Методичка по информатике и информационным технологиям

Разделы: Информатика


Информация и язык

№1

Представьте в математической форме следующее утверждение: если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то в результате получится пять.

Какая форма записи удобнее?

№2

Опишите вашу классную комнату. Какие языки вы при этом использовали?

№3

Перечислите не менее пяти способов приветствия друг друга, используя разговорные языки, язык жестов и мимики.

Кодирование информации

№1

С помощью флажковой азбуки (см. рисунок) запишите свое имя и фамилию.

№2

Дана кодовая таблица азбуки Морзе

Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами)?

-- --- .-.. --- -.. -.-. -.-

№3

Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова

ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.

№5

1) отгадай пословицу: самый колючий зверь в лесу – это

2) рыбаки сделали во льду и стали ловить рыбу.

№6

Придумайте свою кодировочную таблицу и зашифруйте с её помощью свой домашний адрес.

№9

“Шифр Виженера”. Это шифр представляет шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста : 3 1 9 1 3 1 9 1 и т.д. Используя в качестве ключевого слово ВАГОН, закодируйте слова ;АЛГОРИТМ, ПРАВИЛА, ИНФОРМАЦИЯ.

№10

Придумайте свой шифр перестановки и с его помощью зашифруйте свое имя и фамилию.

Представление числовой информации.

№2

Придумайте свою непозиционную систему счисления и запишите в ней числа 45, 769,1001.

№3

Выполните действия и запишите результат римскими цифрами:

22-5, 1005-123, 23?34, 76?5,
20:5, 4567-456, 678:67, 5678+56.

№4

Запишите в развернутом виде числа:

А10=5341; А8=25,341; А6=0,25341; А16=341,54.

№6

Запишите в десятичной системе счисления числа:

А9=341; А8=341; А6=341; А16=341.

№7

Запишите в десятичной системе счисления числа:

А5=34,1; А3=221; А7=120; А16=Е41А,12.

№8

Перевести целые числа из десятичной системы счисления в троичную:

523; 65; 7000; 2307; 325;
12; 524; 76; 121; 56.

№9

Перевести целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:

856; 664; 5012; 6435; 78;
214; 89; 998; 653; 111.

№10

Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа сохранить шесть знаков.

0,654; 0,321; 0,6135; 0,9876;
0,555; 0,333; 0,1213; 0,453.

№12

Перевести из десятичной системы счисления следующие числа:

1,25—>А6; 0,545 —>А16, 87,325—>А8,
0,755—>А5, 907—>А6, 566,255—>А16.

№14

Перевести двоичные числа в восьмеричную систему счисления:

110000110101, 1010101, 0,1010011100100, 0,1111110001,
0,1001111100000, 0,1100010, 11100001011001, 1000010101

№15

Перевести двоичные числа в шестнадцатеричную систему счисления:

11011010001, 111111111000001, 0,0110101, 0,11100110101,
10001111010, 1000011111011, 0,101010101, 01100110011.

№16

Перевести восьмеричные числа в двоичную систему счисления:

256; 0,345; 24,025; 0,25;
657; 76,025; 0,344; 345,77.

№ 18

Перевести числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную:

774; 765,25; 0,5432; 654,763;
665; 546,76; 0,7654; 432,347.

№19

Перевести следующие числа:

304—>А2; 13,24 —>А2, 101111002—>А4,
101,0112—>А4, 234—>А2, 31,34—>А2

Арифметические действия

№1

Выполните сложение:

1001001+10101, 1011011+1011011,
101101+1101101, 1010111+101100,
1110101+1001101, 1110011+1011011,
11000,11+11010,11, 1110110,11+1010111,11

№2

Выполните вычитание:

10001000 – 1110011, 1101011 – 11100110,
11010110 – 10101110, 11000110 – 1011101,
1111001 – 1010111, 1110101,101 – 1001,111,
1101100 – 10110110, 1011001,1 – 1001101,1

№3

Выполните умножение:

100001 • 111,11, 111010 • 10010,
10011 • 1111,01, 11100 • 10110,
101101 • 111011, 11010 • 10110,
101111 • 111001, 11000 • 10100.

№4

Выполните деление:

1000000 : 1110, 11101001001 : 111101,
10111001101 : 110101, 101011110101 : 110111,
1000111111 : 101111, 101011110101 : 110111,
11101001000 : 111100, 100011011100 : 110110.

Таблицы истинности.

Логические схемы.

