Цели:
- Образовательная:
- ознакомить учащихся с проектной деятельностью;
- сформировать представление о сооружении, которое можно назвать башней;
- дать понятие "жесткой" и "устойчивой" конструкции;
- ознакомить со способами представления своей работы.
- Воспитательная:
- воспитывать умение кратко и четко высказывать свою точку зрения на поставленную проблему;
- воспитывать умение внимательно и доброжелательно выслушивать мнение других;
- воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;
- Развивающая:
- развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой (домашняя подготовка к проекту);
- расширение кругозора;
- развивать творческие способности — принимать нестандартные решения.
Методы обучения:
- cловесный (рассказ, беседа),
- наглядный (плакат, схема, памятки),
- практический (самостоятельная работа учащихся в группах),
- эвристический (продумывание будущей модели),
- проблемно-поисковый.
Объект труда: макет башни.
Материально-техническое оснащение: оборудование учебных мастерских, схема структуры проекта, плакат "Задача и условия проекта", эскизы, чертежная бумага А4, клей, ножницы, памятка презентации проекта, памятка работы в группе, карточки с рисунками.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история, черчение, физика, ИЗО.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент
2. Погружение в проект
Историческая справка. Проверка домашнего задания: заслушивание сообщений, демонстрация зарисовок, ответы на вопросы.
Рисунок 1. |
Рисунок 2. |
Рисунок 3. |
— Что вы понимаете под словом "сооружение"? (Оборонительные, инженерные, культурное зодчество и др.).
— Какое сооружение можно назвать башней? Сторожевые башни (рис. 1), высоковольтная вышка (рис. 2), колокольня (рис. 3).
— Что вы можете сказать о конструкции представленных башен?
— Какие знаменитые башни вы знаете?
Выводы: Какие основные требования предъявляют к сооружениям? (Учащиеся под руководством учителя составляют блок-схему < Рисунок 4>, которая остается на доске до окончания проекта и служит подсказкой для выполнения макета башни).
Рисунок 4
3. Организация деятельности
Деление на группы (5-6 человек).
Условия работы в группе (учитель разъясняет каждый пункт и раздает памятки работы каждой группе):
- никакой критики,
- выслушать все идеи и соображения,
- выполнить эскизы,
- вместе обсудить все "за" и "против" каждой идеи, выбрать одну,
- планирование работы,
- распределение ролей,
- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
Учащиеся объединяются в группы.
4. Мотивация к деятельности
Учитель озвучивает каждый пункт и вывешивает на доску плакат "Задачи и условия проекта.
Постановка проблемы: как создать сооружение максимально возможной высоты из листового материала?
Цель проекта: придумать устойчивую конструкцию, использовать материал наиболее экономно для строительства как можно более высокого сооружения.
Задачи проекта:
- Придумать форму и способ изготовления жестких и максимально длинных деталей.
- Придумать конструкцию башни с максимально возможной устойчивостью.
- Сделать макет башни из листа бумаги А4 с помощью ножниц и клея.
- Сделать презентацию.
5. Осуществление деятельности: 30 мин. на изготовление макета башни, консультации с учителем по необходимости, помощь в подготовке презентации.
6. Презентация: представитель или представители группы анализируют и оценивают качество модели башни, соответствие поставленным условиям, эстетическим требованиям и т.д., используя памятку презентации проекта:
- Возникшие идеи.
- Отвергнутые идеи. Почему?
- Обоснование выбранной идеи:
- соответствие заданным условиям
- составные части конструкции
- способы сборки конструкции
- экономия материала
- Демонстрация макета башни.
- Анализ выполненной работы:
- стоит или нет без помощи рук (если нет, то почему?)
- какова высота (можно ли было сделать выше, если да, то как?)
Анализ работы участников: организатор, активные исполнители, пассивные участники.
7. Подведение итогов: измерение устойчивых моделей и определение победителей (на фото представлены модели башен).
8. Заключительный момент: обобщение и выводы делают ученики, отвечая на вопросы учителя (учитель демонстрирует картинки и рисунки, которые помогут детям дать верные ответы)
— От чего зависит устойчивость?
— Стул со сколькими ножками будет более устойчивым: 2-я, 3-я, 4-я. Почему?
9. Домашнее задание: придумайте конструкцию табурета, имеющего наибольшую устойчивость?
Используемая литература:
- И. А. Сасова, М. И. Гуревич Метод проектов в технологическом образовании школьников.- М.: "Вентана-Граф", 2003.
- Н. Ю. Пахомова Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.: "Аркти", 2003