В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности: общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Чувства эти не могут возникнуть путем “естественного вызревания”, как заметил психолог В. Н. Мясищев. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет.
Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, добролюбия-важное стратегическое направление работы дошкольных учреждений.
Я считаю, что необходимо в сознании нас, педагогов и родителей укоренить мысль о том, что качество дошкольного образования отнюдь не в получении ребенком огромного количества новой информации, объема знаний, куда важнее направить общие усилия на полноценное развитие и формирование необходимых межличностных качеств, обеспечивающих успех на следующей ступени образования.
Современная ситуация в образовании и особенно в дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений,проявляющихся в агрессивности, нарушениях поведения. Проблемы становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях.
Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Малыши быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе
, помощь в случае неудачи, сочувствие огорченному,радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей, школьной жизни, Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.
Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Зависит ли что от педагога в воспитании добрых чувств ребенка? Ответы на свои вопросы я нашла в трудах педагога-новатора Ш. А. Амонашвили. “Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!” Эти слова стали принципом моей педагогической деятельности - любить ребенка, так как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека.
Поэтому формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками стали главной целью в моей работе. Для осуществления цели составила следующий план работы:
1. Наблюдение и диагностика с целью изучения положения каждого ребенка в обществе сверстников
2. Работа с детьми:
- игры, направленные на формирование гуманных отношений между сверстниками;
- беседы “В среде сверстников”;
- Использование художественной литературы;
- наглядные пособия;
- традиции группы.
3. Работа с родителями.
“Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его” - писал Л. Н. Толстой.
Начала свою работу с анализа групповой ситуации. Для этого я использовала следующую форму анализа.
Обстановка в группе.
1. Какова атмосфера в моей группе?
(неблагоприятная)
2. Почему я так думаю?
(очень много конфликтных ситуаций, обид, драк, жалоб между детьми)
3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
(сочувствие, желание помощь, любознательность)
4. Какие аспекты атмосферы я оцениваю как отрицательные?
(неумение уступать друг другу. хвастовство, жестокость, сквернословие)
Затем я провела наблюдения за самостоятельной деятельностью детей, с целью оценки благополучия в группе. (приложение 1)
Анализ этих наблюдений позволил мне предвидеть реакцию детей в различных ситуациях и продумать более эффективные приемы педагогического воздействия.
Для предстоящей работы с детьми я составила перспективный план на старшую и подготовительные группы, куда включила игры и беседы по нравственному воспитанию. (приложение 2)
Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшем средством воспитания детей. Начиная свою работу по формированию доброжелательных отношений, я познакомилась с программой доктора психологических наук, сотрудника психологического института РАО г. Москвы В. Холмогоровой. Игры из “Программы гуманизации межличностных отношений” не требуют никаких специальных условий. Во время игры я показывала образцы игровых действий, приглашала только желающих, но обычно к концу игры присоединялись большинство детей. “Проблемных” детей, которые мешали другим играть вводила через собственное общение с ними: начинала играть в паре, и лишь после того, как ребенок увлекался игрой, переключала его на игру с другими детьми.
Во время игры в традиционный “Испорченный телефон” я использовала новый прием - предлагала произносить фразы: “Я тебя люблю”, “Ты хороший”, “Давай с тобой дружить”, “Ты мне нравишься”.
В “День прощения”дети просили друг у друга прощения,в знак примирения обнимались. В “День Святого Валентина”, предложила детям: “Сегодня мы в подарок друг другу будем рисовать открытки. Они должны быть очень красивые, нежные и добрые. Когда открытки будут готовы я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания вашему другу, которые я запишу в вашу открытку” Открытки получились замечательные и были подарены с добрыми пожеланиями, комплиментами.
Использование таких игр в совместной деятельности с детьми принесли достаточно положительные результаты. Дети стали больше играть вместе, самостоятельно разрешать конфликты, требовать меньше внимания к себе. Кроме этого, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстрационных реакций, замкнутые дети стали чаще принимать участие в совместных играх.
На основании программно методических пособий “Социально-нравственное воспитание” И. В. Мулько, “Моральное воспитание” С. Г. Якобсон, “Формирование нравственного здоровья дошкольников” Е. Б, Боровкова составила задачи по социально-нравственному развитию по теме “Среди сверстников” в старшей и подготовительной группах. (приложение 3)
В старшей группе были проведены беседы по сказкам, которые учили понимать чувства героев, их настроения. Я считаю, что художественная литература играет огромную роль в развитии человечности, гуманных качеств личности. Решая эти задачи мною были использованы произведения А. С. Пушкина “Сказка о царе Султане”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царевне и семи богатырях. Ш. Перро “Золушка”, Г. Х. Андерсена “Дюймовочка”, “Дикие лебеди”, В. Осеевой “Три сына”, Э. Мошковской “Жадина”, С. Михалкова “Как друзья познаются”, Н. Носова “Фантазеры” и другие.
