Диалог культур в литературе

Разделы: Начальная школа


Проблема гуманизации и гуманитаризации ставит перед учеными и учителями задачу интенсификацию учебного процесса, максимального насыщения его фактами и реалиями отечественной и мировой культуры, широкого использования ассоциаций, возникающих при восприятии художественных произведений.

Ученые отводят литературе в этом процессе одно из ведущих мест потому, что “любая национальная литература вбирает в себя факты отечественной и мировой материальной и духовной культуры, культурные реалии современности и прошлого, специфические национальные обряды и обычаи, религиозные представления народа”.

Диалог культур рассматривается как процесс “творческого мышления” разных культур во времени и в пространстве, как столкновение и соотнесение различных творческих индивидуальностей, художественных точек зрения.

Изучение сказок и фольклора в контексте диалога культур отвечает положениям новой концепции литературного образования, требующей от учащихся глубоких знаний, широты ассоциативных связей, умения сравнивать и сопоставлять.

Сказка – один из основных видов устной народной прозы. Сказка как вид фольклора передает древний тип человеческого сознания, является начальной формой мышления всего человечества. Сказка отражает мировоззрение народа, эстетические, религиозные представления, социальные и культурные ценности.

Сказка как особая, образная модель мира близка и понятна детям младшего школьного возраста. Она помогает ребенку справляться с избытком информации при недостатке знаний, по-своему понять окружающий мир. Благотворно влияя на интеллектуальное, эмоционально-психологическое развитие детей, сказки способствуют воспитанию патриота своей страны, помогают формированию таких качеств, как стойкость, правдивость, оптимизм, доброта, человечность, трудолюбие.

Сказку ребёнок должен прочувствовать сердцем, так как “самого главного глазами не увидишь” (А. де Сент-Экзюпери), что работа со сказкой пробуждает читательскую активность, заинтересованность, формирует нравственную позицию младшего школьника, что сказка даёт ответы на вопросы, которые волнуют каждого ребёнка.

  • Кто я? Откуда произошёл?
  • Что такое счастье (и несчастье)?
  • Что есть добро и почему рядом с ним живёт зло?
  • Чем человек расплачивается за счастье?
  • Что такое ум?
  • Можно ли избежать страданий?
  • Почему любовь может победить смерть?
  • Почему сказка — “добрым молодцам урок”?
  • В чём смысл жизни?

Книга родилась как результат раздумий и поисков, как итог многолетней работы учителя со сказками в начальной школе, наконец, как кладовая методических и информативных наработок учителя по данной проблеме. Сюжеты сказок находят своё воплощение в музыке, живописи, графике, поэзии — поэтому в книге и этой стороне жизни сказки отведено место.

Уроки литературного чтения в начальной школе - это уроки обучения искусству чтения именно чтение даёт возможность почувствовать вкус живительной воды из чистого и глубокого источника, имя которому — сказка. Поэтому нередко в урок включаются грамзаписи с художественным чтением сказок мастерами слова, поэтому так активно побуждаются дети к выразительному чтению вопросами:

  • Как надо читать эту сказку?
  • Что помогает читать сказку протяжно, мелодично, неторопливо, речитативом?
  • Какие интонации вы слышите в речи (называется герой - героиня сказки)? Чем они обусловлены?
  • В чем тайна чтения сказки?
  • Как голосом подчеркнуть советы, выводы, содержащиеся в сказке? Ее мудрость?
  • Почему в одной сказке преобладает задорная, даже дерзкая интонация, а другую надо читать нежно, грустно, по-умному сдержанно?

Чтобы ребенок понял смысл сказки, чтобы в его душе пробудились “чувства добрые”, чтобы раскрылось сердце младшего школьника, надо уметь организовать чтение сказки (выборочное, “по цепочке”, по ролям, инценирование и пр.) и беседу по содержанию.

Сказки…Они сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как могут быть дороги родина и мать, народ и его история.

Почему у разных народов сказки похожи?

