Работа в школе 32 года, из них 23 года преподаю технологию в лицеи №3. Имею высшую квалификационную категорию. За годы работы накопился немалый опыт в преподавании технологии (обслуживающий труд). Я люблю свой предмет, умею многое делать и стараюсь любовь к предмету передать своим ученикам. Работу свою строю под девизом "Уменье везде найдет примененье". Современный рынок труда как раз требует творческих рукастых специалистов. Ведь будущее России - в руках тружеников. Мы, учителя технологии, можем многое сделать, чтобы эти руки стали умелые, мы должны воспитать творческого, активного человека. Это подтверждается высказыванием В.А. Сухомлинского "Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша".
В нашем лицее мы работаем под таким девизом:
Перед тобой различные искусства
Выбирай из них одно, которое
пойдет тебе на пользу, изучи его,
Не унывай, и не теряй времени
из-за трудностей, пока ты не
достигнешь того, что оно станет
доставлять тебе радость (Альбрех Дюрер)
Уже с 5-го класса стараюсь учить ребят творчески. Когда ребята приходят в 5-й класс, они приходят в мастерскую по обработке ткани и обработке продуктов. Мастерские наши представляют собой музей лучших работ учащихся разных лет. Ученики 5-го класса с восхищением рассматривают работы, и у них возникает желание научиться делать такие же работы. В рамках программы не замыкаюсь, подхожу к каждому уроку вдумчиво. Чтобы узнать что-то новое для себя, а на современном этапе невозможно без самообразования, покупаю и выписываю через "Книга-почтой" книги и журналы, а затем предлагаю на уроке по книгам и журналам учащимся выбирать интересное изделие и изготовить его.
Чтобы проводить уроки на современном уровне с применением компьютера, окончила курсы "Пользователь ПК". Считаю, что каждый учитель должен быть профессионалом. Естественно, если он профессионально компетентен, то и уроки будут у такого учителя интересные, творческие, современные, т.е. налицо инновационная деятельность учителя. Получив корочку "Пользователь ПК" провела уроки "Косметика", "Уход за волосами" в 7 классе с помощью программы "Салон красоты-2". Эта программа помогает подобрать макияж, сладить недостатки и подчеркнуть выигрышные стороны внешности. Видеоролики с уроками специалистов научат правильно наносить макияж, подобрать цвет волос, примерить разные прически. Все приемы можно опробовать по фотографии на своем лице. Что мы и сделали. Каждая девочка, введя свою фотографию в программу, подбирала себе прическу, цвет волос, макияж. Такие уроки с применением компьютера проходят у учащихся на "ура". Чтобы проводить уроки по теме "Уход за руками" на высоком профессиональном уровне, окончила курсы "Маникюр-педикюр", а чтобы уметь ответить на вопросы об искусственных ногтях, окончила курсы "Гелевое наращивание ногтей".
Первый урок по теме "Уход за руками" я провела, включив в него следующие вопросы: "Строение ногтя", "Питание, уход, массаж рук", "Что говорят ногти о здоровье человека".
Второй урок я посвятила следующим вопросам "Виды маникюра", "Ногтевой дизайн", "Наращивание ногтей". При подготовке ко второму использовала мультимедийные технологии: презентацию темы "Ногтевой дизайн". Кроме этого на столах у девочек стояли оформленные в разном дизайне типсы с приклеенными спичками, чтобы удобно было воткнуть в поролон или пенопласт. Таким образом в наглядности на уроках не было недостатка. Практическую работу девочки выполняют, разбившись на пары пробуя создать тот или иной дизайн ногтей. Такие уроки учат девочек азбуке гигиены, уходу за собой.
