Программа классного семейного клуба (КСК) "Семья + школа", для классных руководителей начальной школы (1–4-й класс)

Разделы: Работа с родителями


Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве.

Дороти Нолт писала:

“Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;

- если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;

- если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;

- если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает

место чувству вины;

- если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

- если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

- если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

- если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

- если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

- если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире”.

Потому, какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, наличие у них педагогических и психологических знаний, процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. [2]

1. Обоснование необходимости создания программы.

Проведенные нами исследования показали, что в большинстве семей класса воспитанием занимаются мамы – 78% и всего 36% учащихся назвали папу, а третье место – 28% , дети отдали бабушкам. Только у 22% детей класса родители интересуются каждый день их школьными делами, 52% - показали, что родителям это интересно 1 раз в неделю (когда родители расписываются в дневнике), и у 26% обучающихся - вообще не интересуются. А по “душам” или доверительно разговаривают с детьми всего у 22% учащихся. Диагностика этики поведения детей класса показала, что у 48% положительная интерпретация предложений и у 42% - отрицательная, а диагностика нравственной мотивации дала следующие результаты: высокий уровень у 42%; средний уровень у 38% и низкий уровень у 20% детей класса. [5]

Детей класса можно разделить на несколько категорий: - первый ребенок в семье - 8ч. -35%, единственный ребенок – 10ч. -43%, поздний ребенок – 3ч. – 13%, второй ребенок – 2ч. – 9% . Это наглядно показывает, что в основном семьи молодые, у родителей появляются вопросы связанные с воспитанием своего ребенка, а так как в большинстве случаев воспитанием занимаются мамы и бабушки, то они больше любят своих “кровинушек”, чем руководствуются правильным выбором методов воспитания.

Исходя из проведенных исследований у нас возникли противоречия:

- между желанием родителей воспитать высоконравственную личность и недостатком знаний в этой области;

- между заботой отцов обеспечить семью материальными благами и отсутствием времени на воспитание собственного ребенка.

Мы пришли к выводу, что родителям надо помочь преодолеть трудности и приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Поэтому я выбрала главным направлением своего сотрудничества с родителями – это просветительская деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания, а наиболее доступный способ для решения этой проблемы - это создание КСК. Мы выявили круг проблем, которые намерены решить при поддержке участников программы: педагога, учащихся, родителей класса, психолога школы, медицинского работника.

Проблемы:

1. Невысокий уровень нравственно-этических норм поведения детей класса.

2. Недостаточный уровень знаний родителями аспектов нравственного воспитания детей в семье.

3. Помочь папам обратить внимание на появляющиеся проблемы своих детей (особенно сыновей)

2. Концептуальные идеи программы.

Цель КСК: создать благоприятные условия родителям и учащимся для повышения их уровня знаний и аспектов воспитания культурно-нравственной личности, использование полученных знаний в повседневной жизни.

В основе программы лежат принципы формирования культурно-нравственной личности:[6]

  • принцип актуальности призван обеспечить учащихся и родителей класса наиболее важной и своевременной информацией, которая предполагает отражение насущных проблем, связанных с культурными ценностями и социальными нормами;
  • принцип доступности предусматривает оптимальный для усвоения объем информации;
  • принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
  • принцип системности предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания в виде целостной системы;
  • принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности как учащихся, так и родителей в вопросах формирования положительных качеств характера.

Задачи:

Создать условия для повышения уровня нравственно-этических норм поведения детей класса, через воспитательную работу.

Создать условия для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье, через организацию работы КСК.

3. Создать условия для привлечение внимания отцов к активному участию в воспитательном процессе собственных детей.

Стратегия.

  1. Организационная встреча: ознакомить родителей с целями и задачами КСК, выбрать название клуба.
  2. Проведение встречи-исследования (анкетирование), для выявления круга интересующих родителей вопросов связанных с воспитанием детей.
  3. Составление плана работы КСК на основании обработанных анкет. (Один раз в месяц).
  4. Постоянно вести диагностику работы КСК, через анкетирование, опрос.
  5. Создание “Книги отзывов о встречах”.
  6. Совместно с родителями и детьми создать дневники для их личного пользования “Советы для родителей” и “Памятка для ребенка”.

4. Предполагаемый результат реализации программы.

- повышение уровня нравственно-этических норм поведения детей класса;

- высокий уровень сплоченности детского коллектива и их родителей;

- возрастание интереса родителей (особенно отцов) к повышению уровня знаний в области нравственного воспитания в семье;

- участие социума в формировании положительных качеств характера ребенка.

5. Связи, устанавливаемые для реализации программы.

Внутренние: педагог, родители, учащиеся.

Внешние: школьный: психолог, медработник, библиотекарь, социальный педагог.

6. Управление программой

Осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная творческая деятельность детей, педагога, родителей.

