Урок русского языка во 2-м классе по системе Л.В. Занкова "Стили речи. Речь художественная и научная"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • уточнить и закрепить представления учащихся об особенностях художественной и научной речи;
  • развивать орфографические и речевые навыки;
  • развивать мотивацию к творчеству и к самостоятельному поиску информации, воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: учебник “Русский язык”, 2кл. (авт. А.В.Полякова), орфографические словари, презентация.

План урока

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка:

1) словарная работа;

2) запись словосочетаний под диктовку;

3) проверка.

III. Актуализация знаний.

IV. Физминутка.

V. Работа по теме урока:

1) работа с учебником;

2) творческая работа;

3) обсуждение работ.

VI. Домашнее задание.

VII. Итог урока.

Ход урока

Презентация

Приложение

I. Организационный момент

Учитель предлагает ознакомиться с планом урока - слайд 1:

Орфографическая разминка.

Что мы знаем о стилях речи?

Речь художественная и научная.

Творческая работа: художественное описание.

Учитель: План предстоящей работы понятен?

Вы готовы его осуществить?

Что помогло нам понять друг друга?

(Дети: Владение речью)

Какую речь мы сейчас использовали?

(Дети: Устную, когда слушали и отвечали, и письменную, когда читали с доски)

II. Орфографическая разминка

1) Словарная работа. Открывается слайд 2:

весна ветки воробьи
тр.па тро.ка лист.я
листок шишки вьюга

1 строка - дети называют выделенные орфограммы и проверочные слова (если возможно), записывают слова;

2 строка - называют пропущенные буквы, проговаривая правила и проверочные слова, записывают слова;

3 строка - самостоятельно находят и объясняют орфограммы, записывают слова.

Учитель: Что скажете о наборе слов?

(Настя: Все слова являются именами существительными; Таня: Есть слова в единственном и во множественном числе; Настя: Есть однокоренные слова; Света: Это всё про природу слова)

Учитель: Какие правила помогли нам вспомнить эти слова?

(Дети: правописание безударных гласных, парных согласных и разделительного мягкого знака)

Учитель: Не забывайте о них при письме под диктовку.

2) Запись словосочетаний под диктовку.

Два ученика (Наташа и Вова) пишут за откидными досками, остальные в тетрадях.

Поездка в деревню, зелёные листочки, тропинка к ручью, синяя лужица, шишки под елью, весенние цветы.

3) Проверка. Доски открываются, и дети проверяют написанное.

Учитель: Согласны с таким написанием?

(Вова: Не согласен с написанием окончания имени прилагательного в словосочетании синяя лужица)

Учитель: Что ты посоветуешь Наташе?

(Вова: Надо проверить окончание вопросом)

Наташа ставит вопрос и исправляет ошибку.

Учитель: Вова получает отметку пять, так как он не только написал всё правильно, но и объяснил Наташину ошибку. Наташа получает четыре, она повторит правила правописания окончаний имён прилагательных и в следующий раз (я уверена) тоже отлично справится с заданием.

А теперь каждый проверит себя ещё раз. Открывается слайд 3.

III. Актуализация знаний

Учитель: Что скажете о наборе словосочетаний?

(Света: Опять слова про природу; Алина: Их можно разделить на две группы; Яна: Правильно, здесь есть прилагательные с существительными и существительные с существительными)

Учитель: Молодцы! Что вы помните о роли имён прилагательных в речи?

(Жора: Они делают речь более выразительной)

Учитель: А в каком стиле речи это наиболее важно?

(Жора: Конечно, в художественном!)

Учитель: О каких стилях речи мы узнали на прошлом уроке?

(Артур: Художественный, научный, деловой, разговорный.)

Открывается слайд 4.

Учитель: Дома вы подбирали и записывали отрывки из текстов разных стилей. Давайте проверим, что у нас получилось. Поменяйтесь тетрадями, прочтите отрывок, определите стиль, напишите его название карандашом, подчеркните слова, которые вам помогли определить стиль. Получив обратно свою тетрадь, проверьте работу товарища и поставьте плюс, если вы согласны с его выводом.

Учитель: Разногласия есть?

(Все дети согласны с выводом соседа по парте).