Давно замечено, что сказки разных народов иногда удивительно похожи. В одной русской сказке говорится о ловком бедняке, которого за все его проделки посадили в мешок и собираются утопить, но он тут же, обманув барина или попа (мол, под водой пасутся огромные косяки прекрасных лошадей), сажает его в мешок вместо себя. Точно такой же сюжет знаком и мусульманскому Востоку (истории про Ходжу Насреддина), и народам Гвинеи, и жителям далёкого острова Маврикия... Подобное сходство, поначалу решили учёные, связано с тем, что один народ заимствовал сказку у другого. Действительно, это случалось нередко. Но потом выяснилось, что и у народов, которые разделены океанами и никогда не соприкасались, сказочные сюжеты могут совпадать. Это сходство объясняет теория самозарождения сюжетов: у всех народов на одинаковой стадии развития складываются похожие верования и обряды (например, обряд инициации), похожие формы общественной жизни. А, следовательно, идеалы и конфликты у них те же - противостояние бедности и богатства, ума и глупости, трудолюбия и лени.

Но, конечно, у каждого народа есть сказки, которые неизвестны другим. Их своеобразие определяется природными условиями, историей, культурными традициями, складом народного характера, языком.

В конечном счёте, всякая сказка, как бы она ни походила на какую-то другую, национальна.

Меняются времена, меняется и отношение к сказке. Нет, она не ушла из нашей жизни. Сказка продолжает жить и пленять читателей. И оттого, что сейчас сказки, в основном читают, а не слушают, они не становятся менее интересными. И оттого, что сказки сейчас экранизированы, они остаются привлекательными для малышей, заставляют после просмотра кинофильма обратиться к первоисточнику – к книге. Ученик в начальной школе должен понимать, чувствовать, осознавать, что сказка – это лекарство от многих-многих недугов, физических и духовных.

Вслушаемся в слова мудрейшего человека, народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: “О сказки моего детства! Когда я был маленьким, вы меня лечили от обид и болезней. Когда я нетерпеливо ждал возвращения отца и старших братьев под крышу родной сакли, вы сокращали часы моего ожидания. Когда сам я после долгих странствий спешил домой к близким и родным, вы облегчали мне горные подъемы и спуски. Вы сокращали все расстояния и дарили мне весеннее тепло в зимние звездные ночи. И сейчас, когда я бываю вдали от родины, на душе моей становится легко и светло, лишь только вспоминаю о вас. Дни и ночи проходят незаметно, и сердце устремляется к прекрасному...”.

В унисон Расулу Гамзатову звучат слова большого детского писателя и поэта С. Я. Маршака. Он часто любил повторять: “Ведь в сказке содержатся, как в молоке, все витамины, полезные для здоровья: фантазия, выдумка, ненавязчивая мораль, которая одновременно учит и забавляет, веселье, шутка, конечно же, чувство родной речи”. Одним словом, все то, что Маршам высоко ценил.

Но что же изменилось сейчас в нашем отношении к сказке? Стал другим век. Мы называем его модным словом “прагматический”. Сегодня многие родители предпочитают колыбельной и сказке компьютер, компьютерные игры, примитивные зарубежные мультфильмы. Сложнее и сложнee учителю начальной школы, учителю-словеснику вернуть важную для детства веру в чудесное, в торжество справедливости и добра, вести детей в светлый мир народной сказки, которая выводит своих героев на распутье, учит выбирать жизненную дорогу и идти по ней достойно. Сказка учит сострадать, любить все живое, быть правдивым, трудолюбивым, готовым помочь оказавшемуся в беде.

Школа всегда заботилась о том, чтобы что-то формировать, чему-то учить. В лучшем случае, что-то развивать. А ведь у учителя должна быть ещё одна цель - сохранить, сберечь... Что? То самобытное, цельное, непосредственное, что возникло ещё в дошкольном детстве и что всю жизнь будет отличать нас друг от друга. И педагогу необходим материал, для того чтобы решить эту задачу. Что это за материал? Какие-то особенные произведения? Нет, просто хорошие, доставляющие ребенку радость. Важно только, чтобы они, эти произведения, были использованы для совместного чтения и слушания, для совместных раздумий над ними. Какое произведение, если не сказка, более всего подходит для этой роли?

