниты
План мероприятия
I. Введение
1. Стихотворение
2. Цель игры
II. Основная часть
1. Правила дорожного движения надо соблюдать
2. Причины дорожно-транспортных происшествий
3. “Что хотите – говорите…”
4
“Знаки разные важны,
Знаки всякие нужны”.
1) Дорожные знаки
2) “Найди знак!”
3) “Один лишний”
4) “Ремонтная мастерская”
5) “Аукцион знаков”
6) “Минутка безопасности”
7) “Физкультпауза”
8) “Зашифрованное письмо”
9) “Художники и поэты”
а) Буриме
б) Защита знака
10) Викторина “На дороге”
III. Заключительная часть
1. Выводы
2. Список использованной литературы
3. Дополнительный материал
Ход игры
“Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!”
1. Вступительное слово.
Юные пешеходы! Будущие водители!
Дети и родители!
Велосипедисты и мотоциклисты!
Автомобилисты!
Наши гости, наши зрители!
Добро пожаловать! Привет!
Нам путь открыт! Зелёный свет!
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Вот она, азбука, - на мостовой.
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья назубок!Внимание! Внимание!
Вас ожидает состязание!
На лучшее знание и умение
Правил дорожного движения!
2. Уважаемые гости, уважаемые игроки! Сегодня у нас состоится игра-эстафета “Школа светофорных наук”. Цель сегодняшней игры – проверить, насколько хорошо дети знают правила дорожного движения, дорожные знаки и умеют применять знания на практике. Перед нами 3 команды: красные, жёлтые и зелёные игроки. Я сегодня буду главным заместителем Пети Светофорова и ведущим игры. Послушайте правила игры. Помощником и другом Пети является Светофор. Но совсем недавно он сломался, и нам предстоит его починить. За победу в каждом конкурсе команда получает жетон цвета своей команды. Та команда, которая наберёт большее количество жетонов, будет считаться победительницей нашей игры и получит право включить светофор. А теперь пора начинать соревнования.
II. Основная часть.
1. Правила дорожного движения надо соблюдать.
Ребята, мы с вами живём в небольшом посёлке, где ездят не так уж много машин, но, тем не менее, они есть. Время от времени, вы и ваши родители выезжаете в город, а летом многие из вас гостят у своих родственников в других городах или населённых пунктах. А в больших городах движение намного оживлённее. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров. Вместе с тем автомобиль может стать и причиной несчастных случаев. Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо. Паровой механизм выехал в пробный рейс на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжёлой и неуклюжей техники, и она врезалась в каменный забор. Котёл паровой телеги взорвался с “грохотом на весь Париж”, как писал об этом очевидец. Водителя отправили в больницу.
Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и количество дорожно-транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты под их колёсами погибло более двух с половиной миллионов человек. Сейчас в автомобильных катастрофах во всём мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить, что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы. Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяется сейчас серьёзное внимание.
2. Основные причины дорожно-транспортных происшествий.
Итак, какие вы можете назвать основные причины ДТП? (жетоны)
1. Окончание учебного года, увеличение числа детей на дорогах. (мультимедиа)
2. Снижение контроля со стороны родителей.
3. Скользкие участки дороги во время непогоды.
4. Снижение видимости из-за непогоды.
5. Яркое ослепляющее солнце.
6. Плохое состояние дорог.
7. Рассеянное внимание водителей и пешеходов.
8. Переход улицы в неустановленном месте.
9. Переход перед близко идущим транспортом.
10. Появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта.
11. Подвижные игры на проезжей части.
12. Езда на велосипедах по проезжей части.
13. Снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника и тому подобное.
14. Переход дорог при коллективном посещении театров и прочее.
15. Адаптация к новым условиям во время отдыха вне дома.
3. “Что хотите – говорите…” (Разминка)
- Сейчас я проверяю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете “да” или “нет”.
- Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (Да)
- Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите – говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход? (Да)
- Что хотите – говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите – говорите, на знаке “здесь проезда нет” нарисован человек? (Нет)
- Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает “здесь запрет”? (Да)
4. “Знаки разные важны,
Знаки всякие нужны!”
1) Дорожные знаки
1. Зачем нужны дорожные знаки?
Дорожные знаки и разметка помогают организовывать движение машин и людей, облегчают работу
водителей и помогают всем правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах.
2. На какие группы делятся дорожные знаки?
