Цели:
- познакомить учащихся с произведениями К. И. Чуковского;
- помочь увидеть их простоту, понять глубину содержания;
- учить плавному слоговому чтению;
- развивать правильную выразительную речь;
- развивать дружелюбие в общении;
- воспитывать способность сопереживать, сострадать.
Оборудование: мультимедиа проектор, диск CD-R
ХОД УРОКА
I. Психологическая установка
Звучит музыка.
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты, повторяйте за мной.
(Читаю по одной строк, дети повторяют).
– Я в школе на уроке.
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание моё растёт.
– Я как разведчик, всё замечу.
– Память моя крепка.
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я очень хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Работаю.
Учитель:
– Кто хочет учиться?
– Какое настроение сегодня у вас?
II. Речевая разминка
Учитель:
Давайте разговаривать
И будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Доскажи строчку.
Ря-ря-ря – синие моря.
Рю-рю-рю – репку я варю.
Арь-арь-арь – у нас новый букварь.
Ру-ру-ру – коза грызёт кору.
Ры-ры-ры – летят комары.
Рок-рок-рок – начался урок.
Учитель: Читайте скороговорку с доски: сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.
– Проворонила ворона воронёнка – (переживаете, сообщаете кому-то, спрашиваете).
III.
Зазвонил телефон. (Слайд)
Учитель: Кто звонит?
(Слайд) Слон.
Учитель: Ребята, он хочет спросить у вас.
– Какой сегодня день недели?
– Какое сегодня число и месяц?
– Какая погода сегодня?
Учитель: При помощи чего мы общаемся?
Дети: Мы общаемся при помощи речи.
Учитель: Какая бывает речь?
Дети: Речь бывает устная и письменная.
Учитель: Из чего состоит речь?
Дети: Из предложений.
Учитель: А сейчас мы поговорим о… Дети прислушайтесь и ответьте, что вы слышите? (Слайд)
Дети: (Бой часов. Свисток милиционера. Гудок автомобиля. Зудение комара. Фырканье ежа).
Учитель: Может ли человеческий голос воспроизвести эти звуки?
Дети: Да.
Учитель: Так о чём же мы будем говорить?
Дети: О звуках.
Учитель: Правильно о звуках и буквах. В чём отличие звуков и букв.
Дети: Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем (Приложение).
Учитель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Учитель: Сколько гласных звуков?
Дети: 6.
Учитель: Назовите.
Дети: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Учитель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Они произносятся при свободном прохождении воздуха через рот.
Учитель: Ещё звуки, какие бывают?
Дети: Согласные.
Учитель: Как они произносятся?
Дети: При произнесении выходящего воздуха мешает преграда: губы, зубы и язык.
Учитель: Правильно. (Приложение). Какие бывают буквы?
Дети: Гласные и согласные. Гласных 10, согласных 21 и Ь, Ъ, которые не имеют звука.
Учитель: Правильно. (Приложение). А теперь дайте характеристику звукам [ч], [и], [к].
Дети:
- Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.
- Звук [и] – гласный, придаёт мягкость согласному.
- Звук [к] – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким.
Учитель: Эти звуки обозначают буквами К, И, Ч (Приложение). Запомните эти буквы.
IV.
Учитель: К нам пришёл (слайд) Мойдодыр. Ребята, он любит чистоту и порядок. Сейчас он узнает, всё ли в порядке в ваших знаниях. Отгадайте загадку.
Чёрные, кривые
От рождения все немые
Только встанут в ряд
Сразу заговорят? (Буквы)
V .
– А что тут делает (слайд) бабочка? Она, оказывается, несла на урок слово. Но при полёте рассыпала буквы. Давайте соберём.
Дети: Айболит.
VI.
Учитель: (Слайд). Ну, вот пришла и коза.
Растопырила глаза. Ничего не поймёт. Что мы здесь
делаем. А мы проводим игру «Звёздный час».
Ребята, прочтите какое слово напечатано? (Читают
на слайде). СОЛНЫШКО. Найдите в этом слове
другие слова. Назовите их.
Дети: Сок, нос, сон, косы, шок, сын, лоно. (Слайд)
VII.
Учитель: (Слайд). Смотрит Крокодил и не может сообразить. Какое слово подойдёт к схеме.
Воробей.
Телефон.
Медведь.
VIII. Сообщение темы и цели
Учитель: У нас побывали (слайд) Слон, Мойдодыр, Бабочка, Коза, Крокодил. Скажите, у какого писателя, сказочника они встречаются? Вы с ними знакомы? А теперь вспомните те три буквы. Они вам помогут ответить на мой вопрос.
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Учитель: Правильно. Мы сегодня познакомимся с творчеством Корнея Ивановича Чуковского и его произведениями. (Слайд) Это великий сказочник, переводчик, писатель, критик. Посмотрите, какое количество книг он написал. (Выставка книг).
IX. Рассказ учителя об авторе и его произведениях
Учитель: К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882
г. Его нет в живых, но его книги живут, и долго
будут жить.
Посмотрите на него. Высокий рост, длинные руки,
щеточка усов, смеющиеся глаза. Он был очень
трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в
очереди за хлебом, на пляже. Детским поэтом и
сказочником он стал неслучайно. Заболел его
сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде.
Мальчик плакал, капризничал (слайд), и отец
стал рассказывать сказку:
«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил».
– Так он успокоился. Появилась его
старая-престарая сказка «Крокодил».
Однажды он услышал громкий плач младшей дочери.
Слёзы текли в три ручья. Она не хотела мыться (слайд).
Чуковский взял её на руки и неожиданно стал
рассказывать.
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»
– Вы догадались, из какого это произведения?
Дети: Мойдодыр.
Учитель: Как-то раз Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины различные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти далеко. Брюки от грязи были тяжёлыми. Прохожие с удивлением глядели на него. Но сказочник был весел. Он слагал стихи. Это было «Федорино горе».
X. Чтение стихов детьми по карточкам наизусть
Учитель: Кто знает из вас наизусть отрывки из произведений Корнея Ивановича Чуковского? (Дети рассказывают).
Учитель: У вас на столах карточки, прочтите про себя, затем вслух. (Дети читают «цепочкой» стихи).
XI. Работа по «Азбуке» с. 222 – 223.
XII. Чтение про себя произведений К. И. Чуковского (на парте лежат книги автора).
XIII.
Учитель: А сейчас проведём игру «Найди владельца. Чья это вещь?» (Слайд)
XIV. Словесное рисование картины.
Учитель: Ребята, опишите картину, которую вы нарисовали бы с помощью этих слов. (Слайд).
бабушка кочерга |
корыто коза |
забор блюдце |
XV. Итог урока.
– Кому понравился урок?
– Что запомнилось?
– О чём вы расскажите дома?
– С творчеством, какого сказочника вы
познакомились?
– С какими произведениями познакомились? (Слайд-
выставка книг).
XVI. Дополнительно: с. 86 – 87 «Читаем сами».