План-сетка работы классного семейного клуба.

1 класс. [1, 2, 3]

месяц Форма общения Тема Цель Подготовительная работа
август Обучающий семинар. Шестилетний ребенок за партой. [3] Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода детей в новое психофизическое состояние. 1. Анкетирование родителей по теме.

2. Памятка для родителей первоклассников.

сен - рь Лекция-беседа. Надо ли ругать ребенка за плохую успеваемость? Убедить родителей в необходимости ежедневного общения с ребенком и контроля за его успехами. 1. Приглашение психолога.

2. Памятка для родителей.

октябрь Лекция. Что надо знать о леворукости ребенка. Создать условия для обсуждения проблемы и показать возможности в учебной деятельности детей-левшей. 1. Статистика детской леворукости и их успеваемости по школе.

2. Памятка для родителей

“Правила выполнения домашнего задания”.

ноябрь Круглый стол. Безотметочное обучение? Смысл есть! Доказать родителям, что без отметки возможно высококачественно обучать детей. 1. Анкетирование родителей по теме.

2. Памятка “Как поощрить ребенка без отметки”.

декабрь Семейный

праздник

“Хорошо, что есть семья!” Создать ситуацию для проявления культуры поведения детей и родителей. Способствовать развитию коммуникативных отношений в семье. 1. Пригласительные билеты.

2. Конкурс рисунков “Моя семья”.

3. Фотовыставка по теме.

январь Беседа. Компьютер, телевизор и режим дня. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с компьютером и телевизором. 1. Провести исследования в классе на тему: “Как я дружу с телевизором и компьютером “.

2. С помощью психолога изучение и составление телепрограммы для класса.

3 Памятка “Правила борьбы с телеманией”.

февраль Обучающий семинар. Как развить интерес к чтению, т. к. культурный человек – это читающий человек. Показать родителям педагогические методы и приемы по развитию интереса к чтению. 1. Памятка для родителей “Как развить у ребенка интерес к чтению”.

2. Приглашение школьного библиотекаря.

март Круглый стол. Самостоятельность ребенка во время выполнения домашнего задания. Создать условия для того, что бы выступления родителей по теме были свободными, способствовать приобретению практических знаний по формированию самостоятельности у ребенка. 1. Анкетирование учащихся и родителей.

2. Выступления родителей по теме.

апрель Тренинг. Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми. Акцентрировать внимание родителей на

значимость родительского примера.

1. Психологический тест(рисунок) для детей “Я и моя семья”.

2. Тренинговый практикум.

2 класс. [1, 2]

мес Месяц. Форма общения. Тема. Цель. Подготовительная работа.
сентябрь Беседа. Как организовать учебный труд школьника. Познакомить родительский коллектив с особенностями учебы во 2 классе. 1. Выставка рисунков учащихся: “Я в школе”.

2. Памятка для родителей “Объясните эти правила вашему ребенку”.

октябрь Круглый стол. Ваш ребенок в коллективе детей. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения их ребенка с другими детьми. 1. Проективная методика для учащихся и родителей.
ноябрь Обмен опытом. Свободное время школьника. Помочь родителям заполнить свободное время их ребенка полезным делом. 1. Приглашение школьного библиотекаря.

2. Выставка рисунков “Мое свободное время”.

декабрь Семейный праздник. Настроение – не пустяк… Убедить родителей и учащихся в необходимости создания хорошего настроения у всех членов семьи. 1. Разработка сценария праздника.

2. Составление письма – напутствия детям от классного руководителя.

январь Научно – практическая конференция. Законы жизни семьи и класса. Разработать законы жизни класса, опираясь на законы жизни в семье. 1. Подготовить выступления родителей по теме.
февраль Тренинговый практикум. Детская агрессия. Проанализировать проблемы и выявить роль семьи в проявлении детской агрессивности, разработать правила преодоления детагрессии. 1. Анкетирование учащихся по теме.

2. Памятка для родителей “Золотые” правила воспитания”.

3. Тренинговый практикум по преодолению детагрессии.

март Беседа. Поощрение и наказание детей в семье. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье. 1. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме.

2. Приглашение школьного психолога.

3. Памятка для родителей “Как поощрять ребенка в семье”.

апрель Родительско-ученический капустник. Праздники и будни нашей жизни. Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье, развивать чувство юмора детей и родителей, формировать культуру общения и уважения друг к другу. 1. Разработка сценария.

2. Проведение художественного марафона “Что такое хорошо и что такое плохо”.

май Собрание. Перелистывая страницы учебного года. Подвести итог совместной деятельности учителя, учащихся, родителей за год и способствовать формированию культуры общения и взаимодействия родителей и учащихся. 1. Анкетирование родителей.

2 Разработка сценария праздника.

