Цели урока:
- Обобщить знания детей о стихах русских поэтов XIX века.
- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
- Развивать навык работы в группе, умение находить главную мысль в тексте, концентрацию внимания и умение восстанавливать деформированный текст.
- Воспитывать любовь к Родине и родной природе.
Оборудование: деформированные пословицы (запись на доске), жетоны с названиями стихотворений для работы в группах, портреты русских поэтов 19 века, сводная таблица “Родина” к стихотворению И. Никитина “Русь”, кроссворд.
План урока:
I. Зачитывание с доски высказывания К. Д. Ушинского:
“Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина…”
- Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского?
Сегодня мы вспомним стихи о родной природе и о Родине русских поэтов XIX века. Постараемся выяснить всю ёмкость слова “Родина”.
II. Восстановление из деформированных слов пословиц о Родине.
Работают четыре группы учащихся по 6 человек. Тянут номера жетонов 1, 2, 3, 4.
1. без Человек Родины соловей песни без что (Человек без Родины – что соловей без песни)
2. и земля в мила горести Своя (Своя земля и в горести мила)
3. сторона Родная чужая мать, а мачеха (Родная сторона мать, а чужая мачеха)
4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша)
Пословицы зачитываются представителями от каждой группы, объясняется их смысл.
- Что объединяет эти пословицы? (Вопрос к классу), (Они все о Родине)
III. Как сказать по-другому о Родине?
(Отечество, отчизна, Родина-мать)
Послушайте высказывание К.Д. Ушинского о Родине, которое подготовили ребята первой группы:
“Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов. А когда мы уснем навеки, она прикроет наши кости”
IV. Перед вами портреты русских поэтов XIX века Ивана Саввича Никитина, Ивана Захаровича Сурикова, Спиридона Дмитриевича Дрожжина. Давайте заслушаем сообщения ребят об этих поэтах, так красиво писавших о Родине.
(Вторая группа) Справка о И.С.Никитине.
Иван Саввич Никитин родился в 1824 году в Воронеже. Отец его мечтал, чтобы сын стал врачом. Но учиться мальчику пришлось недолго. Отец разорился. Юноше пришлось работать, чтобы поддержать родных. Он урывками читал и пробовал писать стихи. Русь – это первое его стихотворение. Оно сделало поэта известным.
(Третья группа) Справка о Сурикове И. З.
Иван Захарович Суриков родился в семье крестьянина в ярославской губернии. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец забрал его с матерью в Москву. Отец занимался торговлей и мечтал из сына сделать торговца. Днем мальчик работал в лавке, а вечером много читал, сам сочинял стихи, мечтал стать поэтом. Постепенно его стихи стали печатать в журналах. Так к нему пришла известность.
(Четвертая группа) Справка о Дрожжине С. Д.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне на Волге. Учился он всего два года, но зато много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песями.
V. Коллективная работа всех групп.
Составление схемы “Родина по стихотворению И. С. Никитина “Русь”
Давайте обратимся к стихотворению “Русь” Никитина И. С. И попробуем составить схему “Родина” из словосочетаний, которые встречаются в стихотворении.
Самостоятельная работа групп.
Поиск.
- Первая группа … до “гляну к северу…”
- Вторая группа … до “у тебя ли нет…”
- Третья группа … до “и теперь среди…”
- Четвертая группа … до конца.
Выбор словосочетаний учащимися. На доске составляется схема.
Рисунок 1. Схема.
- Какова главная мысль стихотворения Никитина “Русь”? Поиск.
Уж и есть за что
Русь могуча
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложишь голову!
VI. Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величавоИ налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
VII. Групповая работа по стихотворениям Никитина “Утро”, Сурикова “Детство”, Дрожжина “Привет”, Дрожжина “Зимний день”
(Представители от групп тянут жетоны с заданиями)
1. Стихотворение Никитина И.С. “Утро”. Зачитать отрывок, где поэт описывает восход солнца. Словесное рисование картины.
2. Стихотворение Сурикова И. З. “Детство”. Зачитать отрывок, где поэт описывает катание с горы. Словесное рисование картины.
3. Стихотворение Дрожжина С. Д. “Привет”. Зачитать чем и кем восхищался поэт. Словесное рисование картины.
4. Стихотворение Дрожжина С. Д. “Зимний день”. Прочитать описание зимнего пейзажа. Словесные зарисовки.
- Какова главная мысль прослушанных произведений?
(Любовь к Родине, к родной природе)
- Какими словосочетаниями могли бы дополнить схему “Родина”?
(Моя деревня, мой дом родной, Божий храм белеет…)
VIII. Знаете ли вы поэтов, которые писали о Родине, о родной природе?
Разгадывание кроссворда.
1. Автор стихотворения “Утро”
2. Этот поэт написал о крестьянских детях.
3. Этот поэт любил слушать бабушкины сказки.
4. Этот поэт описал красоту зимнего дня.
Рисунок 2. Кроссворд.
IX. Подведение итогов.
Прочитайте высказывание великого русского поэта А. С. Пушкина.
(Запись на доске).
“Гордится славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”
- Как вы понимаете слова великого поэта?
- А еще чем мы должны гордиться?
X. Домашнее задание.
Выразительное чтение. Понравившееся стихотворение по выбору, сделать рисунок к нему.