1) Предупреждающие знаки (мультимедиа)
2) Знаки приоритета (устанавливают чьё-то первенство, очерёдность проезда разных участков дорог)
3) Запрещающие знаки
4) Предписывающие знаки
5) Информационно указательные знаки
6) Знаки сервиса
7) Знаки дополнительной информации (таблички) 300м
3. Какие сигналы светофора вы знаете и каково их значение?
Красный сигнал – запрещает пешеходам переходить улицу.
Жёлтый – предупреждает, запрещает пешеходам начинать переход улицы.
Зелёный – разрешает переходить улицу.
4. Кто является участником дорожного движения и для кого существуют дорожные знаки?
Водитель, пешеход, пассажир.
5. Какие есть виды пешеходных переходов, и какие дорожные знаки указывают на них?
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход.
6. Где пешеходы могут переходить улицу, и какие знаки говорят об этом?
Только на перекрёстках; в местах, обозначенных указателями “Переход”; по пешеходным дорожкам, нанесённым на мостовой белой краской.
2) “Найди знаки!”
А теперь проверим, чья команда лучше знает дорожные знаки. Капитаны выбирают себе табличку с какой-то группой знаков и вешают её на магнитную доску как заголовок. Ваша задача: на скорость найти нужные знаки и повесить под ваш заголовок.
Предупреждающие знаки (магниты, таблички, знаки)
Запрещающие
Информационно-указательные
3) “Один лишний” (мультимедиа)
(Детям раздаются дорожные знаки)
- Рассмотрите знаки, найдите лишний и докажите (необходимо назвать группу знаков и из какой группы лишний знак).
4) “Ремонтная мастерская” (мозаика, пазлы)
- Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его.
5) “Аукцион знаков” (мяч) (знаки сервиса)
- На классных часах вы изучали 5 групп знаков. Сейчас у вас есть возможность продемонстрировать знание знаков сервиса. Каждая команда по очереди называет один знак. Та команда, которая продержится на аукционе дольше остальных, будет считаться победительницей в данном конкурсе.
- пункт первой медицинской помощи;
- больница;
- автозаправочная станция;
- техническое обслуживание автомобилей;
- мойка автомобилей;
- телефон;
- пункт питания;
- питьевая вода;
- гостиница или мотель;
- кемпинг;
- место отдыха;
- пост ГАИ.
6) “Минутка безопасности” (мультимедиа)
“Как ты переходишь через дорогу?”
1. Там, где ты переходишь, стоит машина. Что надо делать?
Лучше отойти от неё подальше, чтобы она не мешала обзору; в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за…
2. Ты переходишь недалеко от остановки. Рядом остановился автобус. Где и как надо переходить?
Если поблизости есть пешеходный переход или перекрёсток, обязательно переходи там. Если нет, то подожди, пока отъедет автобус. Ни в коем случае не выбегай спереди! Лучше не обходить и сзади (не видно машины справа!), но, в крайнем случае, очень медленно двигаясь, приостановиться и выглянуть: что там такое за…
3. Ты собрался переходить, но видишь, что медленно приближается автомобиль крупных габаритов
(грузовик или автобус). Ты вполне можешь успеть перейти. Что надо делать?
Главная опасность приближающегося автомобиля состоит в том, что он может помешать заметить другой, движущийся в том же направлении, зачастую с большей скоростью. Пропустите его, даже если он едет медленно.
4. Перед переходом ты пропустил машину. Больше машины ты не видишь… . Можно переходить?
Можно, но чуть выждав, пусть проехавшая машина отъедет подальше. А вдруг она скрывает за собой встречную.
5. Почему опасно переходить дорогу вдвоём под руку или держась за руки?
Когда переходит дорогу целая колонна детей, то держаться за руки безопасно. Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует, потому что при появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны и потерять драгоценные секунды.
6. Почему опасно играть рядом с дорогой?
Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину.
7. Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чём опасность такой ситуации?
Опасности две. Во-первых, за грузовиком может идти другая машина, скрытая от глаз мальчика.
Во-вторых, переходя, мальчик будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и может позабыть посмотреть в другую сторону.
8. Где и как должен ходить пешеход по улицам?
По правой сторон тротуара или по дороге навстречу идущему транспорту.
9. Назовите наиболее безопасные места для пешехода при двустороннем движении транспорта.
Тротуар, островок безопасности.
