Задачи урока:
- уточнить и закрепить представления учащихся об особенностях художественной и научной речи;
- развивать орфографические и речевые навыки;
- развивать мотивацию к творчеству и к самостоятельному поиску информации, воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: учебник “Русский язык”, 2кл. (авт. А.В.Полякова), орфографические словари, презентация.
План урока
I. Организационный момент.
II. Орфографическая разминка:
1) словарная работа;
2) запись словосочетаний под диктовку;
3) проверка.
III. Актуализация знаний.
IV. Физминутка.
V. Работа по теме урока:
1) работа с учебником;
2) творческая работа;
3) обсуждение работ.
VI. Домашнее задание.
VII. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель предлагает ознакомиться с планом урока - слайд 1:
Орфографическая разминка.
Что мы знаем о стилях речи?
Речь художественная и научная.
Творческая работа: художественное описание.
Учитель: План предстоящей работы понятен?
Вы готовы его осуществить?
Что помогло нам понять друг друга?
(Дети: Владение речью)
Какую речь мы сейчас использовали?
(Дети: Устную, когда слушали и отвечали, и письменную, когда читали с доски)
II. Орфографическая разминка
1) Словарная работа. Открывается слайд 2:
весна ветки воробьи тр.па тро.ка лист.я листок шишки вьюга
1 строка - дети называют выделенные орфограммы и проверочные слова (если возможно), записывают слова;
2 строка - называют пропущенные буквы, проговаривая правила и проверочные слова, записывают слова;
3 строка - самостоятельно находят и объясняют орфограммы, записывают слова.
Учитель: Что скажете о наборе слов?
(Настя: Все слова являются именами существительными; Таня: Есть слова в единственном и во множественном числе; Настя: Есть однокоренные слова; Света: Это всё про природу слова)
Учитель: Какие правила помогли нам вспомнить эти слова?
(Дети: правописание безударных гласных, парных согласных и разделительного мягкого знака)
Учитель: Не забывайте о них при письме под диктовку.
2) Запись словосочетаний под диктовку.
Два ученика (Наташа и Вова) пишут за откидными досками, остальные в тетрадях.
Поездка в деревню, зелёные листочки, тропинка к ручью, синяя лужица, шишки под елью, весенние цветы.
3) Проверка. Доски открываются, и дети проверяют написанное.
Учитель: Согласны с таким написанием?
(Вова: Не согласен с написанием окончания имени прилагательного в словосочетании синяя лужица)
Учитель: Что ты посоветуешь Наташе?
(Вова: Надо проверить окончание вопросом)
Наташа ставит вопрос и исправляет ошибку.
Учитель: Вова получает отметку пять, так как он не только написал всё правильно, но и объяснил Наташину ошибку. Наташа получает четыре, она повторит правила правописания окончаний имён прилагательных и в следующий раз (я уверена) тоже отлично справится с заданием.
А теперь каждый проверит себя ещё раз. Открывается слайд 3.
III. Актуализация знаний
Учитель: Что скажете о наборе словосочетаний?
(Света: Опять слова про природу; Алина: Их можно разделить на две группы; Яна: Правильно, здесь есть прилагательные с существительными и существительные с существительными)
Учитель: Молодцы! Что вы помните о роли имён прилагательных в речи?
(Жора: Они делают речь более выразительной)
Учитель: А в каком стиле речи это наиболее важно?
(Жора: Конечно, в художественном!)
Учитель: О каких стилях речи мы узнали на прошлом уроке?
(Артур: Художественный, научный, деловой, разговорный.)
Открывается слайд 4.
Учитель: Дома вы подбирали и записывали отрывки из текстов разных стилей. Давайте проверим, что у нас получилось. Поменяйтесь тетрадями, прочтите отрывок, определите стиль, напишите его название карандашом, подчеркните слова, которые вам помогли определить стиль. Получив обратно свою тетрадь, проверьте работу товарища и поставьте плюс, если вы согласны с его выводом.
Учитель: Разногласия есть?
(Все дети согласны с выводом соседа по парте).
IV . Физминутка “Расцветающий цветок”
(Дети изображают движениями: семечко дремлет в земле, чувствует тепло весеннего солнца, появляется росток, расправляются листья, появляется бутон, раскрываются лепестки, цветок нежится под солнцем.)
