Плотность вещества

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательные:

  1. сформулировать понятие плотность вещества;
  2. сформировать умение учащихся вычислять плотность разных веществ;
  3. продолжить формирование навыка планирования ответа, умение работать в классе;

Воспитательные:

  1. содействовать эстетическому воспитанию учащихся

Развивающие:

  1. развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;
  2. развивать самостоятельность учащихся, умение творчески мыслить, грамотно излагать свои мысли;
  3. развивать познавательные интересы школьников.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, программа “Мастер-тест”, тест, кроссворд, лист рабочей тетради, презентация “Плотность вещества”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада всех Вас видеть! Садитесь, пожалуйста.

Сегодня мы познакомимся с новой физической величиной, которая является характеристикой вещества.

2. Проверка домашнего задания.

Для начала повторим пройденный материал. (10 учащихся садятся за компьютеры и работают с программой “Мастер-тест”, остальные учащиеся отвечают на вопросы теста в “бумажном” варианте).

Примечание: если ученик правильно ответил на вопросы теста, то у него должно получиться слово “молодец”.

Вопросы теста

1 вариант

1. Может ли тело двигаться равномерно, если на него не действуют другие тела?

К) не может
Л) может, но не каждое тело
М) может

2. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился назад. Чем это вызвано?

К) автобус повернул влево
М) автобус повернул вправо
Н) автобус резко остановился
О) автобус резко увеличил скорость

3. Какое явление используется при катании детей на скейтбордах?

К) механическое явление
Л) инерция
М) диффузия
Н) трение

4. Изменение скорости тела происходит …

Н) без действия на него другого тела
О) под действием на него другого тела
П) до того, как подействует на него другое тело

5. Два тела массами m1 и m2 взаимодействуют между собой, и первое тело после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что …

Г) m1 > m2
Д) m1 < m2
Е) m1 = m2

6. Основной единицей массы в Международной системе является

В) тонна
Г) миллиграмм
Д) грамм
Е) килограмм

7. Два тела массами m1 = 20 г и m2 = 40 г взаимодействуют между собой, и первое тело после взаимодействия движется со скоростью 20 см/с, то втрое тело движется со скоростью …

Ц) 10 см/с
Э) 16000 см/с
Ю) 1см/с

2 вариант

1. Если скорость тела сохраняется при отсутствии действия на него других тел, то такое явление называют …

И) покоем
К) механическим движением
Л) диффузией
М) инерцией

2. Может ли тело увеличивать свою скорость, если на него не действуют другие тела?

О) не может
П) может, но не каждое тело
Р) может

3. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился влево. Чем это вызвано?

К) автобус повернул влево
Л) автобус повернул вправо
М) автобус резко остановился
Н) автобус увеличил скорость

4. Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел?

Н) может
О) не может
П) иногда может

5. Два тела массами m1 и m2 взаимодействуют между собой, и первое из них после взаимодействия движется с той же скоростью, то говорят, что …

А) m1 > m2
Б) m1 < m 2
Д) m1 = m 2

6. Сколько килограммов в одном грамме?

Д) 1000
Е) 0,001
Ж) 100

7. Два шара после взаимодействия приобрели скорости один шар 60 см/с, а второй – 30 см/с. Какова масса первого шара, если масса второго шара m 2 = 10 г?

Ц) 5 г
Э) 0,2 г
Ю) 18000 г

3. Изучение нового материала.

Презентация

Изучение нового материала начнем с разгадывания кроссворда (слайд 1). В нем мы узнаем тему урока.

Кроссворд

1. "Маленькая масса"

2. Быстрота движения.

3. Единица длины.

4.Явление сохранения скорости движения тела или его покоя.

5. Величина, которую можно измерять с помощью мензурки.

6. Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах.

7. Прибор для измерения температуры.

Итак, тема урока. Это “Плотность вещества”.

(ученики записывают в тетрадях тему урока).

Трое учеников нашего класса получили задания. Они должны были измерить массу и объем тел. Посмотрим, какие результаты они получили (слайд 2).

Найдем отношение массы первого бруска к его объему. Повторим эти действия для второго и третьего брусков. Что мы получили? Отношение массы к объему остается постоянной для данного тела. В нашем случае для дерева. Полученное число в физике называют плотностью вещества.

Слайд 3

Слайд 4

Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность. Например, плотность воды равна 1000 кг/м3, льда – 900 кг/м3, а водяной пар (при 0°С и нормальном давлении) - 0,59 кг/м3.

Как вы думаете: “С чем это связано?” Это связано со строением вещества.

Плотность твердых, жидких и газообразных веществ является табличной величиной. Поэтому их значения можно использовать при решении задач.

Рассмотрим таблицы плотностей на странице учебника 50-51.

Вопросы к учащимся:

  1. определите по таблице вещества, имеющие наибольшую плотность? Наименьшую плотность?
  2. плотность алюминия 2700 кг/м3, а плотность воды 1 г/см3. Что означает это число?
  3. выразите в килограммах массы тел: 2,5т; 0,25 г; 300 г;
  4. плотность олова 7,3 г/см3, а плотность гранита 2600 кг/м3. Плотность какого вещества больше?

4. Работа с рабочим листом № 2 “Плотность вещества” (Приложение1)

5. Закрепление изученного материала:

- С какой новой характеристикой вещества вы познакомились?

- Как определить плотность вещества?

- Какой буквой обозначают плотность?

- Какова единица измерения плотности?

6. Домашнее задание: 21, упр.7 (1,2,3), закончить лист №2.