Актуальность проекта.
Если взять учебники программы “Школа-2100”, можно увидеть, что в учебных пособиях нет “Русских народных сказок” и дети совершенно их не знают. Сказка – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине. В проекте рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка”.
Участниками проекта являются Власова Нина Ивановна и учащиеся 4-б класса.
Цель проекта.
Собрать материалы по сказкам, изучить их в игровой постановке и издать сборник для развития творческого потенциала активной, самостоятельной, эмоционально отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности; через знакомство с русскими народными сказками.
Для реализации данной цели я поставила задачи.
Задачи проекта.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Развитие познавательных процессов.
- Выработка необходимых навыков в трудных ситуациях.
- Сплоченность и развитие детского коллектива.
- Установление добрых отношений в группах.
- Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
Гипотеза.
Я предполагаю, что благодаря моему проекту учащиеся познакомятся:
Со старославянскими словами,
Со словосочетаниями,
Со сказками, которых не знают и несущих ценность,
Познакомятся с культурой и традициями русского народа, что будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и Р.Н.К. (русской национальной культуре).
Этапы работы над проектом.
Работа над проектом состоит из нескольких этапов.
На подготовительном этапе я провожу анкетирование (Приложение 2) , где выясняю, что дети начального звена не знают русских народных сказок и их героев. Поэтому считаю, что проект моей темы актуален.
Для изучения русских народных сказок, я работу представляю в виде схемы (рис 1), предварительно обсудив с учащимися наиболее интересную для них тему. По результатам обсуждения всех учащихся делю на три группы.
На следующем этапе выбираем и изучаем выбранную сказку. Дети придумывают и рисуют сюжеты, героев, костюмы для главных героев и т.д. (Приложение 3).
С помощью родителей изготовляем костюмы , атрибуты и обыгрываем сказку в ролях перед родителями, учащимися на собраниях, праздниках, творческих вечерах и т.д.
Отчет о проведенной работе представляем в виде презентации (Приложение 1), которую помещаю в сборник, как приложение к собранному материалу.
Время проведения проекта - 4 урока внеклассного чтения во II четверти.
Этапы реализации проекта.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | Результаты |
Выборы учащихся по группам. Практическая помощь, направляет и контролирует осуществление проекта |
Поисковая работа учащимися литературы,
зарисовка сюжетных рисунков по сказкам, ролевое
изучение героев. Объединение детей в группы поиска, распределение обязанностей. Выступление на сцене |
Отчет в виде презентации. Собранный материал объединяется в общий сборник “Русские народные сказки” |
Результат:
Выпуск совместного с учащимися сборника.
Результат дает возможность:
- развития духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- создания благоприятных условий для саморазвития ребенка;
- развития словотворчества детей.
Выводы:
Собранный материал в сборнике “Русские народные сказки”, будет нужен мне для работы в Первом классе, как пособие при обучении грамоте, приобщению детей к истокам русской народной культуры, использования его на уроках РНК (русской национальной культуры).
Представленный проект рекомендую использовать учителям начальных классов, руководителям по работе в фольклорном, театральным кружках.