№1

Составьте таблицы истинности для следующих логических выражений:

F= (X & ¬Y)^ Z

F= X & Y ^ X

F= ¬ (X ^ Y) & (Y^ X)

F= ¬ ((X ^ Y) & (Z^ X)) & (Z ^ Y)

F= (A ^ B) & (¬ B ^ A ^ B)

№2

Заполните пустые ячейки таблицы истинности

А В С С ^ А (С ^ А) —> В
0 0   0 1
0   0 0 1
  0 1 1 0
1 1 1 1  

 

№3

Постройте логическую схему, соответствующую логическому выражению, и найдите значение логического выражения

F=A^ B & ¬ C, если А=1, В=1, С=1

F= ¬ (A ^ B & C), если А=0, В=1, С=1.

F= (A^ B) & (C^ B) , если А=0, В=1,С=0.

F= B& ¬ A ^ ¬B & A , если А=0, В=0.

№4

Составьте таблицы истинности и определите истинность формулы:

F=((A ^¬ B)> B) & (¬ A ^ B)

F= A&B?( A^ B)

F= ¬ (A—>B) ?( ¬ B—>¬ A)

№5

Перевести числа из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную:

А45, 24А,9F, 0,FDD5,
F12,0457; F24,F9; 54A;
0,DFD3; 21D,567

 №6

Перевести числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную:

774, 765,25; 0,5432;
654,763; 665, 546,76
0,7654; 432,347.

Задания повышенной сложности

№1

Определите правило шифровки и расшифруйте слова:

АКРОЛДИИТРБОФВНАЗНГИЦЕШ

ЩИКНГФЗОЕРУМЦАЫЦГИХИ

№2

Для точности передачи сообщений и ликвидации “шумов” в сообщениях используется принцип двукратной последовательности передачи каждого символа. В результате сбоя при передаче информации приемником принята символьная последовательность: “пррраоссптоо”. Какое осмысленное сообщение передавалось?

№3

Какое количество информации несет сообщение “Встреча назначена на сентябрь”.

№4

ДНК человека (генетический код) можно представить себе как некоторое слово в четырехбуквенном алфавите, где каждой буквой помечается звено цепи ДНК, или нуклеотид. Сколько информации (в битах) содержит ДНК человека, содержащий примерно 1,5 ?1023 нуклеотидов?

№5

Известно правило: чтобы перевести число из двоичной системы счисления в восьмеричную, нужно сгруппировать подряд три цифры, считая от запятой, отделяющей целую часть от дробной, и отдельно перевести двоичные числа, полученные из цифр каждой группы, в восьмеричные числа, каждое из которых выражается только одной восьмеричной цифрой. Записанные в том же порядке эти восьмеричные цифры образуют искомую восьмеричную запись числа. Можно ли сформулировать похожее правило для перевода чисел из троичной системы в систему счисления с основанием 9?

№6

Сумму восьмеричных чисел

17+1700+170 000+ … + 1700 000 000

перевели в шестнадцатеричную систему счисления. Найдите в записи числа, равного этой сумме, пятую цифру слева.

№7

Записать наибольшее и наименьшее n - разрядные числа, представимые в системе счисления с основанием p и перевести эти числа в десятичную систему:

А) n=2, p=2, c) n=4,p=16/
b) n=3,p=8,

№8

Перевести следующие числа:

2316—>А2, АС116—>А8,
23,458—>А2, 1010108—>А2,
1010,00111012—>А8, 1010102—>А8,
1010,00111012—>А16, 23,5618—>А16.

№9

Ниже даны описания некоторых рисунков с помощью системы векторных команд. Воспроизвести на бумаге эти рисунки.

А)

Цвет рисования красный
Цвет закраски желтый
Окружность 16,10,2
Закрасить 16, 10, красный
Установить 16,12
Линия к 16, 23
Линия к 16,29
Линия к 21,29
Линия 16,23,13,29
Линия 13,29,11,29
Линия 16,16,11,12
Линия 16,16,21,12

В)

Цвет рисования серый Закрасить 35,23, белый
Установить 32,20 Окружность 39,28,2
Линия к 46,20 Закрасить 39,28, белый
Линия к 46,24 Цвет рисования черный
Линия к 46,24 Цвет закраски черный
Линия к 46,26 Эллипс 38,31, 40, 35
Линия к 46,26 Закрасить 39,32, черный
Линия к 46,36
Линия к 46,36
Линия к 32,20
Цвет закраски серый
Закрасить 38,30, серый
Цвет рисования белый
Прямоугольник 33,21,43,24
Цвет закраски белый