Образ дороги в произведениях искусства

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Учителем музыки в МОУ “Гимназия №27” города Барнаула Алтайского края я работаю с 1989 года. С 2004 года также являюсь преподавателем курса МХК. В журнале “Искусство в школе”(2004 г., №№ 4,5) я обратила внимание на статью Е. Медковой “Первообразы как основа развития творческого воображения на уроках искусства”. Материал заинтересовал меня и, разрабатывая в 2005 году программу “Искусство” для 9 класса, я решила включить в тематический план тему “Первообразы искусства”.

В статье Е. Медковой речь идет в основном об интерпретации первообразов – Мировое Древо, Дорога, Тень, Мудрый старик/старуха, Богиня-мать – в литературных произведениях, произведениях изобразительного искусства, архитектуры, ДПИ.

Я попыталась найти аналоги архетипов в музыкальных произведениях. На мой взгляд, наиболее близким музыкальному искусству является первообраз Дороги, поскольку он также как и музыка имеет отношение к временной организации мира.

Так появился урок, который я хочу предложить вашему вниманию. Материал может быть использован как на уроках музыки, так и на уроках МХК.

Образ Дороги в произведениях искусства

Цель и задачи:

  • создание условий для понимания сущности образа Дороги в произведениях разных видов искусств;
  • способствовать развитию умения устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств;
  • создание условий для развития коммуникативных навыков в анализе и оценке художественных произведений средствами межличностного диалогического общения,
  • способствовать развитию эмоциональности, творческих навыков, памяти, воображения, вокально-хоровых навыков, расширять кругозор.

Оборудование: магнитофон (проигрыватель), фортепиано, раздаточные листы с текстами, словари, репродукции картин.

Музыкальный материал:

  • С.Баневич.“Дорога” ( из т/ф “Никколо Паганини”)
  • С.Рахманинов. Прелюдия gis-moll.

Художественный материал:

  • И.Левитан. “Владимирка”
  • А.Куинджи. “Радуга”
  • И.Шишкин. “Рожь”

Литературный материал:

  • загадки, народные приметы
  • А.Волков. “Волшебник Изумрудного города”
  • Л.Кэрролл. “Алиса в Зазеркалье

Ход урока

Какое странное и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога!..

Н. В. Гоголь

Звучит песня С. Баневича “Дорога

У. О чем эта песня, как вы её понимаете?

Д. (предполагаемые ответы) Песня о человеке, его судьбе, это дорога жизни, это жизненный путь, который выбирает для себя человек.

Исполнение песни с учащимися

У. Дорога – один из основных образов в искусстве или, как мы говорили на прошлом уроке, первообразов искусства.

Что означает это понятие?

Д. Первообраз – первоначальный, исходный образ, вид чего-либо, прототип, оригинал. Исходный первообраз (в сознании, искусстве) – архетип (Толковый словарь Д. Н. Ушакова).

У. Кто выделил базовые архетипы?

Д. Немецкий психолог К. Юнг.

У. О каком первообразе шла речь на прошлом уроке?

Д. Мировое Древо.

У. Согласно концепции К. Юнга, архетипы организуют восприятие и представления людей о внешнем мире. Архетип – это абстракция, которая в культуре, с течением времени, наполняется новым содержанием.

Как вы думаете, с какими мотивами в искусстве связан образ Дороги? Приведите примеры произведений и толкований этого образа.

(В помощь учащимся предлагаются тексты загадок, народных примет, пословиц связанных с образом Дороги, а также фрагменты из литературных произведений).

Выводы:

Отношение к образу Дороги двойственное: положительное и отрицательное, спасительное и гибельное (например, “Если больной бредит дорогой, то умрет”, “Дорога, да никто по ней не хаживал, никого за собой не важивал” - дорога в потусторонний мир). Многое зависит от выбора: в волшебных народных сказках герой доходит до перекрестка где необходимо принять решение или проходит испытания, которые определяют дальнейшую судьбу героя (дорога – “жизненный путь”). Дорога – это поиск самого себя, своей сущности. (А. Волков. “Волшебник Изумрудного города” - дорога из желтых кирпичей ведет каждого из героев к его предназначению: Льва к смелости, Дровосека к любви, Страшилу к мудрости, а Элли к родительскому дому). Путешествие Алисы по Зазеркалью (Л. Кэрролл “Алиса в Зазеркалье”) – это путь к взрослению.

