«Страна, в которой учили бы рисовать также, как учат писать, превзошла бы скоро все остальные страны во всех искусствах».
Дидро.
Приоритетным направлением в работе нашей школы
на протяжении уже 4 лет стала комплексная
программа «Духовность. Нравственность.
Гуманитарное право». Ее целью стало целостное
развитие личности в процессе
духовно-нравственного, правового и творческого
воспитания. В будущем выпускнике должны быть
соединены интеллект с чувством, знания с верой,
умение логически мыслить со способностью
понимать прекрасное.
А для достижения поставленной цели уроки
должны быть обучающими, требовать от ребенка
умственных усилий, стать проблемными. Должна
быть отработана система занятий по каждому виду
деятельности и каждое занятие должно носить
творческий характер, а ребенок с нетерпением
ждать урока и готовиться к нему. Наибольшего
эффекта можно достигнуть, используя не
разнонаправленные, а дополняющие друг друга
методы, ориентированные на единую цель. Поэтому
сформировалась потребность в использовании
новых средств и приемов обучения таких как:
- уроки с компьютерным сопровождением – обычный урок в обычном кабинете, оборудованном одним компьютером с демонстрационными возможностями, который помогает в объяснении нового материала;
- уроки в компьютерном кабинете, где могут использоваться обучающие программы, материалы и ресурсы сети Интернета, различная мультимедийная техника;
- методическая подготовка учителя к урокам – подбор и подготовка дидактического материала, поиск и систематизация дополнительной информации.
Определенную завершенность, целостность
работы как нельзя лучше представит так
называемая «Творческая шкатулка».
Я считаю, что дело учителя – не только передавать
информацию, но и осуществлять, организовывать
процесс обучения и воспитания учащихся, тогда
сочетание современных информационных
технологий с возможностями педагога может
носить весьма продуктивный характер. Ведь
компьютер, высвобождая время учителя, выполняя
многие рутинные работы, позволяет ему больше
внимания уделять индивидуальной работе с
учащимися, творчески подходить к
учебно-воспитательному процессу. Ну, а ученику
всегда будет ценнее улыбка и живое поощрение
учителя, чем изображение улыбающегося человека
на экране компьютера или формальная надпись: «ты
молодец!».
Уроки, проводимые мной с использованием
современных средств информационных технологий,
показали, что учащиеся глубже вникают в суть
вопросов, у них увеличивается интерес к
предмету, активизируется познавательная
деятельность. Но учителю, использующему
ресурсы Интернет и мультимедийные диски
необходимо с осторожностью подбирать материал,
так как некоторые информационные сайты или
программы далеки от совершенства, а их
разработчики не учитывают многообразие
индивидуальных черт каждого ученика и
оригинальность человеческого мышления.
При методической подготовке, на этапе
проектирования учебного процесса я использую
разработанную мной технологическую карту, в
которой целостно и емко представлены главные
параметры. Ход урока разделяется на четыре этапа
и на каждом этапе формируется цель, длительность
проведения, основные виды деятельности со
средствами информационных технологий, функции
преподавателя на данном этапе и его виды
деятельности, формы организации деятельности
учащихся и завершающий контроль.
На завершающем этапе урока необходимо формировать у учащихся способность к объективной самооценке – рефлексии, говоря языком психологии. Чтобы эта цель была достигнута, создается «Творческая шкатулка» по изобразительному искусству – инструмент самооценки собственного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов и самостоятельных работ ребенка, который предусматривает:
- задания ученику по отбору материала с самоанализом;
- отзывы родителей, которые предполагают ознакомление с работами ученика;
- презентации «Шкатулки».
Принципы такой технологии можно
сформулировать следующим образом: самооценка
результатов, систематичность и регулярность
самомониторинга, структуризация материалов,
аккуратность и эстетичность оформления,
целостность материалов, наглядность и
обоснованность презентации «Шкатулка».
Такая «Шкатулка» призвана полностью отражать
работу ученика по изобразительному искусству.
Она включает в себя различного рода задания и
проекты, успехи ученика в области
изобразительного искусства, его способности к
дальнейшему продвижению. Ясность и культура речи
должны быть неотъемлемой частью «Шкатулки». При
подготовке «Шкатулки» следует обратить внимание
на такие позиции как: самостоятельность мышления
ученика; определение временного периода
создания «Шкатулки»; взаимосвязь и
взаимообусловленность знаний по
изобразительному искусству; отражение
собственной позиции ученика; процесс решения
проблем.
«Шкатулка» включает в себя классные и домашние
задания учащихся. Дети представляют свои
«Шкатулки» на родительских собраниях, чтобы
продемонстрировать умение самостоятельно
мыслить, творческое применение полученных
знаний. На такой защите ученик должен показать
свое продвижение и доказать, что он приложил
максимум усилий и поэтому его самооценка
совпадает (не совпадает) с оценкой учителя,
родителей, группы экспертов. Он должен сделать
выводы в отношении своей дальнейшей творческой
деятельности.
Подходы к созданию «Шкатулки» могут быть
разными, важно, что ребята учатся анализировать
собственную работу, собственные успехи,
объективно оценивать свои возможности и видеть
способы преодоления трудностей, достижения
более высоких результатов. Их учебная
деятельность становится более осознанной,
появляется ответственность за плоды своего
труда, возникает потребность выразить себя, свои
чувства, мысли с применением полученных знаний.
Очень важно, что в этом процессе принимают
участие родители.
Результатом деятельности на уроках
изобразительного искусства в рамках комплексной
программы «Духовность. Нравственность.
Гуманитарное право» с применением современных
образовательных технологий являются следующие
достижения учащихся:
- положительная динамика образовательного процесса по изобразительному искусству.
- создание детской галереи;
- призовые места на конкурсах различных уровней;
- выпуск тематических брошюр и электронных вариантов «Шкатулки» (интеграция с кружковой работой по информатике) с использованием творческих работ отобранных самими учащимися.
Технологическая карта
конструирования урока по изобразительному
искусству
с использованием средств информационных
технологий (Приложение 2).