Например: проводя беседу после чтения рассказа “Фантазеры” Н. Носова, я продолжала развивать представления детей о справедливости и честности. Сначала ребята затруднялись правильно оценить поступки трех мальчиков, которые как будто все говорят неправду. Хорошие или плохие? После того, как я им помогла оценить поступки мальчиков дети пришли к правильному выводу. “Конечно, - подтвердила я, - фантазеры никому никакого вреда не сделали, а врать это жестоко и несправедливо”
После бесед “Учусь сочувствовать”, “Учусь прощать”, “О фантазерах и лгунишках” вместе с детьми принимали правила поведения. Как показал этот опыт, правила принятые самими детьми выполняются наиболее добросовестно. (приложение 4)
В своей работе я использовала иллюстрации типичных житейских ситуаций, где ребенок нуждается в сочувствии, помощи сверстников. В начале рассматривания задавала вопросы: “О чем хотел рассказать художник? Как бы вы назвали эту картину?” Затем внимание привлекала к главному герою: “Что с ним случилось? По какой причине? Какого его эмоциональное состояние? (огорчен, обижен, встревожен) Как бы вы почувствовали себя на месте этого мальчика или девочки? И, наконец, решали главную задачу беседы - обсуждали, как надо поступить, чтобы герой перестал огорчаться, порадовался. При обсуждении дети возражали друг другу. предлагали, например - “Я бы подарила свой кораблик”, - говорила девочка, “А я научила бы делать эти кораблики”, - возражала другая. Я старалась не спешить со своей оценкой и осуждать того, чей ответ меня не устраивал. Я радовалась, что дети учились отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать своих сверстников в своей правоте.
Я пришла к выводу, что нельзя насильно навязывать моральные нормы. Только задушевная беседа с ребенком, в ходе которой я привлекала его внимание к страданиям другого человека, способствовала появлению отклика - сострадания, побуждала ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи сверстнику.
В группе была традиция, каждое утро приветствовать друг друга стоя в кругу, даря свою улыбку. Как гимн слушали песню Б. Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”. С удовольствием подпевали песни В. Шаинского “Вместе весело шагать”, “Про дружбу, “Если с другом вышел в путь”. “Хороший ты парень, Наташка”.
В утреннее приветствие включала пословицы, поговорки о дружбе, добре. Ребят просила вместе с родителями поискать в книгах пословицы, поговорки и приносить в детский сад. “Одна рука в ладоши не бьет”, “Доброму слову – добрый ответ”, “Одна пчела много меда не наносит”, “Сам себя губит, кто других не любит”, - эти пословицы дети знали и использовали в подходящий момент.
Я считаю, что можно затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением стихов. В своей работе использовала стихи И. Токмаковой “Ссора”, В. Кодряна “Ябеда”, Е. Евтушенко, А. Барто, С. Погореловского и многих других авторов. Многие стихи разучивали вместе с детьми, инсценировали.
С целью научить детей совершать добрые поступки, в группе “появился” сундучок “Добрых дел”. В этом сундучке хранились добрые поступки и хорошие дела. В конце каждой недели мы подводили итог и выясняли, кто из ребят совершил больше всех хороших поступков и замечательных дел. Они награждались призами.
Понимая, что работа по данной теме не мыслима без взглядов педагога и родителей я использовала следующие формы работы:
- фото стенд
- папки-передвижки
- круглый стол
- родительское собрание
- консультации
- тестирование
- индивидуальные беседы с родителями
- посещение ребенка на дому
На фото-стенде “Родительский дом – начало начал” родители знакомились с семейными фотографиями, пословицами, поговорками о добре.
В родительский уголок вывешивала правила поведения, которые дети сами устанавливали после бесед.
В папке – передвижке дала рекомендации с целью совершенствования собственных умений общения. “Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя” (А. И. Острогорский)
“Круглый стол” провела к концу подготовительной группы, где родители делились своими приемами воспитания доброты в детях.
Для анализа итогов совместной работы провела тест “Добрый ли у вас ребенок?” (приложение 5)
Оценила свою работу по критериям. (требования к ребенку)
1. Контактен, активен в общении.
2. Готов поделиться, договориться, помочь.
3. . Видит и учитывает настроение сверстника.
4. Знает о дружбе и любви, понимает, что такое друг.
5. Умеет уступать, считаться с другими, избегать конфликтов.
6. Понимает, зачем нужны правила.
7. Знает, понимает, кто такие дети-инвалиды.
8. Знает и пользуется моральными оценками: добрый, честный, заботливый, внимательный.
Высокий уровень сформированности гуманных отношений показали 87% детей, 13% средний уровень.
Таким образом, умелое использование разнообразных форм совместной деятельности по формированию доброжелательных отношений между сверстниками дали положительные результаты. Дети стали дружными, добрыми, снизилась агрессивность, научились самостоятельно разрешать конфликты.
Я думаю, что мои воспитанники смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.