В музыкальных произведениях образ Дороги также трактуется неоднозначно, но, в основном, разрабатывается идея Дороги – Пути – Выбора. Могут прозвучать фрагменты знакомых детям музыкальных произведений: Е. Новиков, “Дороги”; В. Соловьев-Седой, “Баллада о солдате”; Ф. Шуберт, “Лесной царь”; Д. Шостакович, 7 симфония, эпизод нашествия; Л. Бетховен, “Сурок”; А. Петров, “Я шагаю по Москве”; М. Минков, “Дорога Добра” и т.п.

У. На полотнах многих русских художников также присутствует Дорога как один из символов национальной жизни. Не найти русского пейзажиста (да и, пожалуй вообще русского художника), который бы не писал Дорогу.

Работа в группах. Каждой группе предлагается три репродукции: И.Шишкин, “Рожь”; А. Куинджи, “Радуга”; И. Левитан, “Владимирка”. Ответить на вопросы:

- Куда ведет эта дорога?

- Хотели бы вы пройти этой дорогой? Почему?

- Кем вы ощущаете себя в этой картине – путником, путешественником или странником? (значение этих слов необходимо найти в словарях, которые предлагаются каждой группе).

Путешественник – тот, кто путешествует. Путешествие – поездка или передвижение пешком куда-либо далеко за пределы постоянного местожительства с научной, общеобразовательной, спортивной и другими целями.

Путник – тот, кто совершает далекий путь пешком.

Странник – странствующий человек (обычно бездомный или гонимый); человек идущий пешком на богомолье, богомолец.

Ожегов С. И. Словарь русского языка

Выводы:

У И.Шишкина – мудрость, простота, наивность, положительный идеал; “Божья Благодать. Русское богатство” - комментарий самого И.Шишкина. Эта дорога к счастью, она словно приглашает путника пройти по ней, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

У А.Куинджи дорога смотрится таинственно и символично. Радуга в христианской литературе всегда воспринималась как символ неразрывной связи Бога и человека. Радуга предстает здесь “окном”, из которого льется ослепительный свет. Целостный мир – бессмертный и вечный.

В картине И.Левитана дорога, как символ скорбного пути русского народа. Дорога пустынная, бескрайняя. Образ странницы с котомкой, бредущей неведомо куда – как бродили на Руси в поисках лучшей доли испокон веков.

Учащимся предлагается послушать Прелюдию gis-moll (ор.32 №12) С.В.Рахманинова

У. Есть ли среди предложенных репродукций созвучная музыке С.В.Рахманинова?

Это образ зимней дороги и неторопливо бегущей по необозримым заснеженным просторам тройки: мерно звенят колокольчики, думы теснят грудь…

Приходят на память знаменитые строки А.А.Пушкина:

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Слушание фрагментов, художественный анализ Прелюдии

Элегическое настроение пьесы передано композитором в распевной мелодии. В ней слышны и декламационные обороты, которые вносят в основную тему Прелюдии неповторимую речевую выразительность. Сопровождается мелодия уныло-однообразным аккомпанементом, напоминающим перезвон бубенцов.

В средней части интонации-“вздохи” как бы перебиваются беспокойным биением “колокольцев”. Усиление тревоги достигается за счет повторений коротких мотивов басового голоса на фоне трепещущего взволнованного аккомпанемента.

Третья часть, реприза, вносит в общее настроение Прелюдии интонации тоски, суровой скорби, мужественности – главная тема звучит в басу.

Заключительный раздел пьесы имеет чисто изобразительный характер: тройка уносится вдаль, теряется в бесконечном просторе русских полей торопливый серебристый звук бубенцов.

Выводы:

Лирический герой Прелюдии полон любви к заснеженной русской равнине, он размышляет и грезит под однообразный перезвон бубенцов лихой тройки, он погружен в себя и ведет неспешный внутренний диалог. Унылая, но такая до боли знакомая и родная картина бескрайних просторов и необозримых далей. Через образ дороги раскрывается центральная тема творчества Рахманинова – тема Родины, России.

Экспресс-задание в конце урока (письменно)

У. Образ Дороги – образ очень непростой и сложный. Вспомните те трактовки образа о которых мы говорили на уроке (дорога к самому себе, дорога домой, дорога в одиночество, дорога к Богу, дорога к счастью, дорога “в никуда”,…)

Домашнее задание: сочинение-размышление “Дорога жизни и образ одинокого путника в произведениях русского искусства”.

Литература

  1. Медкова Е. Первообразы как основа развития творческого воображения на уроках искусства. // “Искусство в школе”/2004, №4, с.63; №5, с.55.
  2. Русская музыка в школе: Методические очерки – М., МИРОС, 1998