Урок в 5-м классе
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Причем эти изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Например, для учащихся 9-го класса был проведен урок по теме "творческая мастерская "Учись мастерству". Среди огромного разнообразия предметов окружающего мира есть такие, которые постоянно заботятся о сохранении нашего здоровья и долголетия. Это обереги, амулеты. На Руси всегда верили в приметы обереги и домовых. Перед уроками, на которых мы будем изготавливать обереги-домовушки, просим учеников, чтобы они посетили магазин или рынок, где продают обереги. Ученики узнают сколько стоят такие вещи, а стоят они немало и какие бывают обереги. И на следующем уроке мы вместе изготавливаем обереги в виде картины, подковы, домика, совенка, веника. Ученики помогают друг другу, некоторые объединились по 2-3 человека и работают над одним оберегом. С удивлением ученики узнают, что работа эта несложная и себестоимость ее очень низкая. Изготовленные изделия ученики дарят родителям, бабушкам, дедушкам, учителям. В прошлом году ребята на внешкольных занятиях изготовили 80 штук оберегов-веников и подарили их учителям на день 8-е марта. При изготовлении оберегов они проявили выдумку, ни один оберег не похож на другой. При выполнении практических работ школьники должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Художественная обработка материала дает возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, ведь мы хотим воспитать людей с высокой культурой труда.
В своей работе использую разные материалы и методики по изготовлению работ декоративно-прикладного искусства. В разделе "Художественная обработка" материалов" учу ребят работать с соленым тестом (5 класс), вышивание гладью, лентами (6 класс), работаем с кожей (7 класс), выполняем аппликации, причем не только из ткани, ниток, но и из бумаги, работаем с природными материалом (8 класс).
Широко используем бросовый материал, например - пустые бутылки интересной формы, баночки из-под йогурта, битое стекло, пластиковые банки из-под сока.
Сейчас модно украшать интерьер дома вещами, сделанными своими руками. Например, на полку в кухню можно поставить декоративные бутылки, которые мы делаем: одни декорируем элементами соленого теста (6 класс), другие - оплетаем веревками (7 класс), третьи - декорируем кожей (8 класс).
Любят ученики работать с бумагой - ведь это доступное и увлекательное занятие для учащихся. Оно способствует развитию пространственного мышления, глазомера, точности движений рук, мелкой моторике. Все это положительно сказывается на общем развитии ученика.
Из бумаги делаем плоские и объемные аппликации, бумажную филигрань. В 5 классе работаем с бумагой в технике квилинг. Ученики работают в этой технике, изготавливают небольшие картинки, выкладывая различные цветы, которые в большом количестве растут у нас на Кубани.
Перед уроком с бумагой выходим в наш школьный двор и, где растет много цветов. Предлагаю ученикам внимательно рассмотреть строение понравившихся цветов, чтобы потом попытаться выложить эти цветы в из бумажных лент. Так ученики, учатся не только работать с бумагой, развивая глазомер, моторику рук, наблюдательность, но и познают природу своего края. Ведь "технология" - интегрированная область, синтезирующая научные знания из разных областей, в том числе и из биологии.
Урок в неделимом 6-м классе
На уроках по материаловедению применяю карточки-задания, например: "Определить вид ткани", "Определить вид переплетения нитей", "Найти направление долевой нити". Вместе с карточками раздаю конвертики, в которых находятся кусочки материала с номерами такие карточки-задания хороши при закреплении и проверки материала. Обязательно провожу практическую работу по материаловедению, например, в 6 классе при работе "Определение вида ткани" ученики не только визуально, но и путем сгорания кусочка ткани должны определить по виду горения и запаху из какого волокна соткана ткань. Обязательно перед такой работой провожу инструктаж по технике безопасности и демонстрирую приемы работы. В конце уроков по материаловедению ученики с удовольствием составляют коллекцию изученных тканей, но, не просто приклеивая кусочки ткани в тетрадь, а выполняя какой-нибудь рисунок, подставляя, например, где рубашка или шляпа или штампы ткани. Таким образом выходит веселая коллекция из картинок с тканью.
В своей работе применяю метод проектов. Учу учеников выбирать тему проектов, чтобы это было интересно, нужно, познавательно для них, дома, школы.
Внимание обращаю на составление плана по изготовлению проекта. Разбираем, как правильно разработать проект написать пояснительную записку к проекту, как оформить эстетически и защитить проект.
