Урок математики по теме "Пропорция"

Разделы: Математика


Цели:

  • Развивающие: развитие познавательного интереса, наблюдательности, устойчивого внимания, творческой активности, самостоятельности, умение сравнивать, делать выводы
  • Образовательные: формирование математических понятий: отношение и пропорция; повышение культуры вычислений.
  • Воспитательные: показать практическое применение отношения и пропорции в живописи, скульптуре, архитектуре, природе; развитие любви к прекрасному, чувства гармонии и красоты.

Эпиграф урока “Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой” Бертран Рассел.

Ход урока

Презентация

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам хорошего настроения на весь урок.

2. Сообщение темы урока и формулировка задач.

Ребята я решила построить дом. Перед вами два его проекта, выполненных архитекторами. (Слайд 2). Материальные затраты одинаковы, а внешний вид отличается. Помогите мне выбрать лучший дом. В каком доме хотели жить вы? Почему? Смогли ли вы жить в доме, в котором трубы расположены наклонно и окна разной формы?

Говорят, что в таком доме нет соразмерности, нет гармонии. Гармония (от греч, - связь, стройность) - соразмерность отдельных частей, слияние объектов в единое целое. В математике слово соразмерность определяется таким понятием как пропорция. И сегодня мы будем говорить о пропорции.

Пожалуйста, посмотрите на тему урока и определите задачи, которые мы поставим перед собой на уроке (ученики называют - узнать, что такое пропорция). Сегодня на уроке я помогу вам ответить на вопрос, что такое пропорция, а вы в свою очередь поможете ответить на мой вопрос: Как красоту и гармонию объясняет математика?

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Как называют результат деления? (частное)

Каким словом заменяют частное? (отношение)

Прочитать 3:2 (отношение 3 к 2; отношение числа 3 к числу 2).

Каким числом может быть выражено отношение (целым, дробным)

Что показывает отношение?

4. Изучение нового материала.

Рассмотрим равенство

Верное ли оно? Как называется такая запись (сокращение дроби). Как ее можно переписать? 10:25=2:5. Как называют левую, правую часть? (отношение). Оказывается, такое равенство называют пропорцией.

Равенство двух отношений называют пропорцией. Слайд 3.

а : в=с : д

Чтение “отношение а к в равно отношению с к д”, “ а относится к в, как с относится к д”, “числа а и в пропорциональны числам с и д”, а, д - крайние члены, в, с - средние члены

Закрепление: а) Найти порт для каждого корабля, определив равные отношения (иначе, составив пропорцию). Слайд 4.

А) 90/3 Б)64/16 В) 0,15:0,03 “победа”(105:21), “мечта”(2/0,5), “слава” 6/0,2

б) определите, являются ли данные равенства пропорциями

1/2=3/6, 9:3=4:2, 56:7=1:1/8, 1,8:2=18/30 Слайд 5.

в) составить свою пропорцию

Обратимся снова к равенству

10:25=2:5.

Каким действием заменяется деление дробей? (умножением) А нельзя ли применить умножение в нашем случае? Какие числа умножить, чтобы снова получилось верное равенство?

10*5=25*2

Основное свойство дроби: в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов. И, наоборот, если произведение крайних членов равно произведению средних, то пропорция верна. Слайд 6.

Нельзя ли поменять местами члены пропорции, чтобы снова получить верную пропорцию?

, , , .

Вывод: в пропорции можно менять местами только крайние члены, только средние члены, крайние и средние члены одновременно. Слайд 7.

Основное свойство используется при решении уравнений.

слайд 8.

Вспомните, как находили неизвестную? Найти ответ. Связано ли это с нашей темой? Такое уравнение, оказывается можно решить, используя основное свойство пропорции.

7*х=42*9

Х = 42*9
   7

х = 54

Вывод: Средний член пропорции равен произведению крайних членов, деленному на известный средний член.

Решить уравнение Слайд 8.

7*х=3*1 х = х =

Вывод: Крайний член пропорции равен произведению средних членов, деленному на известный крайний член.

5. Физкультминутка

- Нарисуйте левой рукой в воздухе квадрат столько раз, сколько единиц в сегодняшнем числе.

- Нарисуйте правой рукой в воздухе прямоугольник столько раз, какой сегодня по счету день недели.

- Нарисуйте глазами треугольник столько раз, сколько раз вы услышите стук по столу.

6. Закрепление. Решение примеров из учебника. №744(а, б), 746(а, б, г, е), 747(в, г, д, ж)- по вариантам. 747з).

7. Итог урока. Творческий проект “Красота пропорции” - мультимедийная презентация.

8. Рефлексия.

- Что нового узнали? Ребята, сравните по вкусу мандарин и лимон. У кого настроение на этом уроке соответствует вкусу лимона? А вкусу мандарина?

- Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы раз.

- Поднимите руку, кто достиг желаемого.

- Поаплодируйте себе.

9. Задание на дом: п. 21, №760, 761(а, б), 762.

Презентация урока

Учебный проект “Красота пропорции”