В последнее время в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Ведь современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовы учиться работать на благо её и встать на защиту.
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.
Воспитательное пространство объёмно, оно вбирает в себя семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.
Школа – важнейший фактор воспитания, самый сенситивный.
Каждый учитель, получив класс, как классный руководитель, оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с классом, как сложатся с ним отношения.
Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.
Я стала классным руководителем 8 “а” класса (ныне 11 класс) в 2003 году (четвёртый год являюсь наставником этого класса).
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создаётся. Поэтому мне, как классному руководителю, необходимо было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития каждого ученика. Суть воспитания состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.
Всю работу по формированию коллектива я рассматриваю в четырёх аспектах:
- Помощь детям в учёбе со стороны школы и семьи;
- Организация совместной трудовой деятельности;
- Совместный отдых;
- Развития ученического самоуправления в классе и школе.
За три года педагогической деятельности в этом классе осознала ту остроту ситуации, которая сложилась в современном обществе и школе. Красота, милосердие, толерантность, искренность, чувствительность …
Как недостаёт этих качеств в обществе и, несомненно, в образовании. Мы загружаем в ребячьи головы цифры, факты, формулы, понятия. Получают выпускники аттестаты зрелости, а души у многих так и остались в эмбриональном состоянии, чувственно – образное восприятие мира не развито. Чем это оборачивается для последующих поколений, ясно всем. Поэтому считаю важнейшей задачей и проблемой школы перед обществом научить ученика “думать хорошо, поступать хорошо”, то есть нравственно.
Отталкиваясь от мысли, что человек, прежде всего, создаёт не образование, а нравственность, необходимо решать задачи, которые создают целостную систему, то есть концепцию, направленную на развитие личности ученика “От гармонии воспитания к осознанной нравственности к гармонически развитой личности”.
Одиннадцатый класс – общеобразовательный класс. Класс небольшой, в нём 17 человек, 15 девочек и 2 мальчика.
Коллектив формировался с 7 класса, так как произошло деление школ, но основной его состав сохранился до сих пор. Вновь прибывшие девочки успешно адаптировались в коллективе – это Будкина Юля (2003 г. из села Любимовка), Звонарёва Катя и Салахеева Ксения (2005 г. из параллельного класса), Котова Светлана (2007 г. из ОСШ № 1).
Класс работоспособный (принимаем активное участие в уборке территории школы, классного кабинета, оказываем тимуровскую работу), интересуемся общественными делами и с удовольствием их выполняем (оформление классного уголка, участие в выставках, поисковая работа).
Важное место в своей работе я отвожу контактам с учителями предметниками, по ситуации провожу индивидуальные беседы.
Успеваемость в классе за последние три года снизилась.
Итоги обучения учащихся по годам с 2003 – 2006 гг.
Возможности учащихся реализованы не полностью, поэтому в этом направлении необходимо работать на протяжении всего 2007 - 08 учебного года, пять учащихся учатся в меру своих возможностей.
При опросе занятости учащихся во внеурочное время выяснилось, что 1 ребёнок занимается в школе искусств (Мордвинцева Юля), 1 посещает музыкальную школу по классу фортепиано (Котова Светлана), 2 обучается игре на гитаре при районном ДК (Кудренко Влад и Власенко Дарья), 4 человека занимается в спортивной секции “баскетбол” и неплохо защищают честь школы на муниципальном уровне, 1 (Сотыбалдинов Тимур) увлекается вычислительной техникой. Остальные девочки посещают аэробику и тренажёрные залы.
Одной из первоочередных задач в области воспитательной работы ставлю развития ученического самоуправления в классе. Каждый ученик у меня имеет поручение. Участие подростков в работе органов самоуправления – это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей.
Девочки сами составляют и разрабатывают сценарии к классным развлекательным вечерам.
Будкина Юля выдвинута от класса в совет старшеклассников и стала председателем ученического самоуправления школы.
В классе реально действуют органы самоуправления (Будкина Юля, Бефус Ира, Шевкопляс Вика, Кудренко Влад, Власенко Дарья, Звонарёва Катя – они являются основным активом класса).
Как и в другом любом классе, лидеры есть и у нас - это Будкина Юля, Бефус Ира, Сорокина Оля, Мордвинцева Юля. Они организованные, отзывчивые, могут организовать учащихся своего класса на любое КТД. Они несут доброжелательную атмосферу в классе.
Совершенно равнодушных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказать помощь товарищу. Учащиеся любят проводить вместе время и в школе и вне её. Многие дети дружат между собой. Класс дружный и сплочённый, микроклимат тёплый. По определению толерантности большая их часть способная к переживаниям, отзывчивости, доброжелательности.
Взаимодействие и сотрудничество с родителями – так же важное направление функционирования воспитательного процесса в классе.
