Цели:
- научить детей различать на слух и в произношении твердые и мягкие согласные на конце слова и писать букву Ь для обозначения мягкости согласных;
- создать условия для обобщения и систематизации знаний о написании слов, в том числе словарных, с мягким знаком на конце;
- развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.
- прививать любовь к урокам русского языка.
Оборудование:
- картинки;
- таблички со словами;
- карточки с буквами;
- конверты с заданием для самостоятельной работы;
- большие и маленькие кленовые листья, ваза (вырезанные из бумаги);
- фотогалерея по теме “Золотая осень”.
Ход урока
I. Организационный момент (психологический настрой).
На доске две картинки:
- Какая из этих картинок Вам больше нравится? Почему?
- Так пусть на протяжении всего урока у нас будет прекрасное настроение!
- Ребята, обратите внимание на фотогалерею. Кто из вас может вспомнить и прочитать стихи русских поэтов о золотой осени. (Дети читают отрывки из стихов).
- На дворе стоит золотая осень, вся земля покрыта пестрым ковром листьев. И сегодня на уроке за каждое правильно выполненное задание Вы будете получать кленовые листочки, а в конце урока посмотрим, кто больше собрал листьев для букета любимой маме.
II. Повторение изученного.
- Давайте вспомним над, чем мы работали на прошлом уроке русского языка? (Безударные гласные в корне слова).
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Сейчас я проверю, как Вы научились писать безударные гласные в корне.
Быстрый диктант: под диктовку нужно записать не всё слово, а только безударную гласную в корне.
осенний, грибной, рябина, дождливый, лесной, трава
Ребята записывают в тетради, а один ученик работает у доски.
- Проверяем (читаю еще раз слова, устно подбираем проверочные).
- Молодцы, я рада, что Вы хорошо усвоили сложную тему “Безударные гласные в корне слова”.
III. Определение темы урока. (Проблемная ситуация)
- А вот, что нового узнаем мы сегодня - Вы сейчас сами скажите.
- Поработаем нашим речевым аппаратом.
- Я показываю букву, вы четко произносите звук. (характеристика отдельных звуков)
ж,б,у,л,а,ь
- Почему молчим?
- Если мягкий знак не дает звука- зачем он нужен в русском языке?
- Сформулируйте тему нашего урока.
IV. Минутка чистописания.
- Прописываем мягкий знак с нижним и верхним соединением (комментирование по Илюхи- ной В. А. ).
- Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся вниз по наклонной линии, задерживаемся на строчке, поднимаемся чуть выше середины строки и закрываем букву.
V. Словарно-орфографическая работа.
На доске написаны четыре слова:
сентябрь, март, октябрь, ноябрь
- Чем похожи эти слова?
- Какое слово можно считать лишним?
- Запишите названия осенних месяцев в тетрадь, в нашу рубрику “Пиши” (с комментированием).
- Какую роль играет мягкий знак в этих словах?
- Поставьте ударения, найдите “опасные места”.
- Найдите, теперь среди этих слов, “лишнее”. Обратите внимание на звуки - буквы.
VI. Физминутка.
Раз - подняться, подтянутся,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть и семь - тихонько сесть.
- А теперь на внимание!
Мягкий знак в конце - хлопок.
Мягкий знак в середине - головой кивок.
День, зверь, окуньки, лень, деньки, дом, пеньки, окунь, зверки, банька, угол, степь, угольки, васильки.
- Молодцы!
VII. Письмо по памяти.
На доске записано четверостишье Е. Головина:
Собр_ли[с] и пол_тели,
Утки в да[л]нюю д_рогу.
Под к_рнями старой ели
М_стерит м_две[т] б_рлогу.
- Вставить пропущенные буквы и объяснить написание.
- Объяснить роль мягкого знака.
- Закрываю выборочно слова, дети записывают четверостишье по памяти.
- Открываю слова, дети проверяют.
- В каждом предложении находим и подчеркиваем грамматическую основу.
VIII. Работа с учебником. (дифференцированное задание)
Упражнение 115 стр. 55.
Ззапиши пять слов с мягким знаком на конце (1-й уровень)
Помощь орфографического словаря (стр. 220) - 2-й уровень
IХ. Работа в группах.
“Письмо дяде Федора от Матроскина”:
Дорогой дядя Федор!
Живем мы здесь хорошо. Шарик очень доволен, что у него ест будка. Радостный такой. Глаза светятся как уголки.
На прошлой неделе срубили банку. Как раз вовремя. Печкин захворал. Попарился раз шест и стал здоровым.
Пенки со двора мы с Шариком все убрали. Весной сделаем грядки редки. Уж очен Печкин из нее салат любит.
- Исправить ошибки допущенные Матроскиным.
Х. Домашнее задание.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание: упражнение 114, стр. 55;
- Вспомните две пословицы, в которых есть слова с мягким знаком на конце.
ХI. Итог.
- Чему учились на уроке?
- Что закрепляли?
- Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?
- Спасибо за урок! Отдыхайте.