3 класс. [1, 2, 4]

месяц Форма общения. Тема. Цель. Подготовительная работа.
сентябрь Родительский педагогический тренинг Первые уроки школьной отметки. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка. !. Анкетирование учащихся и родителей по теме.

2. Памятка для родителей “Как относиться к отметкам ребенка”.

октябрь Интеллектуальный марафон для родителей и детей. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению. Формировать и развивать интеллектуальную культуру взрослых и детей. 1. Подготовка сценария марафона.

2. Анкетирование родителей и учащихся.

ноябрь Беседа. Права и обязанности ребенка в семье. Обсудить с родителями проблему необходимости формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье. 1. Приглашение школьного социального педагога.

2. Подготовка материалов для рубрики “Советы для родителей”.

декабрь Час общения – дети и родители. Эстетическое воспитание ребенка в семье. Продемонстрировать родителям достигнутые успехи в развитии эстетической культуры учащихся во внеклассной и учебной деятельности. 1. Подготовка выставки рисунков “Мои любимые цветы”.

2. Выставка рассказов “О братьях наших меньших”.

4. Подготовка сценария.

январь Родительский всеобуч. Эмоциональное общение. Сформировать у родителей представление об основных видах эмоционального общения. Подготовка тренинга - эффективное общение.

2. Приглашение школьного психолога.

март Лекция. Здоровье – полезные советы на каждый день. Рассмотреть аспект воспитания здорового ребенка, как одно из направлений воспитания культурно-развитой личности. 1. Анкетирование родителей и учащихся.

2. Подготовка памяток для родителей по сохранению здоровья детей.

3. приглашение школьного медработника.

апрель Вечер вопросов и ответов. 3 основы – залог культурного человека: внешность, речь, быт. Обсудить с родителями значимость проблемы становления характера их ребенка, его взглядов. 1. Анкетирование взрослых и детей.

2. Подбор ситуаций для дискуссии.

3. Памятка для родителей и детей “Воспитание культуры поведения”.

май Устный журнал “Вот и стали мы на год взрослей…” Анализ совместной деятельности за год и определить перспективы на следующий учебный год. 1. Подготовка сценария устного журнала.

4 класс. [1, 2, 4]

месяц Форма общения. Тема. Цель. Подготовительная работа.
сентябрь Круглый стол. Какой отец нужен вашему ребенку? О детской дружбе. Активизировать внимание отцов на воспитание у детей бережного отношения к дружбе. 1. Анкетирование родителей(отцов) и детей.

2. Детские мини-сочинения “Мой папа”.

3. Памятки взрослым и детям “Правила дружбы”.

октябрь Родительский всеобуч. Уроки этики и поведения для детей и родителей Обсудить проблемы поведения учащихся в школе и установить влияние воспитания отцов на становление характера ребенка и его взглядов. 1. Подбор ситуаций для обсуждения взрослыми.

2. Анкетирование учащихся и родителей.

3. Памятки взрослым и детям.

ноябрь Беседа. Упрямство, непослушание, капризы. Создать условия для обсуждения причин детского упрямства, непослушания, капризности и их влияния на детскую психику. 1. Приглашение на встречу школьного психолога.

2. Анкетирование по теме детей и родителей.

декабрь Круглый стол. Взаимоотношения в классном коллективе. Поговорить о взаимоотношениях в классе, выявить проблемы и найти пути их решения. 1. Проведение проективной методики для учащихся и родителей.
январь Интеллектуальный марафон. Роль семьи и школы в интеллектуальном развитии ребенка. Показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребенка. . 1. Формирование команд.

2. Анкетирование учащихся и родителей.

3. Подготовка сценария.

февраль Обучающий тренинг. Застенчивые и неуверенные дети. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности. 1. Подготовить тренинговый практикум.

2. Анкетирование учащихся и родителей.

3. Памятка для родителей.

март Беседа. Нравственные аспекты воспитания в семье. Поговорить о разных сторонах нравственного воспитания детей в семье. 1. Приглашение психолога.

2. Памятка для родителей по теме.

апрель Лекция. Принуждение – это крайность. Убедить родителей в том, что принуждение- это крайность. 1. Приглашение социального педагога.

2. Анкетирование родителей и детей.

май Семейный праздник. “Что было для вас открытием…” Подвести итог четырехлетней работы КСК. 1. Подготовка сценария.

Список литературы.

  1. Дереклеева Н. И. Родительские собрания !-4 классы. – М. : Вако, 2005.
  2. Дьячкова Г. Т, Волкова Е. В. Родительские собрания в начальн6ой школе. – Волгоград изд. “Учитель”. 2006
  3. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. - М. : Просвещение. 1986.
  4. Шульгина В. П. 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов н/Д: изд. “Феникс”2003г.
  5. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. /Авторы – составители Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М. :5 за знания, 2006. /
  6. Сборник методических материалов: Учитель года Кировской обл. – Киров ИПК и ПРО 2005.