Урок по теме "Мягкий знак в конце слова", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • научить детей различать на слух и в произношении твердые и мягкие согласные на конце слова и писать букву Ь для обозначения мягкости согласных;
  • создать условия для обобщения и систематизации знаний о написании слов, в том числе словарных, с мягким знаком на конце;
  • развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.
  • прививать любовь к урокам русского языка.

Оборудование:

  • картинки;
  • таблички со словами;
  • карточки с буквами;
  • конверты с заданием для самостоятельной работы;
  • большие и маленькие кленовые листья, ваза (вырезанные из бумаги);
  • фотогалерея по теме “Золотая осень”.

Ход урока

I. Организационный момент (психологический настрой).

На доске две картинки:

img1.JPG (7955 bytes) img2.JPG (6211 bytes)

- Какая из этих картинок Вам больше нравится? Почему?

- Так пусть на протяжении всего урока у нас будет прекрасное настроение!

- Ребята, обратите внимание на фотогалерею. Кто из вас может вспомнить и прочитать стихи русских поэтов о золотой осени. (Дети читают отрывки из стихов).

- На дворе стоит золотая осень, вся земля покрыта пестрым ковром листьев. И сегодня на уроке за каждое правильно выполненное задание Вы будете получать кленовые листочки, а в конце урока посмотрим, кто больше собрал листьев для букета любимой маме.

II. Повторение изученного.

- Давайте вспомним над, чем мы работали на прошлом уроке русского языка? (Безударные гласные в корне слова).

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Сейчас я проверю, как Вы научились писать безударные гласные в корне.

Быстрый диктант: под диктовку нужно записать не всё слово, а только безударную гласную в корне.

осенний, грибной, рябина, дождливый, лесной, трава

Ребята записывают в тетради, а один ученик работает у доски.

- Проверяем (читаю еще раз слова, устно подбираем проверочные).

- Молодцы, я рада, что Вы хорошо усвоили сложную тему “Безударные гласные в корне слова”.

III. Определение темы урока. (Проблемная ситуация)

- А вот, что нового узнаем мы сегодня - Вы сейчас сами скажите.

- Поработаем нашим речевым аппаратом.

- Я показываю букву, вы четко произносите звук. (характеристика отдельных звуков)

ж,б,у,л,а,ь

- Почему молчим?

- Если мягкий знак не дает звука- зачем он нужен в русском языке?

- Сформулируйте тему нашего урока.

IV. Минутка чистописания.

- Прописываем мягкий знак с нижним и верхним соединением (комментирование по Илюхи- ной В. А. ).

- Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной линии, задерживаемся на строчке, поднимаемся чуть выше середины строки и закрываем букву.

V. Словарно-орфографическая работа.

На доске написаны четыре слова:

сентябрь, март, октябрь, ноябрь

- Чем похожи эти слова?

- Какое слово можно считать лишним?

- Запишите названия осенних месяцев в тетрадь, в нашу рубрику “Пиши” (с комментированием).

- Какую роль играет мягкий знак в этих словах?

- Поставьте ударения, найдите “опасные места”.

- Найдите, теперь среди этих слов, “лишнее”. Обратите внимание на звуки - буквы.

VI. Физминутка.

Раз - подняться, подтянутся,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть и семь - тихонько сесть.
- А теперь на внимание!
Мягкий знак в конце - хлопок.
Мягкий знак в середине - головой кивок.

День, зверь, окуньки, лень, деньки, дом, пеньки, окунь, зверки, банька, угол, степь, угольки, васильки.

- Молодцы!

VII. Письмо по памяти.

На доске записано четверостишье Е. Головина:

Собр_ли[с] и пол_тели,

Утки в да[л]нюю д_рогу.

Под к_рнями старой ели

М_стерит м_две[т] б_рлогу.

- Вставить пропущенные буквы и объяснить написание.

- Объяснить роль мягкого знака.

- Закрываю выборочно слова, дети записывают четверостишье по памяти.

- Открываю слова, дети проверяют.

- В каждом предложении находим и подчеркиваем грамматическую основу.

VIII. Работа с учебником. (дифференцированное задание)

Упражнение 115 стр. 55.

Ззапиши пять слов с мягким знаком на конце (1-й уровень)

Помощь орфографического словаря (стр. 220) - 2-й уровень

IХ. Работа в группах.

“Письмо дяде Федора от Матроскина”:

Дорогой дядя Федор!

Живем мы здесь хорошо. Шарик очень доволен, что у него ест будка. Радостный такой. Глаза светятся как уголки.

На прошлой неделе срубили банку. Как раз вовремя. Печкин захворал. Попарился раз шест и стал здоровым.

Пенки со двора мы с Шариком все убрали. Весной сделаем грядки редки. Уж очен Печкин из нее салат любит.

- Исправить ошибки допущенные Матроскиным.

Х. Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: упражнение 114, стр. 55;

- Вспомните две пословицы, в которых есть слова с мягким знаком на конце.

ХI. Итог.

- Чему учились на уроке?

- Что закрепляли?

- Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?

- Спасибо за урок! Отдыхайте.