Вот некоторые темы проектов, которые выполняли ученики: "Картина, вышитая лентами "Осень", "Картина из соленого теста "На высокогорье", "Игрушка-подушка", "Сердце", вязание крючком "Прихватникик "Клубничка", "Детская одежда", "Мягкая игрушка "Елка" и многие другие работы. Вот как в 5 классе мы проводим урок-проект "День рождение". Перед последним уроком кулинарии, сообщаю ученикам, что следующий урок - это проект "День рождение". К нему надо подготовиться заранее: выяснить, у кого в сентябре день рождения, подготовить открытки, стихотворения, песни, танцы, продумать меню и сервировку стола. Ученики с удовольствием включаются в работу. Придумывают подарки: например, всех именинниц награждают самодельными медалями. Одну ученицу наградили медалью с надписью "Самая веселая", другую - "Самая активная" и т.д. Ученики поют песни, читают стихи именинницам, а в меню включают все, что изучили на уроках: чай, бутерброды, салаты, печенье. Получается настоящий маленький праздник, который надолго остается в памяти учениц. Как итог работы над проектами - выставка. Ежегодно в апреле месяце в лицее проходит выставка работ учащихся. Посмотреть выставку приходят учителя и ученики не только нашего лицея, но и других школ.
Осипенко Настя 11 “В” класс защищает проект “Корзина с цветами вышитая лентами”
Комиссия, созданная из учителей художественного-эстетического цикла оценивает работы учеников и подводит итог: вручает грамоты за самые лучшие работы. Наши лицеисты занимают призовые места на городском конкурсе проектов, а многие работы жюри городского конкурса "Творим чудо" отмечает высокой оценкой.
На уроках по кулинарии стараюсь заинтересовать ребят, использую игровые моменты. Например, в теме "Сервировка стола", играем в игру "Кафе". Выбираем официанта и посетителей кафе. Официант делает предварительную сервировку стола на одного человека. Встречает, и усаживают посетителя, начинают подавать блюда и называть их, например: "Яичница с помидорами". Посетитель должен правильно держа приборы, есть это блюдо. Вдруг кто-то из детей говорит посетителю: "Вас к телефону". Вставая из-за стола, посетитель должен правильно положить салфетку, приборы и уйти. В процессе такой игры учащиеся учатся не только правильно держать приборы, учатся есть различные блюда, правильно заканчивать обед. Еще одна игра, когда класс разбивается на две бригады. Одна бригада, сервирует стол, делает умышленные ошибки. Второй бригаде нужно найти эти ошибки при сервировке стола. Таким образом, дети быстрее и лучше запоминают пройденный материал. На своих уроках при объяснении, закреплении материала применяю кроссворды, ребусы, элементы игры "Поле чудес".
Например, на уроке по теме "Снятие мерок "Измерение фигуры" на доске рисую свободные клетки, в которые необходимо вписать новые слова, которые мы будем проходить на уроке: мерки, сантиметр и т.д.
Урок кулинарии в 7 классе. Работа с тестом
Активность на таких уроках высокая, значит и результативность будет хорошая. За годы работы собрала методическую копилку. Чтобы наглядность была на уроке наибольшая, разработала и вместе с учениками изготовила плакаты по темам "Изготовление прямой и фигурной кокетки", "Изготовление юбки", "Изготовление фартука", "Обработка сладок", "Изготовление накладного кармана", "Обработка оборок", "Обработка волана", "Изготовление ночной сорочки", "Обработка низа изделия", "Изготовление образцов поузловой обработки", "Виды обработки застежки".
Подготовила с учениками раздаточный материал: "Обработка низа рукава", "Втачивание рукава в пройму", "Виды швов", "оборки", "Воланы", "Мережки", "Обработка прорезного кармана", "Обработка вытачек", "Обработка швов соединения", "Манжеты" и другие. Все это мне помогает при подготовке к урокам.
В работе использую журнал "Школа и производство", который выписываю много лет. Считаю, что он должен быть настольной книгой каждого учителя. Предмет "Технология" не должен исчезнуть из Базисного учебного плана, должен быть включен в перечень приоритетных задач национального проекта "Образование".
Считаю, что предмет "Технология" (обслуживающий труд) должен вестись с 1-го по 11 класс, иначе мы придем к тому, что наши дети не будут подготовлены даже к самообслуживанию.
И только творчески работающий учитель может воспитать таких же творческих людей.