Ведь очевидно, что если образы жизни семьи и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребёнка в семье (встречи с членами семьи, изучение условий проживания). На протяжении трёх лет у меня сложились хорошие взаимоотношения с родителями.
Основные воспитательные задачи школы на 2007–2008 учебный год.
Стратегические задачи воспитательной деятельности
- Гуманизация воспитательного процесса, выражается в создании условий для всемирного развития личности, для пробуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию.
- Возникновение и поддержание школьных традиций, что способствует созданию общественного коллектива, упрощает его жизнь.
- Совершенствование мастерства классного руководителя, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы личностно – ориентированного воспитания школьника.
Цель воспитания:
- Формирование личности, имеющей чёткую гражданскую позицию, социально – адаптированную к взрослой жизни, способную найти своё место в обществе и быть по настоящему счастливой.
Управленческие задачи:
- Формирование и расширение воспитательной среды, каждый компонент которой способствует воспитанию детей.
- Становление и развитие взаимовыгодного социального партнёрства между школой, жителями, организациями, предприятиями для расширения школьных проблем воспитания и обучения.
- Повысить социальную значимость школы и её востребованность как гражданского института.
- Привлечение в школу внебюджетного финансирования.
- Развитие добровольческого движения.
- Демократизация школы как системы.
- Обеспечение общественно-ориентированного и личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании.
- Организация воспитательного процесса на диагностической основе.
Личностные задачи:
- Развитие личности каждого ребёнка, его индивидуальности, творческих возможностей и потребностей.
- Воспитывать высоконравственных. Образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и желающих проявлять заботу о друг друге, коллективе, окружающих людях, о Родине с целью улучшения себя и окружающей жизни.
- Формирование гуманистического мирровозрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты свое деятельности в социальной, природной, культурной среде.
- Формировать осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов.
- Развивать общественную активность.
Структура учебно-воспитательного процесса в классе.
Основные задачи классного руководителя:
- Воспитывать чувства личной ответственности за свои дела и поступки, умение соотносить их с интересами коллектива.
- Воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности.
- Осуществлять помощь воспитанникам в учебной деятельности.
- Развивать самоуправление и трудолюбие.
- Вести работу с одарёнными детьми.
Основные виды деятельности
- Познавательная, игровая, творческая;
- Спортивная, коммуникативная;
- Досуг, профессиональное самоопределение.
Основные формы деятельности:
- Ролевые игры, тематические классные часы, часы общения;
- Походы;
- Благотворительные мероприятия;
- Классные развлекательные вечера.
Опорный документ каждого воспитателя – это программа воспитания, в школе и классном коллективе, за основу взяты идеи дидактов И. П. Иванова, Ф. Я. Шапира “Педагогика общей заботы”, а также журнал “Классный руководитель”, которые являются настольными книгами классного руководителя в воспитательной работе.
Исходя из программы воспитания и анализа работы предыдущего года, создаётся план работы на текущий год. При составлении плана работы классного коллектива используются различные методики: опрос, традиции и др.
Создаётся план работы по направлениям. При планировании учитываются возрастные особенности учащихся.
Основными программами воспитательного плана являются:
- “Я и моя школа”
- “Я гражданин России”
- “Я и творчество”
- “ЗОЖ и моя семья”
- “Будем делать хорошо и не будем плохо”
- Работа с родителями
Что касается календарного плана, то осенью он выглядит вид наброска действий, согласно традициям школы и класса, а также в него включаются муниципальные мероприятия, где пропущенных мест больше, чем заполненных. Он заполняется в течение всего учебного года, по нему сверяются замыслы и реализация идей воспитания, в него вносят коррективы. В основном воспитательный план составляется по четвертям.
В начале года, на первом классном часе я провожу анкету, куда входят следующие вопросы:
- Мне больше всего в прошлом году понравилось и запомнилось.
- Я был (а) недоволен (льна).
- Думаю, в новом учебном году следует изменить.
- Предлагаю осуществить.
- Затем вношу коррективы в воспитательный план работы с классом.
Программа “Я и моя школа”
Цель: вводить традиции в учебной и воспитательную работу школы, которые способствовали бы воспитанию чувства гордости за право учиться именно в этой школе. Повысилась бы ответственность за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивала бы высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы, всего коллектива.
Программа “ Я гражданин России”
Цель: формировать гражданскую позицию, прививать чувство сопричастности к судьбам Отечества и родного посёлка.
Программа “Я и творчество”
Цель: выявления природных задатков. Развитие творческого потенциала, каждого участника и реализация в различных сферах деятельности. Обогащения представления об окружающем мире, развитие потребности в расширении кругозора. Развитие художественно – эстетического вкуса.
Программа “ЗОЖ и моя семья”
Цель: пропаганда ЗОЖ, защита, сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование умение быть хорошим семьянином.
