Творческий проект "Русские народные сказки — один из видов фольклорного жанра"

Разделы: Начальная школа


Актуальность проекта.

Если взять учебники программы “Школа-2100”, можно увидеть, что в учебных пособиях нет “Русских народных сказок” и дети совершенно их не знают. Сказка – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.

Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине. В проекте рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка”.

Участниками проекта являются Власова Нина Ивановна и учащиеся 4-б класса.

Цель проекта.

Собрать материалы по сказкам, изучить их в игровой постановке и издать сборник для развития творческого потенциала активной, самостоятельной, эмоционально отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности; через знакомство с русскими народными сказками.

Для реализации данной цели я поставила задачи.

Задачи проекта.

  1. Развитие творческих способностей учащихся.
  2. Развитие познавательных процессов.
  3. Выработка необходимых навыков в трудных ситуациях.
  4. Сплоченность и развитие детского коллектива.
  5. Установление добрых отношений в группах.
  6. Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.

Гипотеза.

Я предполагаю, что благодаря моему проекту учащиеся познакомятся:

Со старославянскими словами,

Со словосочетаниями,

Со сказками, которых не знают и несущих ценность,

Познакомятся с культурой и традициями русского народа, что будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и Р.Н.К. (русской национальной культуре).

Этапы работы над проектом.

Работа над проектом состоит из нескольких этапов.

На подготовительном этапе я провожу анкетирование (Приложение 2) , где выясняю, что дети начального звена не знают русских народных сказок и их героев. Поэтому считаю, что проект моей темы актуален.

Для изучения русских народных сказок, я работу представляю в виде схемы (рис 1), предварительно обсудив с учащимися наиболее интересную для них тему. По результатам обсуждения всех учащихся делю на три группы.

 

На следующем этапе выбираем и изучаем выбранную сказку. Дети придумывают и рисуют сюжеты, героев, костюмы для главных героев и т.д. (Приложение 3).

С помощью родителей изготовляем костюмы , атрибуты и обыгрываем сказку в ролях перед родителями, учащимися на собраниях, праздниках, творческих вечерах и т.д.

Отчет о проведенной работе представляем в виде презентации (Приложение 1), которую помещаю в сборник, как приложение к собранному материалу.

Время проведения проекта - 4 урока внеклассного чтения во II четверти.

Этапы реализации проекта.

Деятельность учителя Деятельность учащихся. Результаты
Выборы учащихся по группам.

Практическая помощь, направляет и контролирует осуществление проекта

Поисковая работа учащимися литературы, зарисовка сюжетных рисунков по сказкам, ролевое изучение героев.

Объединение детей в группы поиска, распределение обязанностей. Выступление на сцене

Отчет в виде презентации. Собранный материал объединяется в общий сборник “Русские народные сказки”

Результат:

Выпуск совместного с учащимися сборника.

Результат дает возможность:

- развития духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- создания благоприятных условий для саморазвития ребенка;

- развития словотворчества детей.

Выводы:

Собранный материал в сборнике “Русские народные сказки”, будет нужен мне для работы в Первом классе, как пособие при обучении грамоте, приобщению детей к истокам русской народной культуры, использования его на уроках РНК (русской национальной культуры).

Представленный проект рекомендую использовать учителям начальных классов, руководителям по работе в фольклорном, театральным кружках.