Цели:
- развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, глазомера;
- развитие познавательной активности, творческого воображения;
- воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование: «путеводитель» на парте каждого ученика и у учителя на доске; репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»; презентация по ходу урока.
Интеграция: обучение грамоте, письмо, окружающий мир, рисование.
ХОД УРОКА
1. Живая природа: растительные и животный мир
– Ребята, сегодня мы пойдём на экскурсию. Куда? Отгадайте.
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший друг.
Он вам протянет сотни рук
И тысячи ладошек! (…)
На доске:
– Правильно, в лес. Лес – наш друг, а друзей любят и берегут. Сегодня мы побываем там. Для этого нарисуем ели. (Приложение 1)
Ребятя вспоминают технику письма: широкая строка, высотой в широкую строку, середина широкой строки, верхняя и нижняя граница широкой строки.
– Хорошо в лесу! Свежо! Разнообразен животный и растительный мир.
– Смотрите кто это?
В ярком платье модница
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (…)
– Давайте посадим бабочек на цветы! (Приложение 1)
– Ребята, составьте высказывание со словами «цветок», «бабочка».
– А это кто?
Долгорукий старичок
В уголке сплёл гомачок.
Приглашает: «Мошки!
Отдохните крошки!» (…)
– Знаете сколько ног у паука?
– Послушайте стихотворение «Кто как считает» М. Карима. (Читает ученик.)
– Я всех умней! – кричит петух. –
Умею я считать до двух!
– Подумаешь! – ворчит хорёк. –
А я могу считать до четырёх!
– Я до шести! – воскликнул жук.
– Я – до восьми, – шепнул паук.Тут подползла сороконожка:
– Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука –
Считаю я до сорока!
– Ах, ужас! – ужаснулся уж. –
Ведь я не глуп, но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы мог!
– Сколько ног у петуха?
– Сколько лап у хорька?
– Сколько ног у жука?
– Сколько ног у паука?
– Попробуем нарисовать паука. (Приложение 1)
2. ФИЗМИНУТКА
Бабочка Спал цветок и вдруг
проснулся, |
Кузнечики Поднимайте
плечики, |
– Ребята, как одним словом назвать бабочку и
кузнечика?
– Каких ещё насекомых знаете?
– Что у них общего? (6 ног, туловище с насечками,
голова)
– Давайте поможем божьей коровке спуститься за ягодой, а муравью донести груз до дома. (Приложение 1)
3. Наблюдение за неживой природой
– Продолжаем наше путешествие. Но что случилось? Подул сильный ветер. Забеспокоилось всё в лесном царстве. Нарисуем ветер. (Приложение 1)
– Закачались ели. Нарисуем. (Техника письма: высотой в две широкие строки, в одну строку, в половину широкой строки) (Приложение 1)
– Ветер принёс смену погоды. Вдруг откуда ни возьмись… Отгадайте.
Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идёт.
Глаз нет, а плачет. (…)
– Правильно, туча. Нарисуем. (Высотой в широкую строку, половину строки. Приложение 1)
–Ой, пошёл дождь! Нарисуем. (Приложение 1)
– Сначала дождь был сильным. Теперь становится тише: кап-кап-кап. Нарисуем. (Техника письма: верхняя, нижняя граница широкой строки, середина широкой строки) (Приложение 1)
4. Физминутка
Дождик капнул на ладошку
(правой рукой касаемся левой руки)
На цветы (наклон с правой рукой)
И на дорожку (обе руки вытянуты)
Льётся, льётся – ой, ой, ой!
Побежали мы домой! (бег на месте)
– Но вот дождь закончился. Выглянуло солнышко. Нарисуем. (Приложение 1)
То-то было тут веселья!
В пляс пошла берёзка с елью.
Клён с осиной,
Дуб с малиной,
А орешник с ивою,
Молодой, красивою.
5. Взаимосвязь животного и растительного мира
– Ой, что это после дождя выросло?
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (…)
– Загадка отгадана. А вот какая история произошла с грибом однажды в лесу.
Жил в лесу гриб Лисичка со
своими грибками. Один грибок был очень
непослушным и ушёл без разрешения гулять. Навстречу
ему попался зверёк с большим пушистым хвостом.
– Ты кто? – спросил грибка зверёк.
– Я Лисичка, – ответил грибок.
– Вот здорово! – обрадовался зверёк. – Я тоже
Лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит
охотник?
– Ты всё перепутал, – ответил грибок, –
охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с
корзинками, которые могут поджарить нас на
сковородке…
– Что за «лисички» встретились?
– Кто прав: зверёк или грибок? (Оба)
Вывод: слово одно, а предметы разные.
– Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса. А почему? (Грибы растут в лесу)
– Нарисуем. (Техника письма: высотой в широкую строку, в половину широкой строки)
– Народ, признавая влияние деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев. Посмотрите на картину И. И. Левитана «Золотая осень». Какие лиственные деревья вы видите? (Берёза, осина)
– Как будут называться грибы, растущие возле них? (Подберёзовик, подосиновик)
Беседа:
– Какие ещё грибы знаете?
– Что надо знать, когда собираешь грибы?
– Зачем и как надо охранять их?
6. Итог урока
– Наша экскурсия подходит к концу. Кому было интересно?
– Какие открытия сделали?
– Давайте раскрасим рисунок.
– Дома вспомните, и расскажите об экскурсии родным, глядя на свой рисунок – план. Урок-экскурсия окончен. Спасибо за работу!