7) Физкультурная пауза на внимание (табличка)
- Я задаю вам вопрос на внимание, а вы показываете движениями ответ. Будьте внимательны.
- Как живёте?
- Через дорогу как идёте?
- Как на красный свет бежите?
- А на зелёный свет стоите?
- На дорогах как шалите?
- На жёлтый свет опять бежите?
- Как по “зебре” вы идёте?
- Как в транспорте шум создаёте?
8) “Зашифрованное письмо” (письма, листки, ручки)
- Для каждой команды пришло письмо, посвящённое Правилам дорожного движения, но текст зашифрован. Вам предстоит расшифровать его и прочитать выразительно.
1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Посмотри внимательно сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!”
2. “Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!”
3. “Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером для младших детей”.
9) “Художники и поэты” (листки, карандаши, фломастеры,
линейки, рифмованные слова)
а) Буриме
Участникам предлагаются карточки с рифмованными словами. Каждая команда должна составить стихотворение, используя данные слова.
1: каток, свисток, мостовой, постовой;
2: мотор, светофор, опасно, напрасно;
3: возможность, осторожность, (по)берегите, бегите.
б) Нарисовать и защитить свой знак.
10) Викторина “На дороге”
- Самодвижущееся четырёхколёсное транспортное средство. (Автомобиль)
- По рельсам бежит – на поворотах дребезжит. (Трамвай)
- Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов. (Дорога)
- Старинный экипаж, запряжённый лошадьми. (Карета)
- Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)
- Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат)
- Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход)
- Дом для автомобиля. (Гараж)
- Гараж для самолётов. (Ангар)
- Человек, идущий по тротуару. (Пешеход)
- Аллея посредине улицы. (Бульвар)
- Край тротуара, прилегающий к проезжей части. (Поребрик)
- Дорога для трамвая. (Рельсы)
- Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар)
- Изгиб дороги. (Поворот)
- Человек, управляющий автомобилем. (Водитель)
- Водитель самолёта. (Лётчик, пилот)
- Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз)
- Что показывает стрелка спидометра? (Скорость)
- Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход)
- Полосатая разметка перехода. (Зебра)
- Место пересечения улиц. (Перекрёсток)
- Милиционер, регулирующий движение на перекрёстке. (Регулировщик)
- Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена)
- Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка)
- Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажира в легковом автомобиле. (Ремень безопасности)
- Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем)
- Безбилетный пассажир. (Заяц)
- Общее название автобуса, трамвая, троллейбуса. (Общественный транспорт)
- Человек, едущий в транспорте, но не за рулём. (Пассажир)
- При поездке в общественном транспорте держитесь за … (поручень).
- Кто продаёт билеты в общественном транспорте? (Кондуктор)
- Подземный вид общественного транспорта. (Метро)
- Лестница-чудесница в метро. (Эскалатор)
- Лестница на морском судне. (Трап)
- Место работы водителя в автомобиле, автобусе, троллейбусе, трамвае. (Кабина)
- Водитель велосипеда. (Велосипедист)
- Спортивное сооружение, где проводятся кольцевые гонки на велосипеде. (Велотрек)
- Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд)
- Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум)
- Опора рельсов. (Шпалы)
- Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина)
- Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта. (Шоссе)
- Водоотводная канава вдоль дороги. (Кювет)
- “Ноги” автомобиля. (Колёса)
- “Глаза” автомобиля. (Фары)
- Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов)
- Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам. (Самосвал)
- Откидная крышка, закрывающая двигатель. (Капот)
- Приспособление для буксировки автомобиля. (Трос)
- Подземное сооружение для движения транспорта. (Тоннель)
- Автомобиль, имеющий название великой русской реки. (“Волга”)
- Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель)
- Наказание за нарушение ПДД. (Штраф)
III. Заключительная часть.
1. Выводы.
Какие мы можем сделать из нашего мероприятия выводы? – Отвечают игроки.
Без знания правил дорожного движения, как для водителей, так и для пешеходов, не сможет жить ни один город, ни один посёлок, ни один человек. Знание правил и их выполнение помогает нам жить, сохранить наше здоровье, нашу жизнь, сохранить наши дороги, машины. Помните, знание и соблюдение дорожных знаков, правил, сигналов светофора несёт прежде всего безопасность, а она нам очень нужна.
Чтоб не было печали
И горя мы не знали,
Чтоб все мы были веселы
И счастливы – Бог даст.
