Конспект урока в 4-м классе по теме "Тембры симфонического оркестра и их роль в создании музыкального образа"

Разделы: Музыка


Цели:

  • воспитание эстетического вкуса учащихся;
  • повышение мотивации обучения, саморазвития;
  • воспитание культуры слушания музыки.

Задачи урока:

    • освоение знаний об эстетических нормах на примере произведений А.С. Пушкина
    • и Н.А. Римского-Корсакова;
    • развитие умения сравнивать и анализировать тембры симфонического оркестра;
    • обобщение знаний о тембрах симфонического оркестра:
    • применение теоретических знаний в практической деятельности учащихся.

Оборудование урока:

    • карточки с названием инструментов симфонического оркестра;
    • карточки с партитурой и примерным планом ответа;
    • детские иллюстрации к сказке;
    • музыкальный центр;
    • компьютеры.

Музыкальное оформление (аудиозаписи):

    • Римский-Корсаков Н.А. Симфоническая картина «Три чуда» («Образ моря»);
    • музыкальные иллюстрации начинающего композитора («Образ Белочки», «Образ
    • Царевны Лебедь», «Образ могучих богатырей»).

ХОД УРОКА

В начале урока учитель произвольно раскладывает на столы учащихся карточки с названием музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Детям сообщается, что на уроке им придется сочинять музыку, и помогать им в этом будет компьютерная техника.
Далее учитель просит детей обратить внимание на карточки, находящиеся на партах, и зачитать, что на них написано. В процессе беседы выясняется, что каждый держит в руках карточку с названием какого-либо инструмента. Учитель предлагает представить, что все эти инструменты зазвучат.

– Что мы тогда услышим? (Симфонический оркестр.)

– Но вот беда, в таком разбросанном состоянии управлять оркестром невозможно. Как же упорядочить наш оркестр? (Нужно собрать инструменты по группам.)

– На какие группы можно поделить все инструменты симфонического оркестра? (На группы струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты.)

Учитель выставляет на столы детей указатели групп инструментов симфонического оркестра. Дети занимают места в соответствии с указателем.

– Ребята! Обратили ли вы внимание, что наш состав оркестра сегодня неполный. Какой группы инструментов не достаёт? (Ударной группы инструментов.)

– В оркестре, конечно же, такого не бывает, ну а мы сегодня на уроке это себе позволим. Настало время провести перекличку! Сейчас я попрошу поднимать карточки с названием инструментов, о которых я буду говорить.

– Этой группе в симфоническом оркестре разрешено звучать всем вместе, т.к. тембры их голосов сливаются. (Струнные смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас).

– Инструменты этой группы в оркестровых произведениях чаще всего являются солистами, т.к. каждый из них имеет свой неповторимый тембр голоса. (Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот.)

– Голоса этой группы славятся призывным настойчивым тембром. (Медные духовые инструменты: труба, туба, тромбон, валторна.)

– Подошла к концу наша перекличка, все в сборе, не хватает только человека, который бы всеми этими инструментами управлял, когда им надо было бы зазвучать. Кто он? (Дирижёр.)

– Но прежде, чем дирижёр возьмёт в руки дирижёрскую палочку, потребуется помощь ещё одного человека, который при помощи музыкальных звуков создал бы красочную звуковую картину. Кто он? (Композитор.)

– На днях я получила письмо от одного юного, начинающего композитора. С просьбой о помощи он обратился ко всем нам.

Здравствуйте, ребята!
Однажды я прочёл «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. В ней есть такие необыкновенные эпизоды, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Да, да, я про три чуда из волшебного города Леденец. Помните? Чуть позже, побывав в гостях в вашей школе, я увидел сделанные вашими руками иллюстрации к этой сказке.
Они мне очень понравились и я тоже захотел изобразить пушкинские образы.
Рисовать я, к сожалению, не умею, но немного знаю нотную грамоту, поэтому иллюстрации получились музыкальными.
То, что я сочинил, мне не совсем нравится.
Почему-то героев сказки А. Пушкина в своей музыке я не узнаю, и они совсем не похожи на персонажей ваших иллюстраций. Помогите мне!

