Цели:
1) приобщать к духовному богатству, красоте и мудрости родного народа;
2) способствовать формированию у детей восприятия народной культуры как целостного мира, гармонично объединяющего в единый круг труд, быт и праздники наших предков.
- Добрый день! В эфире программа “Новый день”. Сегодня у нас в гостях учащиеся 3А класса Вавожской средней школы. У учащихся этого класса возникла идея создания необычного кафе. (В роли ведущего выступает учитель.)
- Как вы планируете назвать ваше кафе?
(На доске символ птицы из герба УР)
Ответ ученика: Название кафе “ Белый лебедь”. Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Эту птицу воспевали в былинах и сказаниях. У удмуртов был такой обычай: один раз в году ловили пару лебедей, а потом отпускали их, чтобы лебеди по белой Каме доплыли до великого Инмара и напомнили ему о людях. Верили ли люди в Инмара – не знаю, но говорят, они очень верили в лебедей.
- Причина идеи возникновения проекта создания такого кафе?
Ответ ученика: Был проведён социологический опрос учащихся 3-х и 4-х классов нашей школы. В опросе участвовало 77 человек.
Знают свою национальность 60 человек.
32 человека уверены, что удмурты – это люди, чьи предки были удмуртами.
44 человека считают, что Родину не выбирают.
63 человека знают, что родина – это место, где ты родился.
63 человека уверены, что каждый человек должен знать язык, культуру и традиции своего народа.
14 человек слышали пословицу “Иван непомнящий родства”.
44 человека думают, что эта пословица о людях, которые не знают обычаи и традиции своего народа.
60 человек считают, что урок краеведения в школе нужен, потому что на этих уроках ребята больше узнают о своём крае.
- Значит, по результатам опроса дети не безразличны к будущему своей малой родины?
Ответ ученика: В селе нужно место, где люди могли бы собираться семьями. Там они смогут не только отдыхать, но и приобщаться к духовному богатству, красоте и мудрости родного народа.
- Что особенного будет в вашем кафе?
Ответ ученика: Необычной будет посуда. У крестьян посуда была простая и удобная. Главным материалом служило дерево и глина. Из них делались ложки, миски, черпаки. Варили пищу в печи в глиняных горшках. В них же еду подавали на стол. Посуду очень берегли. Если горшок или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Он уже не годился для варки пищи, но в нём хранили припасы.
- Что ещё необычное вы сможете предложить для посетителей вашего заведения?
Ответ ученика: Наши далёкие предки верили в существование добрых и злых духов. В каждом доме живёт добрый дух – Домовой. Чтобы жизнь шла в ладу с ним, нужно очистить дом от злых духов, от нечистой силы. Для этого подметали пол по кругу, по движению солнца веником из высушенных колючих трав и крапивы. Колючим чертополохом и крапивой устилали порог. Вениками из цветов и трав украшали избы. Тем самым заслоняли дом от нечистой силы.
Чтобы очистить своё тело от хворей, от нечистоты в бане хлестали себя веником из вы- сушённых трав – полыни, Иван-да-Марья, мяты пахучей. Об этих и других травах и цветах мы будем рассказывать в фитобаре. И не только рассказывать, но и заваривать чай из лечебных трав.
- А если к вам придут семьи, где есть маленькие дети?
Ответ ученика: Для детей будет игровой зал, где мы будем играть с ними в народные игры. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло) Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем своё тепло, свои ладони друзьям. Название ладоней произошло от имени древних богов. Говорят, жили на Земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир любовь, гармонию, понимание. И протягивая друг другу руки, мы тем самым говорим, что мы друзья и желаем жить в мире
А теперь давайте поиграем (Игру проводит ученик). Игра называется “Уй но нунал” или “День - ночь”. Я, кучыран-сова, когда я скажу: “Уй-ночь”, вы замрёте. Если я скажу: “Нунал-день”, вы будете резвиться. Я заберу к себе в дупло тех, кто ночью зашевелиться.
- После такого активного отдыха посетители проголодаются, что вы им сможете предложить, чтобы подкрепиться?
Ответ ученика: У нас разработано разнообразное меню.
Например: перепечи, пуштьё шыд, завариха , кисаль нянь, аръян, табани с зыретом и т. д..
Пуштьё шыд – это суп со взбитыми яйцами. Также в меню много разных каш. Каша – самое распространённое блюдо с древнейших времён. Каши сварены в глиняных горшках с добавлением масла. Иногда в кашу добавляют горох.
- Я думаю, в вашем кафе будет ещё что-то такое, чего мы больше нигде не встретим?
Ответ ученика: Хозяйки кафе – девушки в национальных костюмах, которые научат вас секретам народной кухни.
(Выходят ученицы в удмуртских костюмах).
Хозяйки кафе: Чтобы приготовить это блюдо нужны разные ингредиенты. А вот какие попробуйте угадать. Нужно из мешочка вынуть бочонок с номером вопроса. Ответив правильно, вы получаете этот продукт.
Вопросы:
1. “Пельнянь” в переводе на русский язык означает:
а) “хлебное ушко”,
б) ушко с мясом.
2. Начинка в удмуртских пельменях была из чего?
3 Любимый напиток удмуртов?
а) чай,
б) аръян,
в) компот
4. Хлеб и солнце для удмуртов однопорядковые понятия. Даже форма удмуртского хлеба… Какая?
5. Одно из любимых блюд удмуртов – каши. Из какого растения получают пшенную крупу:
а) овёс,
б) просо,
в) пшеница.
6.Перепечи ставят на стол:
а) каждый день,
б) когда захотят,
в) самым дорогим и желанным гостям.
7. Пуштьё шыд – это:
а) жареный картофель,
б) название каши,
в) суп со взбитыми яйцами.
8. Как зовут сказочного героя удмуртских сказок?
- Какие продукты вы получили? Как называется блюдо из этих продуктов?
- Дорогие телезрители! Наша передача подходит к концу. Хочется поблагодарить участников передачи за интересные сообщения и пожелать им новых успехов! В эфире была передача “Новый день”.