Сегодня нельзя не отметить очевидный факт: чтение как предмет начального бучения не решает у нас одной из важнейших своих задач — не воспитывает к подростковому возрасту потребности и способности воспринимать художественную литературу, не формирует читателя, обладающего восприимчивостью к искусству, потребностью в чтении, а в дальнейшем — художественным вкусом. Возможно, и в этом вопросе неоценимую услугу нам окажет сказка - сказка народная и литературная (авторская).

Поурочные разработки по литературному чтению. (Программа “Школа-2100”)

Тема: Обобщение по сказке А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане...” (4 класс)

Цель урока: Обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина; на основе сравнительного анализа выявить особенности фольклорной и литературной сказок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение целей урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он посвящен Александру Сергеевичу Пушкину.

Не давно, мы с вами читали и разбирали “Сказку о царе Салтане...”.

Что вам особенно запомни лось в этой сказке?

- Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?

-Каким же увидел остров князь Гвидон? Найдите ответ в тексте сказки и прочитайте его. (Ответы детей.)

- Найдите в тексте сказки, как рассказывает автор об этих чудесах.

- Недавно мы познакомились с таким поэтическим приемом, как сравнение. Сравнения помогают нам ярче представить то, о чем мы читаем. Найдите сравнения в описании красоты царевны и прочитайте. (Дети выполняют задание.)

- Я вам предлагаю прослушать музыкальный фрагмент из балета Петра Ильича Чайковского “Лебединое озеро”. Какие картины, связанные со сказкой Пушкина, вы себе представляете? (Ответы детей.)

- Кто является носителем зла в “Сказке о царе Салтане...”?

- Троекратные повторы - особенность народной сказки. Есть ли они в сказке Пушкина?

- В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)

- Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть - все зло в мире - обречены на гибель. Первоначально в жизни не зло, а материнская любовь, вообще любовь

III. Физкультминутка (Дети выполняют под музыку несколько упражнений.)

- В чем главный смысл сказки? (Ответы детей.)

- Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть - все зло в мире - обречены на гибель. Первоначально в жизни не зло, а материнская любовь, вообще любовь.

IV. Знакомство с фольклорным вариантом сказки.

К своей няне Арине Родионовне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни услышал Пушкин много сказок. Возможно, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказки. Сейчас мы познакомимся с фольклорным вариантом “Сказки о царе Салтане...”. Представим, что мы перенеслись с вами во времени и попали в те далекие годы, когда поэт был маленьким. (Звучит грамзапись).

V. Сравнительный анализ фольклорного варианта сказки и “Сказки о царе Салтане...” А. С. Пушкина

- Вы прослушали фольклорную грамзапись сказки, сделанную Пушкиным со слов няни в 1824 году в селе Михайловском. Александр Сергеевич любил слушать сказки, будучи уже взрослым человеком.

Возможно, эта сказка является источником “Сказки о царе Салтане...”. На столах у вас запись фольклорного варианта сказки. Прочитайте текст про себя.

- А теперь, работая с текстом, сравните сюжеты двух сказок.

- Кто выступает в этой роли в фольклорном варианте сказки?

- Меньшая из сестер обещала родить царю сына-богатыря. А что происходит в народной сказке?

- Мы уже говорили о чудесах князя Гвидона. О каких чудесах рассказывается в фольклорном варианте сказки? Совпадают ли эти описания? (Работа по тексту)

VI. Выявление особенностей литературной и народной сказок (На доске таблица.)

СКАЗКИ
Народная Литературная
1. Автор – народ.

2. Существует в устной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. (Создатель может вносить изменения.)

4. Время создания определить невозможно.

5. Народная сказка ограничивается определенным жанром:

- волшебная,

- бытовая,

- о животных

1. Автор - конкретное лицо (он - творец).

2. Создается в письменной форме.

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания сказки известно.

