Учителем музыки в МОУ “Гимназия №27” города Барнаула Алтайского края я работаю с 1989 года. С 2004 года также являюсь преподавателем курса МХК. В журнале “Искусство в школе”(2004 г., №№ 4,5) я обратила внимание на статью Е. Медковой “Первообразы как основа развития творческого воображения на уроках искусства”. Материал заинтересовал меня и, разрабатывая в 2005 году программу “Искусство” для 9 класса, я решила включить в тематический план тему “Первообразы искусства”.
В статье Е. Медковой речь идет в основном об интерпретации первообразов – Мировое Древо, Дорога, Тень, Мудрый старик/старуха, Богиня-мать – в литературных произведениях, произведениях изобразительного искусства, архитектуры, ДПИ.
Я попыталась найти аналоги архетипов в музыкальных произведениях. На мой взгляд, наиболее близким музыкальному искусству является первообраз Дороги, поскольку он также как и музыка имеет отношение к временной организации мира.
Так появился урок, который я хочу предложить вашему вниманию. Материал может быть использован как на уроках музыки, так и на уроках МХК.
Образ Дороги в произведениях искусства
Цель и задачи:
- создание условий для понимания сущности образа Дороги в произведениях разных видов искусств;
- способствовать развитию умения устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств;
- создание условий для развития коммуникативных навыков в анализе и оценке художественных произведений средствами межличностного диалогического общения,
- способствовать развитию эмоциональности, творческих навыков, памяти, воображения, вокально-хоровых навыков, расширять кругозор.
Оборудование: магнитофон (проигрыватель), фортепиано, раздаточные листы с текстами, словари, репродукции картин.
Музыкальный материал:
- С.Баневич.“Дорога” ( из т/ф “Никколо Паганини”)
- С.Рахманинов. Прелюдия gis-moll.
Художественный материал:
- И.Левитан. “Владимирка”
- А.Куинджи. “Радуга”
- И.Шишкин. “Рожь”
Литературный материал:
- загадки, народные приметы
- А.Волков. “Волшебник Изумрудного города”
- Л.Кэрролл. “Алиса в Зазеркалье
Ход урока
Какое странное и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога!..
Н. В. Гоголь
Звучит песня С. Баневича “Дорога”
У. О чем эта песня, как вы её понимаете?
Д. (предполагаемые ответы) Песня о человеке, его судьбе, это дорога жизни, это жизненный путь, который выбирает для себя человек.
Исполнение песни с учащимися
У. Дорога – один из основных образов в искусстве или, как мы говорили на прошлом уроке, первообразов искусства.
Что означает это понятие?
Д. Первообраз – первоначальный, исходный образ, вид чего-либо, прототип, оригинал. Исходный первообраз (в сознании, искусстве) – архетип (Толковый словарь Д. Н. Ушакова).
У. Кто выделил базовые архетипы?
Д. Немецкий психолог К. Юнг.
У. О каком первообразе шла речь на прошлом уроке?
Д. Мировое Древо.
У. Согласно концепции К. Юнга, архетипы организуют восприятие и представления людей о внешнем мире. Архетип – это абстракция, которая в культуре, с течением времени, наполняется новым содержанием.
Как вы думаете, с какими мотивами в искусстве связан образ Дороги? Приведите примеры произведений и толкований этого образа.
(В помощь учащимся предлагаются тексты загадок, народных примет, пословиц связанных с образом Дороги, а также фрагменты из литературных произведений).
Выводы:
Отношение к образу Дороги двойственное: положительное и отрицательное, спасительное и гибельное (например, “Если больной бредит дорогой, то умрет”, “Дорога, да никто по ней не хаживал, никого за собой не важивал” - дорога в потусторонний мир). Многое зависит от выбора: в волшебных народных сказках герой доходит до перекрестка где необходимо принять решение или проходит испытания, которые определяют дальнейшую судьбу героя (дорога – “жизненный путь”). Дорога – это поиск самого себя, своей сущности. (А. Волков. “Волшебник Изумрудного города” - дорога из желтых кирпичей ведет каждого из героев к его предназначению: Льва к смелости, Дровосека к любви, Страшилу к мудрости, а Элли к родительскому дому). Путешествие Алисы по Зазеркалью (Л. Кэрролл “Алиса в Зазеркалье”) – это путь к взрослению.
