Урок краеведения в начальной школе "Удмурты — коренной народ Удмуртии"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) приобщать к духовному богатству, красоте и мудрости родного народа;

2) способствовать формированию у детей восприятия народной культуры как целостного мира, гармонично объединяющего в единый круг труд, быт и праздники наших предков.

- Добрый день! В эфире программа “Новый день”. Сегодня у нас в гостях учащиеся 3А класса Вавожской средней школы. У учащихся этого класса возникла идея создания необычного кафе. (В роли ведущего выступает учитель.)

- Как вы планируете назвать ваше кафе?

(На доске символ птицы из герба УР)

Ответ ученика: Название кафе “ Белый лебедь”. Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Эту птицу воспевали в былинах и сказаниях. У удмуртов был такой обычай: один раз в году ловили пару лебедей, а потом отпускали их, чтобы лебеди по белой Каме доплыли до великого Инмара и напомнили ему о людях. Верили ли люди в Инмара – не знаю, но говорят, они очень верили в лебедей.

- Причина идеи возникновения проекта создания такого кафе?

Ответ ученика: Был проведён социологический опрос учащихся 3-х и 4-х классов нашей школы. В опросе участвовало 77 человек.

Знают свою национальность 60 человек.

32 человека уверены, что удмурты – это люди, чьи предки были удмуртами.

44 человека считают, что Родину не выбирают.

63 человека знают, что родина – это место, где ты родился.

63 человека уверены, что каждый человек должен знать язык, культуру и традиции своего народа.

14 человек слышали пословицу “Иван непомнящий родства”.

44 человека думают, что эта пословица о людях, которые не знают обычаи и традиции своего народа.

60 человек считают, что урок краеведения в школе нужен, потому что на этих уроках ребята больше узнают о своём крае.

- Значит, по результатам опроса дети не безразличны к будущему своей малой родины?

Ответ ученика: В селе нужно место, где люди могли бы собираться семьями. Там они смогут не только отдыхать, но и приобщаться к духовному богатству, красоте и мудрости родного народа.

- Что особенного будет в вашем кафе?

Ответ ученика: Необычной будет посуда. У крестьян посуда была простая и удобная. Главным материалом служило дерево и глина. Из них делались ложки, миски, черпаки. Варили пищу в печи в глиняных горшках. В них же еду подавали на стол. Посуду очень берегли. Если горшок или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Он уже не годился для варки пищи, но в нём хранили припасы.

- Что ещё необычное вы сможете предложить для посетителей вашего заведения?

Ответ ученика: Наши далёкие предки верили в существование добрых и злых духов. В каждом доме живёт добрый дух – Домовой. Чтобы жизнь шла в ладу с ним, нужно очистить дом от злых духов, от нечистой силы. Для этого подметали пол по кругу, по движению солнца веником из высушенных колючих трав и крапивы. Колючим чертополохом и крапивой устилали порог. Вениками из цветов и трав украшали избы. Тем самым заслоняли дом от нечистой силы.

Чтобы очистить своё тело от хворей, от нечистоты в бане хлестали себя веником из вы- сушённых трав – полыни, Иван-да-Марья, мяты пахучей. Об этих и других травах и цветах мы будем рассказывать в фитобаре. И не только рассказывать, но и заваривать чай из лечебных трав.

- А если к вам придут семьи, где есть маленькие дети?

Ответ ученика: Для детей будет игровой зал, где мы будем играть с ними в народные игры. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло) Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем своё тепло, свои ладони друзьям. Название ладоней произошло от имени древних богов. Говорят, жили на Земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир любовь, гармонию, понимание. И протягивая друг другу руки, мы тем самым говорим, что мы друзья и желаем жить в мире

А теперь давайте поиграем (Игру проводит ученик). Игра называется “Уй но нунал” или “День - ночь”. Я, кучыран-сова, когда я скажу: “Уй-ночь”, вы замрёте. Если я скажу: “Нунал-день”, вы будете резвиться. Я заберу к себе в дупло тех, кто ночью зашевелиться.

- После такого активного отдыха посетители проголодаются, что вы им сможете предложить, чтобы подкрепиться?

Ответ ученика: У нас разработано разнообразное меню.

Например: перепечи, пуштьё шыд, завариха , кисаль нянь, аръян, табани с зыретом и т. д..

Пуштьё шыд – это суп со взбитыми яйцами. Также в меню много разных каш. Каша – самое распространённое блюдо с древнейших времён. Каши сварены в глиняных горшках с добавлением масла. Иногда в кашу добавляют горох.

- Я думаю, в вашем кафе будет ещё что-то такое, чего мы больше нигде не встретим?

Ответ ученика: Хозяйки кафе – девушки в национальных костюмах, которые научат вас секретам народной кухни.

(Выходят ученицы в удмуртских костюмах).

Хозяйки кафе: Чтобы приготовить это блюдо нужны разные ингредиенты. А вот какие попробуйте угадать. Нужно из мешочка вынуть бочонок с номером вопроса. Ответив правильно, вы получаете этот продукт.

Вопросы:

1. “Пельнянь” в переводе на русский язык означает:

а) “хлебное ушко”,
б) ушко с мясом.

2. Начинка в удмуртских пельменях была из чего?

3 Любимый напиток удмуртов?

а) чай,
б) аръян,
в) компот

4. Хлеб и солнце для удмуртов однопорядковые понятия. Даже форма удмуртского хлеба… Какая?

5. Одно из любимых блюд удмуртов – каши. Из какого растения получают пшенную крупу:

а) овёс,
б) просо,
в) пшеница.

6.Перепечи ставят на стол:

а) каждый день,
б) когда захотят,
в) самым дорогим и желанным гостям.

7. Пуштьё шыд – это:

а) жареный картофель,
б) название каши,
в) суп со взбитыми яйцами.

8. Как зовут сказочного героя удмуртских сказок?

- Какие продукты вы получили? Как называется блюдо из этих продуктов?

- Дорогие телезрители! Наша передача подходит к концу. Хочется поблагодарить участников передачи за интересные сообщения и пожелать им новых успехов! В эфире была передача “Новый день”.

Приложение