IV . Физминутка “Расцветающий цветок”

(Дети изображают движениями: семечко дремлет в земле, чувствует тепло весеннего солнца, появляется росток, расправляются листья, появляется бутон, раскрываются лепестки, цветок нежится под солнцем.)

V. Работа по теме урока.

1) Работа с учебником

Учитель: Так как разногласий по домашнему заданию нет, продолжим наше знакомство со стилями речи, рассмотрим примеры использования научной и художественной речи.

Учитель: Прочтите текст упражнения № 471. К какому стилю отнесёте выделенную часть текста?

(Дети: К научному)

Учитель: Почему так решили?

(Ангелина: Тут описание точное и краткое; Максим: А ещё нет красивых прилагательных)

Учитель: Молодцы! Прочтите сведения на странице 199 и скажете, что ещё вы не отметили.

(Оля: Тут ещё сказано, что в научно-деловом описании не выражают чувства)

Учитель: Прочтите, как описывает этот же цветок поэт.

(Света: Можно прочитаю вслух? Тут так всё ласково описано, и цветочек птенчиком назвали)

Учитель: Умница, Света! Сразу на все вопросы учебника ответила! На какие вопросы ответила Света?

(Дети перечитывают вопросы к упражнению и уточняют ответы)

Учитель: Прочтите сведения о художественной речи. Что нового узнали из учебника?

(Ваня: В учебнике уточняется, что значит образная речь, здесь сказано: изобразительная)

Учитель: Прекрасно, что Ваня обратил наше внимание на это уточнение. Вот мы и попробуем свои силы в изобразительной речи.

2) Творческая работа

Учитель: Прочтите последнее из записанных нами словосочетаний (весенние цветы), закройте глаза и позвольте вашему воображению нарисовать картинку. Что увидели?

(Дети называют цветы)

Учитель: Как бы мне хотелось увидеть, что вы представили! Поделитесь? Тогда попробуйте в нескольких словах описать свой цветок, используя художественную речь. О чём надо будет помнить?

(Света: Нужно найти красивые прилагательные; Алина: В художественной речи используют сравнения; Ваня: А ещё можно чувства выражать)

Учитель: А что будете делать, если захотите использовать слова, правописания которых не знаете?

(Дети: Взять орфографические словари, попросить помощь учителя)

Учитель: Вы всё правильно поняли. Думаю, что вам помогут фотографии весенних цветов и музыка.

Открывается слайд 5.

Дети работают самостоятельно, при необходимости пользуются орфографическим словарём, учитель оказывает дозированную помощь отдельным учащимся.

3) Обсуждение работ

Учитель: Кто хочет прочитать своё описание?

(Луиза: “Маленькие цветочки ландыша как капельки росы. Они чистые и душистые.”)

Учитель: Что скажете?

(Ваня: У Луизы красиво получилось, она сравнила ландыши с капельками)

Учитель: Кто ещё хочет поделиться своим открытием?

(Яна: “Любопытный одуванчик открыл жёлтый глазок. Он увидел солнышко и заблестел от радости”)

Учитель: Согласны, что у Яны получилось прекрасное описание?

(Оля: Она даже использовала приём олицетворения!)

Учитель: Молодец Оля, что вспомнила литературный термин! С остальными работами я познакомлюсь при проверке тетрадей и обязательно расскажу вам о самых удачных описаниях.

VI. Домашнее задание

Учитель: Как вы думаете, сможете ли вы сейчас дать научное описание вашего цветка?

(Дети: Нет, надо знать термины)

Учитель: Где вы можете найти такую информацию?

(Дети: В библиотеке, в Интернете, в энциклопедиях и справочниках домашней библиотеки)

Открывается слайд 6.

Учитель: Это и будет вашим домашним заданием.

VII. Итог урока

Учитель: Какой вид работы вам понравился?

(Большинство детей назвали два вида работы: описание цветка и взаимопроверку домашнего задания)

Учитель: Что было трудно делать?

(Дети: Подобрать интересные сравнения, красивые прилагательные)

Учитель: Для чего мы это делали?

(Дети: Учились изобразительной речи)

Учитель: А надо ли учиться художественной речи, ведь не все собираются стать писателями?

(Дети: приятно слушать речь и читать письма от человека, который умеет пользоваться образной речью, передавать свои чувства и настроение)

Учитель: Я рада, что вы это понимаете. Спасибо за работу.