План-конспект учебного проекта по технологии в 5-м классе по теме "Основы проектирования"

Разделы: Технология


Цели:

  • Образовательная:
    • ознакомить учащихся с проектной деятельностью;
    • сформировать представление о сооружении, которое можно назвать башней;
    • дать понятие "жесткой" и "устойчивой" конструкции;
    • ознакомить со способами представления своей работы.
  • Воспитательная:
    • воспитывать умение кратко и четко высказывать свою точку зрения на поставленную проблему;
    • воспитывать умение внимательно и доброжелательно выслушивать мнение других;
    • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;
  • Развивающая:
    • развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой (домашняя подготовка к проекту);
    • расширение кругозора;
    • развивать творческие способности — принимать нестандартные решения.

Методы обучения:

  • cловесный (рассказ, беседа),
  • наглядный (плакат, схема, памятки),  
  • практический (самостоятельная работа учащихся в группах),
  • эвристический (продумывание будущей модели),
  • проблемно-поисковый.

Объект труда: макет башни.

Материально-техническое оснащение: оборудование учебных мастерских, схема структуры проекта, плакат "Задача и условия проекта", эскизы, чертежная бумага А4, клей, ножницы, памятка презентации проекта, памятка работы в группе, карточки с рисунками.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история, черчение, физика, ИЗО.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент

2. Погружение в проект

Историческая справка. Проверка домашнего задания: заслушивание сообщений, демонстрация зарисовок, ответы на вопросы.

Рисунок 1.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 3.

— Что вы понимаете под словом "сооружение"? (Оборонительные, инженерные, культурное зодчество и др.).

— Какое сооружение можно назвать башней?  Сторожевые башни (рис. 1), высоковольтная вышка (рис. 2), колокольня (рис. 3).

— Что вы можете сказать о конструкции представленных башен?

— Какие знаменитые башни вы знаете?

Выводы:  Какие основные требования предъявляют к сооружениям? (Учащиеся под руководством учителя составляют блок-схему < Рисунок 4>, которая остается на доске до окончания проекта и служит подсказкой для выполнения макета башни).

Рисунок 4

Рисунок 4

3. Организация деятельности

Деление на группы (5-6 человек).

Условия работы в группе (учитель разъясняет каждый пункт и раздает памятки работы каждой группе):

  • никакой критики,
  • выслушать все идеи и соображения,
  • выполнить эскизы,
  • вместе обсудить все "за" и "против" каждой идеи, выбрать одну,
  • планирование работы,
  • распределение ролей,
  • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Учащиеся объединяются в группы.

 4. Мотивация к деятельности

Учитель озвучивает каждый пункт и вывешивает на доску плакат "Задачи и условия проекта.

Постановка проблемы:  как создать сооружение максимально возможной высоты из листового материала?

Цель проекта: придумать устойчивую конструкцию, использовать материал наиболее экономно для строительства как можно более высокого сооружения.

Задачи проекта:

  • Придумать форму и способ изготовления жестких и максимально длинных деталей.
  •  Придумать конструкцию башни с максимально возможной устойчивостью.
  • Сделать макет башни из листа бумаги А4 с помощью ножниц и клея.
  • Сделать презентацию.

5. Осуществление деятельности: 30 мин. на изготовление макета башни, консультации с учителем по необходимости, помощь в подготовке презентации.

6. Презентация: представитель или представители группы анализируют и оценивают качество модели башни, соответствие поставленным условиям, эстетическим требованиям и т.д., используя памятку презентации проекта:

  • Возникшие идеи.
  • Отвергнутые идеи. Почему?
  • Обоснование выбранной идеи:
    • соответствие заданным условиям
    • составные части конструкции
    • способы сборки конструкции
    • экономия материала
  • Демонстрация макета башни.
  • Анализ выполненной работы:
    • стоит или нет без помощи рук (если нет, то почему?)
    • какова высота (можно ли было сделать выше, если да, то как?)

Анализ работы участников: организатор, активные исполнители, пассивные участники.

7. Подведение итогов: измерение устойчивых моделей и определение победителей (на фото представлены модели башен).

8. Заключительный момент: обобщение и выводы делают ученики, отвечая на вопросы учителя (учитель демонстрирует картинки и рисунки, которые помогут детям дать верные ответы)

— От чего зависит устойчивость?

— Стул со сколькими ножками будет более устойчивым: 2-я, 3-я, 4-я.  Почему?

9. Домашнее задание: придумайте конструкцию табурета, имеющего наибольшую устойчивость?

Используемая литература:

  1. И. А. Сасова, М. И. Гуревич Метод проектов в технологическом образовании школьников.- М.: "Вентана-Граф", 2003.
  2. Н. Ю. Пахомова Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.: "Аркти", 2003