Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве.
Дороти Нолт писала:
“Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;
- если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;
- если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;
- если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает
место чувству вины;
- если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
- если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире”.
Потому, какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, наличие у них педагогических и психологических знаний, процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. [2]
1. Обоснование необходимости создания программы.
Проведенные нами исследования показали, что в большинстве семей класса воспитанием занимаются мамы – 78% и всего 36% учащихся назвали папу, а третье место – 28% , дети отдали бабушкам. Только у 22% детей класса родители интересуются каждый день их школьными делами, 52% - показали, что родителям это интересно 1 раз в неделю (когда родители расписываются в дневнике), и у 26% обучающихся - вообще не интересуются. А по “душам” или доверительно разговаривают с детьми всего у 22% учащихся. Диагностика этики поведения детей класса показала, что у 48% положительная интерпретация предложений и у 42% - отрицательная, а диагностика нравственной мотивации дала следующие результаты: высокий уровень у 42%; средний уровень у 38% и низкий уровень у 20% детей класса. [5]
Детей класса можно разделить на несколько категорий: - первый ребенок в семье - 8ч. -35%, единственный ребенок – 10ч. -43%, поздний ребенок – 3ч. – 13%, второй ребенок – 2ч. – 9% . Это наглядно показывает, что в основном семьи молодые, у родителей появляются вопросы связанные с воспитанием своего ребенка, а так как в большинстве случаев воспитанием занимаются мамы и бабушки, то они больше любят своих “кровинушек”, чем руководствуются правильным выбором методов воспитания.
Исходя из проведенных исследований у нас возникли противоречия:
- между желанием родителей воспитать высоконравственную личность и недостатком знаний в этой области;
- между заботой отцов обеспечить семью материальными благами и отсутствием времени на воспитание собственного ребенка.
Мы пришли к выводу, что родителям надо помочь преодолеть трудности и приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Поэтому я выбрала главным направлением своего сотрудничества с родителями – это просветительская деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания, а наиболее доступный способ для решения этой проблемы - это создание КСК. Мы выявили круг проблем, которые намерены решить при поддержке участников программы: педагога, учащихся, родителей класса, психолога школы, медицинского работника.
Проблемы:
1. Невысокий уровень нравственно-этических норм поведения детей класса.
2. Недостаточный уровень знаний родителями аспектов нравственного воспитания детей в семье.
3. Помочь папам обратить внимание на появляющиеся проблемы своих детей (особенно сыновей)
2. Концептуальные идеи программы.
Цель КСК: создать благоприятные условия родителям и учащимся для повышения их уровня знаний и аспектов воспитания культурно-нравственной личности, использование полученных знаний в повседневной жизни.
В основе программы лежат принципы формирования культурно-нравственной личности:[6]
- принцип актуальности призван обеспечить учащихся и родителей класса наиболее важной и своевременной информацией, которая предполагает отражение насущных проблем, связанных с культурными ценностями и социальными нормами;
- принцип доступности предусматривает оптимальный для усвоения объем информации;
- принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
- принцип системности предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания в виде целостной системы;
- принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности как учащихся, так и родителей в вопросах формирования положительных качеств характера.
Задачи:
Создать условия для повышения уровня нравственно-этических норм поведения детей класса, через воспитательную работу.
Создать условия для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье, через организацию работы КСК.
3. Создать условия для привлечение внимания отцов к активному участию в воспитательном процессе собственных детей.
Стратегия.
- Организационная встреча: ознакомить родителей с целями и задачами КСК, выбрать название клуба.
- Проведение встречи-исследования (анкетирование), для выявления круга интересующих родителей вопросов связанных с воспитанием детей.
- Составление плана работы КСК на основании обработанных анкет. (Один раз в месяц).
- Постоянно вести диагностику работы КСК, через анкетирование, опрос.
- Создание “Книги отзывов о встречах”.
- Совместно с родителями и детьми создать дневники для их личного пользования “Советы для родителей” и “Памятка для ребенка”.
4. Предполагаемый результат реализации программы.
- повышение уровня нравственно-этических норм поведения детей класса;
- высокий уровень сплоченности детского коллектива и их родителей;
- возрастание интереса родителей (особенно отцов) к повышению уровня знаний в области нравственного воспитания в семье;
- участие социума в формировании положительных качеств характера ребенка.
5. Связи, устанавливаемые для реализации программы.
Внутренние: педагог, родители, учащиеся.
Внешние: школьный: психолог, медработник, библиотекарь, социальный педагог.
6. Управление программой
Осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная творческая деятельность детей, педагога, родителей.
План-сетка работы классного семейного клуба.
