Классный час “Комсомольский заповедник”. 6-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 6


Цель: познакомить учащихся с природой Комсомольского заповедника.

Задачи:

  • воспитание любви к родному Дальневосточному краю;
  • воспитание культуры поведения в заповедниках и заказниках;
  • расширение круга экологических знаний;
  • развитие коллективизма и патриотизма.

Оборудование:

  • Карта Хабаровского края.
  • Фотографии Комсомольского заповедника.
  • Экологические листовки.
  • Рисунки животных и гербарии редких растений Комсомольского заповедника.
  • Костюмы животных.

Классный час проводится в форме ролевой игры – “Экскурсия в Комсомольский заповедник”

Действующие лица:

  • Директор заповедника;
  • Царь леса Берендей
  • Доктор Айболит
  • Василиса Премудрая
  • Звери: лиса, белка, сова, медведь
  • Деревья: виноград амурский, бархат амурский, тис остроконечный, кедр корейский

Во время экскурсии по заповеднику делаем остановки:

  • “Природа заповедника”;
  • “Лесная аптека”;
  • “Станция охраны природы”.

Учитель. Хабаровский край обладает большими и разнообразными природными богатствами. Это лес, ценные виды рыб, пушных зверей, руды цветных металлов. Леса края очень разнообразны по составу – от чистых литвеничников до широлиственных. В лесах преобладают хвойные породы. Большую ценность представляют уникальные лекарственные растения – женьшень, элеутерококк, лимонник, аралия и другие. Богат и разнообразен животный мир. Для охраны природных богатств создаются особо охраняемые территории.
В настоящее время в Хабаровском крае 6 заповедников: Комсомольский, Большехихцирский, Джугджурский, Буреинский, Ботчинский, Болоньский.
Заповедник это – природное научно-исследовательское эколого-просветительское учреждение.

Директор заповедника. Комсомольский государственный природный заповедник создан в 1963 году, находится в Хабаровском крае в бассейне реки Горин,. Площадь заповедника – около 64 тыс. га. Всего в заповеднике обнаружено 680 видов высших растений. Среди краснокнижных – пион обратнояйцевидный, водяной орех, пузатка высокая, касатик гладкий, башмачок крупноцветковый, бородатка японская, колеантус тонкий. Каждый год около 1000 человек приходят на экскурсии с посещением музея природы заповедника.
В плане задач регионального мониторинга важно, что Комсомольский заповедник расположен по течению Амура ниже всех крупных индустриальных центров.
Приглашаем Вас посетить наш Комсомольский заповедник, чтобы лучше знать, понимать и любить природу родного Дальневосточного края.

Остановка 1. Природа заповедника

Берендей:

Край родной! Ты лесами красив.
Ты раскинул поля широко!
Серебристыми ветками ив
Шелестят берега над рекой.

Виноград амурский. Неоценимый дар природы. Нигде больше на земле в диком виде съедобный виноград, не растёт. Он хорошо приспособился к дальневосточному климату. Грозди винограда его красивые и резные листья представляют собой лианы, обвивающие деревья, подножия склонов по речным долинам. Плоды винограда широко используют в пищу.

Актинидия коломикта. В народе известна как «кишмиш». Ее лианы взбираются на деревья и кусты и образуют плотные заросли. Плоды съедобны, ароматны и очень вкусные.

Бархат амурский. Светолюбив, требователен к почве. У него ценная древесина с толстым пробковым слоем – до 7 см! Красивы его перистые листья. Хороший медонос.

Тис остроконечный. Настоящее украшение дальневосточной тайги. Реликт. Темно-зеленая крона, рубиново желтые шишкоягоды. Морозостойкий, доживает до 1000 лет. Встречается крайне редко.

Кедр корейский или кедровая сосна. Символ нашей тайги. Гладкое хвойное дерево, гордость и краса кедрово-широколиственных лесов. В тайге встречаются великаны – 35-40 м в высоту – почти в -этажный дом. Люди любят его и за то, что под ним легко дышится, что воздух вокруг него всегда чистый, наполненный запахом эфирного масла, обогащенный кислородом. Главная ценность кедра – его орехи. Они важный пищевой источник в лесу. Кедровое масло очень полезное. Оно содержит витамины В, Е. В лесу кедровыми орехами питаются олени, кабаны, белки, медведи, барсуки. Барсуки, колонки. Птицы – дятлы, кедровки, сойки, совы, скворцы.

Остановка 2. Лесная аптека

Лиса:

«А вот доктор, Айболит.
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечиться
И зайчишка и лисица.»

Айболит:

«Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и в цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.»

Лес – богатая зеленая аптека. Он щедро дарит людям свои целебные сокровища. «На всякую болезнь зелен трава есть» – гласит русская пословица. Таковы например, валериана, женьшень, шиповник, ромашка, элеутерококк, тысячелистник и многие другие.
Мы поможем оказать Вам первую помощь.
Слушайте наши вопросы:

1) Вы натерли ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2) Какая лесная ягода может заменить лимон? (Лимонник и Клюква – они содержат лимонную кислоту.)
3) Какое растение в наших лесах считают братом женьшеня? (Элеутерококк.)
4) Сестра женьшеня, растущая в наших лесах? (Аралия маньчжурская. Она снимает усталость, укрепляет нервную систему.)

Остановка 3. Охрана природы

Лиса:

«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.»

Медведь: А знаете ли вы ребята, что 80% лесных пожаров по вине человека? Ребята, какие правила надо соблюдать в лесу?

Сова:

«Бедная я совушка!
Поседела моя головушка,
Перышки повыгорели,
Глаза ослепли от лютого пепла!
Что же мне делать как же мне быть,
Мышку мне не поймать,
Суслика не добыть,
Чем же я детушек буду кормить!
А эти люди проклятые, от жадности зажратые,
Лес подожгли и лишили меня дома
Леса моего родного, всем жителям лесным дорогого!»

Ваcилиca Премудрая: «Привела меня к Вам сказка. В некотором царстве, лесном государстве чудо город стоит – 51 школа называется. Я в этом городе была и много интересного узнала. Ребята здесь природу любят – выращивают рассаду, цветы. Ежегодно вокруг школы высаживаются очень красивые цветы. Ухаживают за цветами и кустарниками учащиеся школы. А теперь попробуйте отгадать мои загадки:

1) Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Сойка, кедровка, синица.)
2) Какие птицы зимуют и ночуют зарывшись в снег?
3) Кто страшнее птицам – холод или голод?

Учитель. Наша общая задача сохранить природные богатства Хабаровского края!