Информационные услуги Интернет. Электронная почта. Урок информатики в 8-м или 9-м классе. Базовый курс

Разделы: Информатика


Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: совершенствовать знания об электронной почте, ее возможностях функционирования; выработать умение оперирования с данным сервисом Интернет; привить культуру пользователя в сети Интернет.

Задачи урока:

Образовательная:

  • повторить и углубить знания учащихся по теме “Аппаратное и программное обеспечение сети”
  • познакомить учащихся с принцами функционирования электронной почты.

Развивающая:

  • развитие логического мышления учащихся;
  • развитие познавательного интереса, речи и внимание школьников;
  • сформировать индивидуальную культуру и потребность в приобретении знаний.

Воспитательная:

  • воспитать умение работать командой;
  • активизировать познавательные способности учащихся;
  • привить культуру пользователя в сети Интернет.

Требования к знаниям, умениями и навыкам учащихся:

Учащиеся должны знать:

  1. назначение электронной почты;
  2. что такое электронный почтовый ящик;
  3. из чего состоит имя почтового ящика;
  4. структуру электронного письма.

Учащиеся должны уметь:

  1. оперировать с электронной почтой.

Оборудование:

  1. Компьютер;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Экран;
  4. Презентация “Электронная почта”;
  5. Теоретический материал урока для учеников;
  6. Необходимые для игры: коробки, бумага, маркеры, скрепки, булавки, открытки.

Структура урока:

I. Орг. момент.

II. Постановка целей и задач урока.

III. Актуализация знаний.

IV. Объяснение нового материала.

  1. Сообщение ученика “Немного истории о символе @ ”.
  2. Принцип функционирования электронной почты.

V. Игра “Электронная почта”.

VI .Сканворд.

VII. Подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока

Презентация

I. Орг. момент.

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих.

II. Постановка целей и задач урока.

На предыдущих уроках мы узнали:

  • из чего состоит Интернет, т.е. познакомились с техническими средствами Интернета;
  • как работает Интернет, т.е. рассмотрели технологию передачи и обработки данных в сети;
  • для чего используется Интернет, т.е. какие информационные услуги предоставляет Всемирная сеть, узнали немного об электронной почте.

На этом уроке мы продолжим знакомство с Интернетом и рассмотрим подробно принцип функционирования электронной почты.

III. Актуализация знаний учащихся.

Но сначала вспомним то, что мы проходили на предыдущих уроках.

Вопросы:

1) Что представляет из себя Интернет? (Структура)

Интернет – всемирная глобальная сеть, которую можно представить в виде компьютерных узлов, объединенных между собой линиями связи. Компьютер пользователя (клиент, абонент, терминал) подключаются к компьютерному узлу.

Узел содержит один или несколько компьютеров, которые находятся в состоянии постоянного подключения к сети. Они называются хост - компьютерами.

2) Как называется организация, владеющая узлом сети?

Организация – владелец узла сети называется провайдером (provider - поставщик, снабженец) сетевых услуг. Пользователь заключает договор с провайдером на подключение его к узлу и оплачивает ему услуги.

3) Чем отличается хост – компьютера от компьютера пользователя сети?

Хост-компьютер (host – хозяин) – компьютер высокопроизводительный, обслуживающий узел, с большим объемом памяти на жестком диске.

Назначение хост – компьютера:

  • обеспечивать связь между машинами - пользователями;
  • хранить информацию между сеансами связи;
  • обеспечивать связь терминалов с информационными серверами, которые постоянно подсоединены к хост-компьютерам по каналам связи.

4) Какие вы знаете основные типы каналов связи в сети Интернет? Что является основной характеристикой канала связи?

Существуют следующие типы линий связи:

1) Кабельные:

  • витая пар;
  • коаксиальные кабели;
  • оптико-волоконные кабели.

2) Телефонные.

  • радио:
  • радиорелейные;
  • спутниковые.

Эти каналы связи различаются по трем основным свойствам: пропускной способности, помехоустойчивости и стоимости. По стоимости самым дорогими являются оптико-волоконные линии, а самыми дешевыми – телефонные. Но с уменьшением цены снижается и качество работы линии: уменьшается пропускная способность, сильнее влияют помехи.