5. Не ограничивается определенным жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Далее дети работают по вопросам.

  • Кто является создателем народной сказки; литературной?
  • Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.
  • Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок.
  • Можно ли вносить изменения в литературную (авторскую) сказку?
  • Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?
  • Мы познакомились с жанрами народной сказки. Прочитай те, что говорится о жанровой специфике литературной сказки.

- Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

V. Итог урока. Оценка работы детей.

Малые жанры народного творчества. (2 класс)

Тема: Что такое фольклор? Фольклорные жанры.

Цель урока: Познакомиться с терминами “фольклор”, “жанры фольклора”; вспомнить известные второклассникам жанры фольклора.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Игра “Литературное лото”.

Учащиеся делятся на команды по 4 человека в каждой команде.

Командам раздают карточки с напечатанными литературоведческими терминами: “пословица”, “поговорка”, “загадка”, “считалка”, “потешка”, “Колыбельная песенка” и так далее.

Учитель читает тексты, уч-ся определяет жанр. После чтения учителем дети совещаются. Команда, у которой с ответом, поднимает ее.

а)

Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке щетинка. (Поросенок.)

б)

Пес Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!

в) По платью встречают, по уму провожают.

г)

Баю-баюшки-баю,
Не ложится на краю -
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди!

д) Наш Полкан попал в капкан.

е)

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной лапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в …яму
Бух!

III. Сообщение учителя.

Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Термин “фольклор”, который впервые в 1846 году ввел в науку английский ученый У. Дж. Томс, в переводе означает “народная мудрость”. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда – только словесное.

Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства.

У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты — "ни в сказке сказать, ни пером описать"; формула повелевания — "встань передо мной, как лист перед травой"), постоянных эпитетов.

Работа с учебником.

Работа парами.

Задание: найти в тексте определение понятий. Привести пример из учебника или свой. (Дети находят термины: "пословица", "поговорка", "загадка". Найденные термины записывают в тетрадь.) Составляется таблица.

Жанр Задача жанра
1.Пословица – краткое изречение. Кратко оценивать характеры и поступки людей.
2.Погоровка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.
3.Считалка – стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. “Формула” - тот и выйдет вон. Помочь весело распределить роли в игре.
4.Загадка иносказательно описывает предмет. Три типа:

1)перечисление признаков загаданного;

2)открытое сравнение признаков загадочного;

3)скрытое сравнение признаков загаданного.

Учит угадывать задуманное.
5.Побасенка – разговор о действиях героев, проявляющих их черт характера. Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.
6.Небылица рассказывает необычную, выдуманную, “перевернутую” картину жизни. Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение.
7.Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми. Весело учить малыша жестами жестам, навыкам.

IV. Итог урока

Учащиеся работают в группах. Учитель раздает тексты.

Задание: определить жанр, прокомментировать решение.

Карточки с текстами.

Ходит сок по лавке,
А дремота по избе,
Ищет — поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать кладёт.
Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две поплоше
Несли по два гроша.
Тит, иди молотить!
Брюхо болит!
Тит, иди щи хлебать
Где моя большая ложка?
Ягодка малина,
Медок, сахарок,
Поди вон, королёк,
Там тебе место — в кислое тесто.
Едут, гонят семеро на конях,
Все на лошадях, в красных шапках.
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!

V. Задание на дом (по выбору).

  1. Подобрать свои задания для карточек лото.
  2. Написать рассказ, в который бы вошли пословицы, поговорки, загадки.
  3. Что такое обряд? Попытайтесь найти материалы об этом виде фольклор

ЛИТЕРАТУРА.

  1. В. Бахтин От былины до считалки. Рассказы о фольклоре.Изд-во Ленинград, 1988.
  2. В. Климентовская Сказки нужны детям. Методическое пособие для учителей начальных классов. Рязань, 2005.
  3. Э. В. Помиранцева Русские сказочники. Пособие для учащихся, М.: “Просвещение”, 1985.
  4. Энциклопедия для детей. Т.9. Изд-во “Аванта”, 1999.