Программа “Будем делать хорошо и не будем плохо”
Цель: развитие способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, воспитании, чувства собственного достоинства к социальной адаптации, формирование уважения к труду и создаваемым материальным ценностям, развитие гуманного, альтруистического отношения к людям, помощь в осознанном выборе, будущем профессии.
Работа с родителями
Цель: поиск новой формы работы с родителями с целью вовлечения поставленных задач.
Ключевым фактором становления и формирования личности является социальная среда, окружающая подрастающего ребёнка.
Школа не может и не должна перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами её полномочий, но школа может содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребёнка путём влияния на семейное воспитание, поэтому составной частью работы классного руководителя с родителями является обеспечение родителей сведениями о целях и задачах воспитания школьника на данный учебный год.
В своей работе использую индивидуальные беседы с родителями, так как считаю её более эффективной,
Были проведены в этом учебном году родительские собрания на следующие темы:
“Роль самооценки в формировании личности”
“Вредные привычки и их последствия”
“Профессии, которые выбирают наши дети”.
Годы | Мероприятия | |
Кол-во меропр. | Результативность участия | |
2004 - 2005 | 9 |
Приняли участия в ярмарке в День
рождения школы, где заняли 2 место по оформлению
стола; Приняли участия в концерте ко Дню учителя; Приняли участия в игре “Поле чудес” тема растения, заняли 1 место; Выпуск общешкольных газет; Провели большую тимуровскую работу; Приняли участие в патриотической песни, заняли 2 место; Собрали материал и оформили звезду Славы; Приняли участия в конкурсе чтецов в честь Дня победы. Корреспонденты школьной газеты. |
2005 - 2006 | 7 |
Приняли участия в ярмарке в День
рождения школы, заняли 1 место в оформлении стола
и газеты; Выпускали общешкольные газеты; Подготовили и провели новогодний праздник; Принимали участия в конкурсе по ПДД, заняли 2 место; Приняли участия в конкурсе “Семья”; Приняли участия в Дне здоровья; Корреспонденты школьной газеты. Итог года: “Самый классный класс” - 2 место (награждены: почётной грамотой). |
2006 -2007 | 9 |
Подготовили и провели классный час в
День знания “Посвящения в 5 класс”; Подготовили и провели концерт ко Дню учителя; Приняли участия в ярмарке в День рождения школы; Принимали участия в реализации проекта “Шаг за шагом понемногу прегради огню дорогу”, агитбригада; Мастерская Деда Мороза; Принимали участия в районных соревнованиях по баскетболу и волейболу (девочки) 1 место на муниципальном уровне; Приняли участия в акции “Добра” (для военнослужащих нашей школы); Корреспонденты школьной газеты; Поездка в Ачаирский монастырь. |
Вывод: дети постоянно вовлечены в классные и общешкольные мероприятия, где просматривается их активность.
На протяжении пяти лет в нашей школе сложились свои традиции в плане проведения школьных мероприятий, таких как:
- День рождения школы
- День учителя
- День самоуправления
- День здоровья
- Новый год
- День влюблённых
- День смеха
Развитие одарённой деятельности учащихся
Власенко Даша
- 2004 – 2005 г. олимпиада по математике на МУ – 1 место, НПК – 1 место
- 2005 – 2006 г. – олимпиада по математике на МУ – 1 место, зональном – 1 место, по русскому языку на МУ – 3 место, НПК – лауреат.
- 2006 – 2007 олимпиада по математике на МУ – 3 место, иностр. язык – 1 место.
Иванова Катя
- 2005 – 2006 г. олимпиада по химии на МУ – 1 место
- 2006 – 2007 г. олимпиада по химии на МУ – 2 место
Сорокина Оля
- 2005 – 2006 г. олимпиада по химии на МУ – 2 место
- 2005 – 2006 г. НПК, участник
- 2007 – 2008 г. зональная олимпиада по математики “Ломоносовский турнир” - 3 место
Сотыбалдинов Тимур
- 2003 – 2004 участие в НПК по физике, лауреат
- 2004 – 2005 г. олимпиада по географии на МУ – 1 место
- 2005 – 2006 г. олимпиада по физике на МУ – 1 место
- 2006 – 2007 г. олимпиада по физике на МУ – 3 место
Кудренко Влад
- 2003 – 2004 г. участия в НПК по физике лауреат
- 2005 – 2006 г. олимпиада по биологии на МУ – 3 место
Синеговская Надя
- 2005 – 2006 г. олимпиада по математике на МУ – 2 место, НПК по физике на МУ – 1 место, на региональном уровне – лауреат.
Анализируя воспитательную работу классного коллектива и классного руководителя можно сделать вывод:
- имеются позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя.
Вся система работы, направлена на создание отношений товарищеской заботы, на представление каждому ребёнку возможности раскрыть свои способности, на то, чтобы научить их анализировать явления и события, иметь своё мнение о них и уметь его отстаивать. Чтобы каждый ребёнок с удовольствием и с радостью ходил в школу.