1 класс. [1, 2, 3]
месяц | Форма общения | Тема | Цель | Подготовительная работа |
август | Обучающий семинар. | Шестилетний ребенок за партой. [3] | Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода детей в новое психофизическое состояние. | 1. Анкетирование родителей по теме. 2. Памятка для родителей первоклассников. |
сен - рь | Лекция-беседа. | Надо ли ругать ребенка за плохую успеваемость? | Убедить родителей в необходимости ежедневного общения с ребенком и контроля за его успехами. | 1. Приглашение психолога. 2. Памятка для родителей. |
октябрь | Лекция. | Что надо знать о леворукости ребенка. | Создать условия для обсуждения проблемы и показать возможности в учебной деятельности детей-левшей. | 1. Статистика детской леворукости и их
успеваемости по школе. 2. Памятка для родителей “Правила выполнения домашнего задания”. |
ноябрь | Круглый стол. | Безотметочное обучение? Смысл есть! | Доказать родителям, что без отметки возможно высококачественно обучать детей. | 1. Анкетирование родителей по теме. 2. Памятка “Как поощрить ребенка без отметки”. |
декабрь | Семейный праздник |
“Хорошо, что есть семья!” | Создать ситуацию для проявления культуры поведения детей и родителей. Способствовать развитию коммуникативных отношений в семье. | 1. Пригласительные билеты. 2. Конкурс рисунков “Моя семья”. 3. Фотовыставка по теме. |
январь | Беседа. | Компьютер, телевизор и режим дня. | Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с компьютером и телевизором. | 1. Провести исследования в классе на тему: “Как
я дружу с телевизором и компьютером “. 2. С помощью психолога изучение и составление телепрограммы для класса. 3 Памятка “Правила борьбы с телеманией”. |
февраль | Обучающий семинар. | Как развить интерес к чтению, т. к. культурный человек – это читающий человек. | Показать родителям педагогические методы и приемы по развитию интереса к чтению. | 1. Памятка для родителей “Как развить у ребенка
интерес к чтению”. 2. Приглашение школьного библиотекаря. |
март | Круглый стол. | Самостоятельность ребенка во время выполнения домашнего задания. | Создать условия для того, что бы выступления родителей по теме были свободными, способствовать приобретению практических знаний по формированию самостоятельности у ребенка. | 1. Анкетирование учащихся и родителей. 2. Выступления родителей по теме. |
апрель | Тренинг. | Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми. | Акцентрировать внимание родителей на значимость родительского примера. |
1. Психологический тест(рисунок) для детей “Я и
моя семья”. 2. Тренинговый практикум. |
2 класс. [1, 2]
мес Месяц. | Форма общения. | Тема. | Цель. | Подготовительная работа. |
сентябрь | Беседа. | Как организовать учебный труд школьника. | Познакомить родительский коллектив с особенностями учебы во 2 классе. | 1. Выставка рисунков учащихся: “Я в школе”. 2. Памятка для родителей “Объясните эти правила вашему ребенку”. |
октябрь | Круглый стол. | Ваш ребенок в коллективе детей. | Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения их ребенка с другими детьми. | 1. Проективная методика для учащихся и родителей. |
ноябрь | Обмен опытом. | Свободное время школьника. | Помочь родителям заполнить свободное время их ребенка полезным делом. | 1. Приглашение школьного библиотекаря. 2. Выставка рисунков “Мое свободное время”. |
декабрь | Семейный праздник. | Настроение – не пустяк… | Убедить родителей и учащихся в необходимости создания хорошего настроения у всех членов семьи. | 1. Разработка сценария праздника. 2. Составление письма – напутствия детям от классного руководителя. |
январь | Научно – практическая конференция. | Законы жизни семьи и класса. | Разработать законы жизни класса, опираясь на законы жизни в семье. | 1. Подготовить выступления родителей по теме. |
февраль | Тренинговый практикум. | Детская агрессия. | Проанализировать проблемы и выявить роль семьи в проявлении детской агрессивности, разработать правила преодоления детагрессии. | 1. Анкетирование учащихся по теме. 2. Памятка для родителей “Золотые” правила воспитания”. 3. Тренинговый практикум по преодолению детагрессии. |
март | Беседа. | Поощрение и наказание детей в семье. | Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье. | 1. Подготовка педагогических ситуаций по
проблеме. 2. Приглашение школьного психолога. 3. Памятка для родителей “Как поощрять ребенка в семье”. |
апрель | Родительско-ученический капустник. | Праздники и будни нашей жизни. | Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье, развивать чувство юмора детей и родителей, формировать культуру общения и уважения друг к другу. | 1. Разработка сценария. 2. Проведение художественного марафона “Что такое хорошо и что такое плохо”. |
май | Собрание. | Перелистывая страницы учебного года. | Подвести итог совместной деятельности учителя, учащихся, родителей за год и способствовать формированию культуры общения и взаимодействия родителей и учащихся. | 1. Анкетирование родителей. 2 Разработка сценария праздника. |
3 класс. [1, 2, 4]
