Цели:
1.Познакомить учащихся с таким явлением внутреннего психологического мира человека как “характер”, создать образные представления о понятиях “черты характера”, “оптимист”, “пессимист”.
2. Развивать умение описывать возникшие образы, умение сворачивать текст, анализировать и систематизировать понятия.
3. Воспитывать стремление к формированию у себя положительных черт характера и к искоренению отрицательных.
Ход урока
В начале урока класс делится на 3 группы.
Орг. момент. 1 упр. аутотренинга.
I. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Я предлагаю вам отгадать кроссворд, чтобы вспомнить, какие понятия мы уже изучили, и узнать название темы нашего урока.
- Эти признаки есть у человека от рождения. (Как устроено наше тело, на кого мы похожи, передаются по наследству)
- Хождение на двух ногах, развитая речь, умение понимать людей, осмысленно пользоваться рукой. Какие это признаки?
- Про него говорят, что он не только дитя природы, но и дитя общества.
- Это основная характеристика человека. Каждый из нас отличается от другого своей неповторимой…
- Это переживание положительных или отрицательных эмоций в течение некоторого промежутка времени.
- Эмоции, которые мы испытываем по отношению к определённому лицу, предмету. Их сила и устойчивость не зависят ни от ситуации, ни от времени.
- Чувство, возникающее у человека, если он испытывает испуг.
- Самотренировка, специальный прием психологического настраивания себя на определённое эмоциональное состояние.
- Какое слово получилось по вертикали?
- Встречалось ли вам когда-нибудь слово “характер”?
- В каких ситуациях говорят о характере?
- Определите тему урока.
- Давайте посмотрим, как это слово появилось в разговоре героев нашего учебника.
- Чтение диалога на с.22 по ролям (до вывода).
- Для чего Анюта и Илюша использовали слово “характер”? Что они хотели сказать, употребляя его?
II. Открытие нового знания.
- Выполним задание 26 в рабочей тетради на с.10.
- Из какой сказки эти герои? Кто автор? Назовите героев.
- Значит, мы используем слово “характер”, когда хотим сказать о человеке, какой он.
- Если характер нам нравиться то, что мы говорим о таком человеке?
Т.е. мы называем положительные черты характера.
- Если характер нам не нравиться то, что мы говорим о нем?
Т.е. мы называем отрицательные черты характера.
- Запишите в таблицу свои черты характера.
- Кто хочет прочитать свою таблицу или ее часть?(3-4 ученика).
- Сравните таблицы в своей группе, есть ли одинаковые?
Посмотрите, кто-то выделил больше положительных черт, кто-то больше отрицательных, но у всех получились различные сочетания. Подумайте, как можно определить, что же такое характер?
Сравните с выводом на с. 22.
Рассказ учителя.
Характер - древнегреческое слово, означает “чеканка”, “печать”.И, действительно, характер как будто отпечатан в нашей личности. С годами может меняться проявление характера, но сам он неизменен. Существует свыше 1500 черт характера, но только некоторые из них составляют основной “узор” характера человека, те которые являются главными, устойчивыми. Характер определяет наши поступки, мысли, чувства. Поэтому по поступкам человека мы можем судить о его характере. Описывать характер своего знакомого, мы начинаем с тех черт, которые отличают его от остальных людей.
Физминутка.
III. Расширение полученных знаний.
Иногда, чтобы описать личность, достаточно назвать одну, но очень емкую черту характера.
- Посмотрите отрывок из м/ф про кота Леопольда.
- Что можно сказать об отношении Леопольда к различным жизненным ситуациям, пусть даже не всегда приятным.
Он оптимист. Как понимаете это слово?
Прочитайте определение на с.23.
- Посмотрите отрывок про ослика Иа.
- Попробуйте описать характер ослика.
Одним словом, можно сказать, что он пессимист, у него противоположный характер.
- На кого вы больше похожи по характеру, на Леопольда или на Иа-Иа?
- Определите по рисунку на с.22, оптимисты или пессимисты остальные сказочные герои.
- Как же мы узнаем о наших чертах характера.
(На доске постепенно появляется схема).
1. МОИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
3. Характер проявляется в общении с другими людьми.
4. Характер проявляется в отношении к делу.
5.Характер проявляется в отношении к самому себе.
Давайте разберемся, какие черты характера человека, к какой группе относятся.
(Каждая группа учеников получает список черт характера.1 группа выбирает “отношение к другим людям”, 2 группа - “отношение к себе”, 3 группа - “отношение к делу”.)
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА.
Отзывчивость | самоувасжение | самоуничижение |
Самолюбие | необязательность | доброта |
Добросовестность | небрежность | уверенность в себе |
Честность | хитрость | аккуратность |
Дети каждой группы после обсуждения выходят к доске и распределяют черты характера на три группы.
На какие еще две группы можно разделить? (+ -)
- Как вы думаете: когда человек рождается, у него уже есть характер?
- От чего зависит, вырастет ли ребёнок аккуратным или небрежным; добрым или злым?
- Основное влияние на формирование черт характера оказывает воспитание.
- Что появляется раньше: привычка или черта характера?
Проверьте свои предположения на с. 24.
- Как воспитать в себе положительные черты характера?
IV. Итог урока
- Что такое “характер”?
- Назовите емкие, основные черты характера.
- Какие группы черт характера узнали?
Отметки за урок.
V. Домашнее задание.
с. 22-24, задание 3, 5.