Учитесь и читайте вы книги любые,
Играйте на кларнете, в футбол и городки,
Но только не забудьте вы правила такие,
Которые спасут вас от боли и тоски.
Ведь так бывает часто
И даже очень часто,
Не думая о будущем, мы нарушаем их.
Те правила движения,
Законы безопасности.
Которые придуманы,
Чтоб жизнь нам сохранить.
2. Список использованной литературы:
1. Ерёменко Н.И. – составитель, “Классные часы. 8 класс” - Волгоград: ИТД “Корифей”, 2006г.
2. Калашникова О.В. – составитель, “Путешествие в страну дорожных знаков и сказок” - Волгоград: Учитель, 2006г.
3. “Правила дорожного движения” - Москва, 2000 – ЗАО “Славянский дом книги”.
4. Шумилова В.В., Таркова Е.Ф. – “Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе” - Волгоград, “Учитель”, 2007г.
3. Дополнительный материал:
1. Карточки
2. Стихи
3. Игровые задания
4. Минутки безопасности
5. Пешеход-пассажир-пешеход
6. Вопросы для проведения конкурсов, викторин, олимпиад.
7. Таблички
8. Картинки
Карточки:
1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись … тротуара. Посмотри внимательно сначала …, потом …, нет ли машин. Переходи дорогу …. …соблюдай правила дорожного …! Будь … пешеходом!”
1) никогда, 2) опасное, 3) наискосок, 4) у центра, 5) безопасное, 6) направо, 7) по прямой, 8) у края, 9) всегда, 10) налево, 11) транспорта, 12) рассеянным, 13) движения, 14) внимательным.
2. “Ребята! Изучайте и … правила … движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её …. Переходите дорогу только на … сигнал светофора. … переходите проезжую часть улицы … близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить …! Дорога – это … место для игр!”
1) можно, 2) красный, 3) транспортного, 4) жёлтый, 5) игнорируйте, 6) нельзя, 7) не, 8) зелёный, 9) соблюдайте, 10) позади, 11) дорожного, 12) опасности, 13) перед, 14) то, 15) безопасности.
3. “Ребята! … за борта грузовиков или других … средств – это приводит к …. Играть на мостовой …. Помогайте своим младшим товарищам … переходить улицы и …. Играть и бегать по дороге – …! Будьте во всём … примером для младших детей”.
1) безопасно, 2) тротуары, 3) разрешается, 4) держитесь, 5) опасно, 6) плохим, 7) дороги, 8) счастью, 9) не цепляйтесь, 10) дорожных, 11) как-нибудь, 12) запрещается, 13) хорошим, 14) транспортных, 15) правильно, 16) беде.
Слова для рифмы:
1: каток, свисток, мостовой, постовой;
2: мотор, светофор, опасно, напрасно;
3: возможность, осторожность, (по)берегите, бегите.
Самоанализ мероприятия:
1. Данное мероприятие входит в систему мероприятий по ПДД и является логическим продолжением предыдущей работы во всех классах с 5 по 8.
2. Тема, выбранная для мероприятия, считаю, актуальна, т.к. соответствует воспитательным задачам по профилактике и предотвращению ДТП. Тема и сама игра соответствуют возрастным особенностям и интересам учащихся 5-6 классов, может так же проводится и в 7-8 классах.
3. Для игры был выбран кабинет с магнитной доской, а так же для показа презентации на мультимедиа. Для оформления использовались плакаты, рисунки, наборы дорожных знаков, которые были нарисованы учащимися, мной и учителем рисования, карточки, таблички с этапами игры, жетоны – сигналы, магниты и презентация на мультимедиа.
4. Время для игры использовалось рационально и эффективно.
5. Учащиеся приняли активное участие в мероприятии, сами готовили для себя опознавательные знаки, проявили интерес во время подготовки к мероприятию и в самом мероприятии. Проявили так же инициативность, самостоятельность и дисциплинированность.
6. Мероприятие содержит научный материал, доступно, целесообразно, имеет индивидуальную и педагогическую направленность.
7. Во время проведения мероприятия мной были проявлены организаторские умения, доброжелательный тон, чёткость, находчивость, компетентность, достаточный уровень эрудиции, демократичность, хороший внешний вид, культура речи.
8. Мероприятие имеет социальную и педагогическую значимость, реальность и достижимость, высокую степень эмоционального и воспитательного воздействия, а также обучающее и развивающее значение.