5) Для чего используется модем? Какие функции он выполняет? Виды модемов.

Модем – устройство для подключения компьютера к сети через телефонную линию связи. Преобразует цифровой сигнал (двоичная информация) в аналоговый сигнал телефонной связи и обратно (модуляция – демодуляция).

Основная характеристика модема – предельная скорость передачи данных (от 1200бит/с до 56000бит/с).

Виды модемов:

  • внешние;
  • внутренние;
  • PCMIA-карта (для переносных компьютеров);
  • цифровые модемы – ISDN.

6) Какой принцип передачи и обработки данных используется в Интернете? Что такое протокол?

В Интернете происходит пакетная передача данных, за которую отвечает протокол TCP/IP.

Протокол – это набор соглашений о правилах формирования и форматах сообщений Интернета, о способах обмена информацией между абонентами сети.

Протокол TCP/IP выполняет следующие действия:

  • разбиение передаваемых данных на пакеты (части);
  • адресация пакетов и передача их в пункт назначения;
  • сборка пакетов в форму исходных данных.

7) Что такое электронная почта? В чем состоит преимущества электронной почты перед обычной почтой?

Электронная почта – это обмен письмами в глобальных сетях.

Электронная почта (E- mail) по сравнению с обычной имеет ряд преимуществ:

  • скорость передачи информации;
  • компактность передаваемой информации;
  • не используются “открытые” механизмы транспортировки информации;
  • независимость от времени;
  • передача информации без соответствующего перемещения человека.

8) Где располагается почтовый ящик абонента? Что в него заносится?

Каждый пользователь имеет свой почтовый ящик – поименованная область дисковой памяти на почтовом сервере, отведенном для пользователя. Сюда помещается входящая и исходящая информация. Почтовый ящик имеет уникальное имя, владелец получает к нему доступ через пароль.

9) Что представляет собой электронный адрес?

Электронный адрес используется для определения местонахождения почтового ящика адресата в сети. Электронный адрес включает в себя две части, отделенные друг от друга символом @: <имя почтового ящика>@<адрес почтового сервера>

IV. Объяснение нового материала.

1) Сообщение ученика “Немного истории о символе @”

Обмен электронными сообщениями между пользователями в единой компьютерной системе (в университете или крупной компании, такой, как IBM) существовал с начала 60-х гг. прошлого столетия. Однако передача сообщений электронной почты между компьютерами в ее сегодняшнем виде началась только в 1971 г. Рей Томлисон из фирмы Bolt Beranek and Newman стал первым человеком, который послал сообщение с 5компьютера одной сети на компьютер, входящий в состав другой сети. Было бы не совсем правильно сказать, что Томлисон создал электронную почту, поскольку в работе над данной проблемой принимало участие множество людей. Однако он был первым, кто написал адрес так, как это делается сейчас. Поскольку Томлисон мог использовать только печатный терминал, где не поддерживались строчные буквы, он решил отделить имя пользователя от имени компьютера столь известным сейчас символом @, показывающим, что этот адрес находится за пределами локальной сети.

“Символ @ (“эт”, что обозначает английскому предлогу at, т.е. “на”), - позже вспоминал Томлисон, - был выбран осмысленно. Он показывает, что пользователь находится “на” каком-то другом хосте, а не в локальной сети”.

Еще немного интересных фактов. В русском языке знак @ обычно называют “собакой”, в Германии – “висящей обезьяной”, в Греции – “маленькой уткой”, в Дании – “хоботом слона”.

Электронный адрес

Итак, мы вспомнили, чтобы корреспонденция могла найти своего адресата, каждый компьютер имеет свой уникальный адрес электронной почты, состоящий из двух частей, разделенных символом @:

  • первая часть – имя пользователя – задается самим пользователем при регистрации почтового ящика;
  • вторая часть – доменное имя сервера – представляет собой доменное имя сервера, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик.

По электронной почте можно пересылать тексты, рисунки, фотографии, звукозаписи и другую информацию.

Рассмотрим теперь структуру электронного письма

2) Структура письма.