месяц | Форма общения. | Тема. | Цель. | Подготовительная работа. |
сентябрь | Родительский педагогический тренинг | Первые уроки школьной отметки. | Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка. | !. Анкетирование учащихся и родителей по
теме. 2. Памятка для родителей “Как относиться к отметкам ребенка”. |
октябрь | Интеллектуальный марафон для родителей и детей. | Роль семьи и школы в формировании интереса к учению. | Формировать и развивать интеллектуальную культуру взрослых и детей. | 1. Подготовка сценария марафона. 2. Анкетирование родителей и учащихся. |
ноябрь | Беседа. | Права и обязанности ребенка в семье. | Обсудить с родителями проблему необходимости формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье. | 1. Приглашение школьного социального
педагога. 2. Подготовка материалов для рубрики “Советы для родителей”. |
декабрь | Час общения – дети и родители. | Эстетическое воспитание ребенка в семье. | Продемонстрировать родителям достигнутые успехи в развитии эстетической культуры учащихся во внеклассной и учебной деятельности. | 1. Подготовка выставки рисунков “Мои
любимые цветы”. 2. Выставка рассказов “О братьях наших меньших”. 4. Подготовка сценария. |
январь | Родительский всеобуч. | Эмоциональное общение. | Сформировать у родителей представление об основных видах эмоционального общения. | Подготовка тренинга - эффективное
общение. 2. Приглашение школьного психолога. |
март | Лекция. | Здоровье – полезные советы на каждый день. | Рассмотреть аспект воспитания здорового ребенка, как одно из направлений воспитания культурно-развитой личности. | 1. Анкетирование родителей и учащихся. 2. Подготовка памяток для родителей по сохранению здоровья детей. 3. приглашение школьного медработника. |
апрель | Вечер вопросов и ответов. | 3 основы – залог культурного человека: внешность, речь, быт. | Обсудить с родителями значимость проблемы становления характера их ребенка, его взглядов. | 1. Анкетирование взрослых и детей. 2. Подбор ситуаций для дискуссии. 3. Памятка для родителей и детей “Воспитание культуры поведения”. |
май | Устный журнал | “Вот и стали мы на год взрослей…” | Анализ совместной деятельности за год и определить перспективы на следующий учебный год. | 1. Подготовка сценария устного журнала. |
4 класс. [1, 2, 4]
месяц | Форма общения. | Тема. | Цель. | Подготовительная работа. |
сентябрь | Круглый стол. | Какой отец нужен вашему ребенку? О детской дружбе. | Активизировать внимание отцов на воспитание у детей бережного отношения к дружбе. | 1. Анкетирование родителей(отцов) и
детей. 2. Детские мини-сочинения “Мой папа”. 3. Памятки взрослым и детям “Правила дружбы”. |
октябрь | Родительский всеобуч. | Уроки этики и поведения для детей и родителей | Обсудить проблемы поведения учащихся в школе и установить влияние воспитания отцов на становление характера ребенка и его взглядов. | 1. Подбор ситуаций для обсуждения
взрослыми. 2. Анкетирование учащихся и родителей. 3. Памятки взрослым и детям. |
ноябрь | Беседа. | Упрямство, непослушание, капризы. | Создать условия для обсуждения причин детского упрямства, непослушания, капризности и их влияния на детскую психику. | 1. Приглашение на встречу школьного
психолога. 2. Анкетирование по теме детей и родителей. |
декабрь | Круглый стол. | Взаимоотношения в классном коллективе. | Поговорить о взаимоотношениях в классе, выявить проблемы и найти пути их решения. | 1. Проведение проективной методики для учащихся и родителей. |
январь | Интеллектуальный марафон. | Роль семьи и школы в интеллектуальном развитии ребенка. | Показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребенка. . | 1. Формирование команд. 2. Анкетирование учащихся и родителей. 3. Подготовка сценария. |
февраль | Обучающий тренинг. | Застенчивые и неуверенные дети. | Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности. | 1. Подготовить тренинговый практикум. 2. Анкетирование учащихся и родителей. 3. Памятка для родителей. |
март | Беседа. | Нравственные аспекты воспитания в семье. | Поговорить о разных сторонах нравственного воспитания детей в семье. | 1. Приглашение психолога. 2. Памятка для родителей по теме. |
апрель | Лекция. | Принуждение – это крайность. | Убедить родителей в том, что принуждение- это крайность. | 1. Приглашение социального педагога. 2. Анкетирование родителей и детей. |
май | Семейный праздник. | “Что было для вас открытием…” | Подвести итог четырехлетней работы КСК. | 1. Подготовка сценария. |
Список литературы.
- Дереклеева Н. И. Родительские собрания !-4 классы. – М. : Вако, 2005.
- Дьячкова Г. Т, Волкова Е. В. Родительские собрания в начальн6ой школе. – Волгоград изд. “Учитель”. 2006
- Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. - М. : Просвещение. 1986.
- Шульгина В. П. 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов н/Д: изд. “Феникс”2003г.
- Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. /Авторы – составители Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М. :5 за знания, 2006. /
- Сборник методических материалов: Учитель года Кировской обл. – Киров ИПК и ПРО 2005.