V. Работа по теме урока.
1) Работа с учебником
Учитель: Так как разногласий по домашнему заданию нет, продолжим наше знакомство со стилями речи, рассмотрим примеры использования научной и художественной речи.
Учитель: Прочтите текст упражнения № 471. К какому стилю отнесёте выделенную часть текста?
(Дети: К научному)
Учитель: Почему так решили?
(Ангелина: Тут описание точное и краткое; Максим: А ещё нет красивых прилагательных)
Учитель: Молодцы! Прочтите сведения на странице 199 и скажете, что ещё вы не отметили.
(Оля: Тут ещё сказано, что в научно-деловом описании не выражают чувства)
Учитель: Прочтите, как описывает этот же цветок поэт.
(Света: Можно прочитаю вслух? Тут так всё ласково описано, и цветочек птенчиком назвали)
Учитель: Умница, Света! Сразу на все вопросы учебника ответила! На какие вопросы ответила Света?
(Дети перечитывают вопросы к упражнению и уточняют ответы)
Учитель: Прочтите сведения о художественной речи. Что нового узнали из учебника?
(Ваня: В учебнике уточняется, что значит образная речь, здесь сказано: изобразительная)
Учитель: Прекрасно, что Ваня обратил наше внимание на это уточнение. Вот мы и попробуем свои силы в изобразительной речи.
2) Творческая работа
Учитель: Прочтите последнее из записанных нами словосочетаний (весенние цветы), закройте глаза и позвольте вашему воображению нарисовать картинку. Что увидели?
(Дети называют цветы)
Учитель: Как бы мне хотелось увидеть, что вы представили! Поделитесь? Тогда попробуйте в нескольких словах описать свой цветок, используя художественную речь. О чём надо будет помнить?
(Света: Нужно найти красивые прилагательные; Алина: В художественной речи используют сравнения; Ваня: А ещё можно чувства выражать)
Учитель: А что будете делать, если захотите использовать слова, правописания которых не знаете?
(Дети: Взять орфографические словари, попросить помощь учителя)
Учитель: Вы всё правильно поняли. Думаю, что вам помогут фотографии весенних цветов и музыка.
Открывается слайд 5.
Дети работают самостоятельно, при необходимости пользуются орфографическим словарём, учитель оказывает дозированную помощь отдельным учащимся.
3) Обсуждение работ
Учитель: Кто хочет прочитать своё описание?
(Луиза: “Маленькие цветочки ландыша как капельки росы. Они чистые и душистые.”)
Учитель: Что скажете?
(Ваня: У Луизы красиво получилось, она сравнила ландыши с капельками)
Учитель: Кто ещё хочет поделиться своим открытием?
(Яна: “Любопытный одуванчик открыл жёлтый глазок. Он увидел солнышко и заблестел от радости”)
Учитель: Согласны, что у Яны получилось прекрасное описание?
(Оля: Она даже использовала приём олицетворения!)
Учитель: Молодец Оля, что вспомнила литературный термин! С остальными работами я познакомлюсь при проверке тетрадей и обязательно расскажу вам о самых удачных описаниях.
VI. Домашнее задание
Учитель: Как вы думаете, сможете ли вы сейчас дать научное описание вашего цветка?
(Дети: Нет, надо знать термины)
Учитель: Где вы можете найти такую информацию?
(Дети: В библиотеке, в Интернете, в энциклопедиях и справочниках домашней библиотеки)
Открывается слайд 6.
Учитель: Это и будет вашим домашним заданием.
VII. Итог урока
Учитель: Какой вид работы вам понравился?
(Большинство детей назвали два вида работы: описание цветка и взаимопроверку домашнего задания)
Учитель: Что было трудно делать?
(Дети: Подобрать интересные сравнения, красивые прилагательные)
Учитель: Для чего мы это делали?
(Дети: Учились изобразительной речи)
Учитель: А надо ли учиться художественной речи, ведь не все собираются стать писателями?
(Дети: приятно слушать речь и читать письма от человека, который умеет пользоваться образной речью, передавать свои чувства и настроение)
Учитель: Я рада, что вы это понимаете. Спасибо за работу.