См. слайд №15 “Структура электронного письма” (Приложение1.ppt)

3) Принцип функционирования электронной почты ( E – mail)

См. слайд №16 “Принцип функционирования электронной почты” (Приложение1.ppt)

Рассмотрим схему работы электронной почты.

Почтовый сервер – это своеобразное почтовое отделение, куда поступает входящая и исходящая корреспонденция зарегистрированных на нем пользователей. Эта корреспонденция помещается в “почтовые ящики” пользователей – специальный адрес, по которому к нему будут поступать письма.

Процесс отправки письма состоит из следующих этапов:

  1. В режиме off-line (состояние отключения компьютера пользователя от связи с сервером) пользователь пишет письмо, указывает адрес получателя. Для этого пользуется редактор подготовки писем, входящий в клиент-программу электронной почты. Подготовленные письма помещаются в папку “Исходящие”.
  2. Устанавливается связь с сервером (режим on-line).
  3. Сервер по паролю определяет пользователя, принимает все письма из папки “Исходящие”, передает поступившие для данного пользователя письма, которые помещаются в папку “Входящие”.
  4. Сеанс связи завершается.

Теперь пользователь может спокойно просмотреть поступившую корреспонденцию.

Из приведенной схемы видно, что клиент и сервер работают по разным протоколам. Каждый из протоколов выполняет разные функции:

РОР3 (Post Office Protocol) – протокол почтового отделения. Этот протокол во время сеанса связи устанавливает личность пользователя, обеспечивает связь с его персональным ящиком, выполняя функцию защиты информации.

SМРТ(Simple Mail Transfer Protocol) – простейший протокол передачи почты. Этот протокол передает на сервер исходящие письма и принимает поступающие. При работе никакого установления личности не требуется.

V. Игра “Электронная почта”

Цель игры: Сформировать знания об электронной почте, ее возможностях, функционировании, выработать умение оперирования с данным сервером Интернета, прививать культуру пользователя сети Интернет.

Перед проведением игры класс разбивается на шесть групп (каждый ряд на две части). Первая парта каждой из групп выполняет роль сервера. На ней устанавливается табличка (сетевой адрес сервера) “Группа № _”, где после символа “№” указывается номер группы. Остальные парты данной группы выполняют роль клиентов сервера. На партах-“клиентах” располагаются таблички с фамилиями учеников (сетевой адрес клиента).

Пример.

На парте-“сервере” устанавливается почтовый ящик с двумя отделениями – “Входящие” и “Исходящие”: в отделение “Входящие” складывается или поступающие для клиентов этой группы письма, или “транзитные” письма, которые следует отправлять на другие сервер; в отделение “Исходящие” - те письма, которые следует отправить на другие серверы. На парте каждого клиента также имеется ящик, который разделен на три части – “Входящие”, “Исходящие” и “Удаленные”: в отделение “Входящие” складываются письма, пришедшие на имя клиента, в “Исходящие” клиентом помещаются письма, предназначенные для отправки, в “Удаленные” - ненужные клиенту письма.

Сервер обслуживают два ученика – один (А) собирает письма, приготовленные для отправки клиентами группы, и раздает пришедшие на их имя письма, второй (Б) разносит письма по другим серверам, складывая их в отделение “Входящие” почтовых ящиков. Игрок А имеет право подходить лишь к почтовым ящикам клиентов своей группы, игрок Б может передавать письма лишь на ближайшие серверы.

Пример.

Из схемы видно, что представители первого и второго серверов могут напрямую общаться с серверами 3, 4 и между собой; третьего и четвертого – со всеми серверами, пятого и шестого – с серверами 3, 4 и между собой.

Примечание. Если один из серверов перегружен (игрок Б не успевает разносить письма по другим серверам), то на парту-“сервер” выставляется табличка “Перегрузка”. Если поток писем не уменьшается, то сервер “ломается” и на него выставляется табличка “Поломка” (он из игры исключается). Можно установить между серверами другие связи.