В музыкальных произведениях образ Дороги также трактуется неоднозначно, но, в основном, разрабатывается идея Дороги – Пути – Выбора. Могут прозвучать фрагменты знакомых детям музыкальных произведений: Е. Новиков, “Дороги”; В. Соловьев-Седой, “Баллада о солдате”; Ф. Шуберт, “Лесной царь”; Д. Шостакович, 7 симфония, эпизод нашествия; Л. Бетховен, “Сурок”; А. Петров, “Я шагаю по Москве”; М. Минков, “Дорога Добра” и т.п.
У. На полотнах многих русских художников также присутствует Дорога как один из символов национальной жизни. Не найти русского пейзажиста (да и, пожалуй вообще русского художника), который бы не писал Дорогу.
Работа в группах. Каждой группе предлагается три репродукции: И.Шишкин, “Рожь”; А. Куинджи, “Радуга”; И. Левитан, “Владимирка”. Ответить на вопросы:
- Куда ведет эта дорога?
- Хотели бы вы пройти этой дорогой? Почему?
- Кем вы ощущаете себя в этой картине – путником, путешественником или странником? (значение этих слов необходимо найти в словарях, которые предлагаются каждой группе).
Путешественник – тот, кто путешествует. Путешествие – поездка или передвижение пешком куда-либо далеко за пределы постоянного местожительства с научной, общеобразовательной, спортивной и другими целями.
Путник – тот, кто совершает далекий путь пешком.
Странник – странствующий человек (обычно бездомный или гонимый); человек идущий пешком на богомолье, богомолец.
Ожегов С. И. Словарь русского языка
Выводы:
У И.Шишкина – мудрость, простота, наивность, положительный идеал; “Божья Благодать. Русское богатство” - комментарий самого И.Шишкина. Эта дорога к счастью, она словно приглашает путника пройти по ней, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.
У А.Куинджи дорога смотрится таинственно и символично. Радуга в христианской литературе всегда воспринималась как символ неразрывной связи Бога и человека. Радуга предстает здесь “окном”, из которого льется ослепительный свет. Целостный мир – бессмертный и вечный.
В картине И.Левитана дорога, как символ скорбного пути русского народа. Дорога пустынная, бескрайняя. Образ странницы с котомкой, бредущей неведомо куда – как бродили на Руси в поисках лучшей доли испокон веков.
Учащимся предлагается послушать Прелюдию gis-moll (ор.32 №12) С.В.Рахманинова
У. Есть ли среди предложенных репродукций созвучная музыке С.В.Рахманинова?
Это образ зимней дороги и неторопливо бегущей по необозримым заснеженным просторам тройки: мерно звенят колокольчики, думы теснят грудь…
Приходят на память знаменитые строки А.А.Пушкина:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Слушание фрагментов, художественный анализ Прелюдии
Элегическое настроение пьесы передано композитором в распевной мелодии. В ней слышны и декламационные обороты, которые вносят в основную тему Прелюдии неповторимую речевую выразительность. Сопровождается мелодия уныло-однообразным аккомпанементом, напоминающим перезвон бубенцов.
В средней части интонации-“вздохи” как бы перебиваются беспокойным биением “колокольцев”. Усиление тревоги достигается за счет повторений коротких мотивов басового голоса на фоне трепещущего взволнованного аккомпанемента.
Третья часть, реприза, вносит в общее настроение Прелюдии интонации тоски, суровой скорби, мужественности – главная тема звучит в басу.
Заключительный раздел пьесы имеет чисто изобразительный характер: тройка уносится вдаль, теряется в бесконечном просторе русских полей торопливый серебристый звук бубенцов.
Выводы:
Лирический герой Прелюдии полон любви к заснеженной русской равнине, он размышляет и грезит под однообразный перезвон бубенцов лихой тройки, он погружен в себя и ведет неспешный внутренний диалог. Унылая, но такая до боли знакомая и родная картина бескрайних просторов и необозримых далей. Через образ дороги раскрывается центральная тема творчества Рахманинова – тема Родины, России.
Экспресс-задание в конце урока (письменно)
У. Образ Дороги – образ очень непростой и сложный. Вспомните те трактовки образа о которых мы говорили на уроке (дорога к самому себе, дорога домой, дорога в одиночество, дорога к Богу, дорога к счастью, дорога “в никуда”,…)
Домашнее задание: сочинение-размышление “Дорога жизни и образ одинокого путника в произведениях русского искусства”.
Литература
- Медкова Е. Первообразы как основа развития творческого воображения на уроках искусства. // “Искусство в школе”/2004, №4, с.63; №5, с.55.
- Русская музыка в школе: Методические очерки – М., МИРОС, 1998