Начинающий композитор.

– Готовы ли вы помочь юному композитору? Прошу ребят, отвечающих за компьютерную часть урока, пройти на свои рабочие места. А вы напомните, пожалуйста, о каких чудесах из сказки А.С.Пушкина говорит наш юный композитор.

  • Белочка, которая «при всех золотой грызёт орех».
  • Прекрасная Царевна-Лебедь.
  • Могучие богатыри.

По мере называния детьми каждого из чудес, учитель разворачивает иллюстрации.

– Действительно, необыкновенные работы. Образы на них, того и гляди, оживут. Вслед за вашими иллюстрациями, я предлагаю послушать, наконец-то, музыкальные зарисовки автора письма. Внимательно слушайте и определитесь, действительно ли они требуют корректировки?

Учитель зачитывает четверостишье А.С. Пушкина, характеризующее образ, вслед включается музыкальная зарисовка.

– Ваши лица лучше всяких слов выражали несоответствие музыки и образов. Время править ошибки пришло!

Каждая группа получает текст с музыкальной партитурой и примерным планом ответа. Дети работают в группах. Справившись с заданием, они сдают партитуры на компьютерную обработку (Приложение1_1, Приложение1_2, Приложение1_3)

Рисунок 2

– Пока на компьютерах обрабатывается информация, я бы хотела раскрыть вам маленькую тайну.
Хочу вам сказать, что мы не первые, кто обратился к пушкинским образам в музыке. Ещё в XIX веке русский композитор Н.А.Римский-Корсаков сочинил оперу «Сказка о царе Салтане». В оперу композитор включил симфоническую сюиту, в которой и представил все три чуда.
Вступлением к этой сюите стала тема, рисующая образ моря. Попробуйте предположить, почему именно образом моря композитор открывает рассказ о таинственном острове?

Если ученики не дают ответ, учитель дополнительными вопросами выводит детей на правильный ответ.

Откуда появились богатыри?
Где обитала Царевна-Лебедь?
Чем окружён остров, на котором белочка «золотой орех грызёт»?
Итак, море эта та стихия, которая дарит главному герою все три чуда.
Давайте попробуем предположить, какие тембры инструментов композитор отобрал для изображения этого образа.

Слушание фрагмента симфонической сюиты «Три чуда» Н. А. Римского-Корсакова.

– В ваших предположениях перечислялись, в основном, инструменты с тёплыми тембрами. Наблюдали ли вы их в музыке?
Струнно-смычковые, деревянные духовые.
– Н.А. Римский-Корсаков был непревзойдённым живописцем морских пейзажей в музыке. Используя богатство оркестровых тембров, он сумел создать неповторимые красочные полотна.
Я вижу, что наши мальчики-помощники уже готовы! Значит, наступило время продемонстрировать знания тембров симфонического оркестра и умения, благодаря которым вы создавали музыкальные образы.

Ученики отвечают по плану, звучат переработанные музыкальные иллюстрации (Приложение2_1, Приложение2_2, Приложение2_3).

– Мы закончили работу, на мой взгляд, наши музыкальные иллюстрации «Три Чуда» ничем не хуже тех, которые вы создали красками. Обещаю, что сегодня же отправлю их почтой нашему новому другу!
Может быть, вы дадите совет на будущее юному композитору. Как впредь избежать подобных ошибок при создании музыкальных иллюстраций? Достаточно ли для этого пользоваться только нотной грамотой?

– Для создания музыкального образа мало знать только нотную грамоту, необходимо также точно использовать в работе выразительные приёмы, в том числе и правильно подобранные тембры инструментов.

Литература:

Нестьев И. Учитесь слушать музыку. – М.: Музыка, 2001.
Россихина В. Беседы о классической музыке. – М.: Просвещение, 2002.
Пушкин А. Сказки. – М.: Радуга, 1993.

Приложение1_1, приложение1_2, приложение1_3