Игра начинается с написания клиентами писем. Процесс написания состоит из следующих этапов:

  1. выбрать адресата;
  2. взять лист бумаги и сложить его вдвое;
  3. на лицевой стороне указать адреса (электронные) получателя и отправителя, а также тему послания, например:

Куда: Сорокин@Группа№6

От кого: Иванова@Группа№1

Тема: Контрольная работа

На внутренней стороне написать текст послания.

Если клиент хочет вместе с письмом послать еще какой-либо документ (например, открытку), он прикрепляет его скрепкой к письму.

В это же время игрок А проходит мимо парт клиентов своей группы и смотрит, нет ли писем в отделениях “Исходящие” их почтовых ящиков. Если есть, то он берет их и относит в отделение “Исходящие” почтового ящика сервера. Также игрок А проверяет, нет ли писем в отделении “Входящие” почтового ящика сервера. Если есть, то письма, пришедшие на адрес клиентов данной группы, игрок А разносит по отделениям “Входящие” почтовых ящиков клиентов, а письма, пришедшие на адреса клиентов других групп (“транзитные”), перекладывает в отделение “Исходящие” почтового ящика сервера.

Игрок Б проверяет отделение “Исходящие” почтового ящика сервера. Если там есть письма, то он определяет наилучший путь (“прямой” или “транзитный”) отправки писем и разносит их по отделениям “Входящие” почтовых ящиков других серверов.

После того как клиенты получают письма, беря их из отделений “Входящие” своих почтовых ящиков, они читают их и в зависимости писем перемещают их в отделение “Удаленные”, или откладывают в сторону (для этих целей можно добавить в почтовый ящик еще одно отделение).

В процессе игры целесообразно показать, что письма, написанные одним клиентом данной группы другому клиенту этой же группы, обрабатываются аналогично тому, как это делается для писем, направляемых от клиентов данной группы клиентам другой группы.

V I. Сканворд (Дополнительный материал).

Цель: повторение и закрепление материала по теме

Телекоммуникации

Найдите зашифрованные в сканворде термины, связанные с телекоммуникационными технологиями.

А Д Р Е С А Т Х
Д О М Е Н Х Н Х
З Х С Е Р В Е Р
Е Х С Е Р В И С
В М Е Д О М Л Н
З О Ц Ь Л О К А
К И Ф А Р Т Х Е
А Н И Ш Л Ю З С

Ответы: адресат, домен, звезда, клиент, кольцо, модем, сеанс, сервер, сервис, трафик, шина, шлюз.

Вопросы:

Какие из слов-ответов обозначают возможную топологию сети? (“Звезда”, “Кольцо”, “Шина”.)

В каких из указанных в сканворде топологий обязательно должен присутствовать головной компьютер? (“Звезда”)

Перечислите функции головного компьютера. (Хранение данных, управление работой компьютерной сети, возможность организации связи с другими компьютерными сетями.)

Назовите термины (из числа указанных в сканворде), обозначающие используемые в телекоммуникационных сетях аппаратные средства. (Модем – средство приема/передачи информации по телефонным линиям; клиент-компьютер, входящий в локальную и глобальную сеть; шлюз – компьютер, через который обмениваются информацией две локальные сети; сервер – компьютер, осуществляющий прием, передачу и хранение информации.)

Укажите термины, относящиеся к электронной почте. (Адресат, домен, клиент, модем, сеанс, сервер, сервис, трафик.)

VII. Подведение итогов урока.

Итак, сегодня на уроке были активными …

Хорошо отвечали…

Рефлексия

Ребята, что вам понравилось на этом уроке?

Что вы узнали нового для себя?

Какие есть пожелания для себя и меня по работе в дальнейшем?

Домашнее задание

1. §§ 2,3 (И.Г. Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. 9 класс);

Основные записи сделать в тетрадь;

2. Творческое задание: придумать кроссворд или сканворд (с вопросами) на тему “Аппаратное обеспечение сети. Электронная почта”.

Литература:

  1. Давыдова Е.В. Как устроен Интернет? // Информатика и образование, 2004. №6.
  2. Зубрилин А.А. Игровой компонент на уроках информатики // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу “Информатика и образование”. 2001. №3
  3. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. 8-9 классы / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Информатика. Задачник – практикум в 2 т. Учебное пособие для средней школы / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005.