Тема урока: Правописание безударных окончаний глаголов.
Цели урока:
- обобщить способы определения правильного написания безударного окончания глаголов;
- развивать орфографическую зоркость у учащихся;
- познакомить с морфологическим разбором глаголов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Психологический настрой учащихся
Я на уроке русского языка.
Голова мыслит ясно.
Память моя крепка.
II. Чистописание
н о п р с т
– Что заметили? Какая буква здесь лишняя? Почему? (Буква о – гласная, остальные – согласные.)
– Запишите соединения:
он оп ор ос от
– Какие части речи спрятались среди этих соединений? (Местоимение, предлог.)
– Дополните данные части речи другими: местоимение, предлог, ……., …….., ……. .
III. Постановка проблемы
– Придумайте слова, которые будут соответствовать данным схемам:
приходила |
посмотрели |
осветило |
– К какой части речи относятся эти слова? Почему у них разные окончания? От чего это зависит? (Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Глаголы женского рода имеют окончание – -а, среднего рода – -о, мужского рода – нулевое окончание, глаголы во множественном числе – -и.)
IV. Работа над темой урока
1.
– На экране – предложение:
Кажд.е утр. знаком.й д.рог.й р.бята ш.гают в школу.
– Охарактеризуйте его. (Это предложение простое, повествовательное, распространённое.)
– Какую работу можно выполнить?
а) вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы;
б) разобрать по членам предложения и по частям речи;
в) указать склонение и падеж имён существительных.
– Выполните последнее задание. Смекалистым задание: сколько раз в этом предложении встретился звук й?
– Какое влияние оказывает глагол на имя существительное?
– Как называется такая связь?
– Покажите управление в данном предложении.
– А как согласуются между собой существительное и прилагательное?
– Что вы можете определить у глагола? (Время, лицо, число, спряжение.)
– Сегодня вы познакомитесь с морфологическим разбором этой части речи. Морфология – это наука, которая изучает части речи.
2. Морфологический разбор глагола шагают по схеме:
1. Часть речи.
2. Начальная форма (неопределённая форма).
3. Неизменяемые (постоянные) признаки:
а) вид;
б) спряжение.
4. Изменяемые признаки:
а) время;
б) число;
в) лицо (если глагол настоящего или будущего времени);
г) род (если глагол прошедшего времени)
5. Член предложения.
3. Обобщение способов определения спряжения глагола
Выгоняя...шь
Выгон...шь
Покупа...шь
Куп...шь
обижа…м
обид…м
– Что объединяет все эти глаголы? В чём их различие?
– Назовите глаголы в настоящем времени, в будущем.
– Как определить спряжение? (По неопределённой форме или по 3 лицу.)
– Что ещё необходимо помнить? (Неопределённая форма должна быть такого же вида.)
– Для чего нам надо выполнять такую работу? (Чтобы безошибочно записывать глаголы с безударным окончанием.)
Назовите окончания глаголов I спряжения:
1-е лицо -у -ю;
2-е лицо -ешь -ете;
3-е лицо -ет -ут, -ют.
– Назовите окончания II спряжения:
1-е лицо -у -ю;
2-е лицо -ишь -ите;
3-е лицо -ит -ат, -ят.
– Устно разделите эти глаголы на 2 группы. По какому признаку вы их сгруппируете?
- по спряжению;
- по лицам;
- по числам;
- по виду (совершенный и несовершенный вид).
– Запишите глаголы, учитывая их спряжение. Какой вывод можно сделать?
– Чтобы правильно написать
безударные окончания глаголов, надо
определить спряжение. Для этого нужно
поставить глагол в неопределённую
форму и посмотреть
на окончание. Ко II спряжению относятся
глаголы, имеющие в неопределённой форме -ить
(кроме брить, стелить) + 11 глаголов –
исключений:
слышать, видеть и обидеть,
гнать, держать и ненавидеть,
и дышать, смотреть, вертеть,
и зависеть, и терпеть.
К I спряжению относятся глаголы на -ать, -оть, -уть, -ыть, ять + 2 глагола на -ить: брить, стелить.
4. Игра
– Условие игры: запишите все глаголы, которые вы услышите. (Текст читает учитель.)
Мы ведём свой репортаж из 4 класса. Сегодня встречаются 2 команды: команда девочек и команда мальчиков. Судья бросает мяч на игровую площадку, и игра начинается. Максим ведёт мяч к воротам девочек. Мяч кружится у самых ворот, но Инга сильным ударом посылает мяч на середину поля. Вика подаёт мяч Кате, но Дима перехватывает его. Следует точный удар! Ещё минута и мяч влетит в ворота противника. Но Даша не зевает! Она ловко отбивает мяч головой и попадает в Никиту. Никита гонит его к воротам девочек, но тут доносится свисток судьи. Игра заканчивается.
– Найдите 1 лишний глагол. Объясните свой выбор.
5. Проверка выполнения
ведём перехватывает
встречаются следует
бросает влетит
начинается не зевает
ведёт отбивает
кружится попадает
защищает гонит
посылает доносится
подаёт заканчивается
– Лишний глагол: влетит (будущего времени)
6. Работа по развитию речи
– Составьте по картинкам несколько предложений. (Выслушать нескольких учащихся.)
– Запишите 2-3 предложения, употребляя
глаголы в настоящем времени, в 3
лице, в единственном числе.
(взаимопроверка)
V. Итог урока
– Что нового узнали на этом уроке?
– Что изучает морфология?
– Спасибо за работу!