Цели и задачи:
- изучение богатого художественного наследия народа;
- развитие творческого воображения, познавательных интересов, самостоятельности мышления;
- формирование умения и навыков в передаче пространственного расположения группы элементов.
План урока.
- Организационная часть.
- Объяснение материала.
- Практическая часть.
- Просмотр и анализ работ.
- Итог урока.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
II. Объяснение материала
– Тема нашего урока «Народная архитектура
Башкортостана». Все сельские поселения и старые
города нашей республики формировались всего 3 – 4
типами жилых домов. Повсеместное
распространение имели традиционные срубы: 4-х
стенки, 5-стенки, дома со связью и дома
крестовые.[1] Методы выведения домов были исстари
отработаны.
Несмотря на ограниченность типов сооружений
примечательным было впечатление
разнообразности и неповторимости застройки.
Объяснялось это прежде всего тем, что мастера
плотничьего дела стремились предавать
каждому объекту индивидуальные черты.
В качестве основного декора применялась резьба.
Резьбой украшали все детали дома – ставни,
наличники окон и дверей, крыльцо, калитки,
ворота… Предпочтение в оформлении дома
отдавалось наличникам. Наличник в первооснове
появился как конструктивный элемент – он
прикрывал щель между оконной рамой и стеной.
Занимая на фасаде дома наиболее выигрышное
место, окно с наличником становится основным
центром декоративного оформления жилища.[1]
В прошлом почти повсеместно окна снабжали
ставнями. Они защищали дом от продувания ветров,
зимних буранов, дневной жары…. Кроме этого,
ставни имели декоративное значение и играли
важную роль в архитектуре фасада.
Для украшения ставень и наличников применялся
орнамент:
- с растительными мотивами;
- с изображением зверей;
- с геометрическими фигурами.
Все эти элементы подвергались декоративной обработке в формы, удобные в исполнении.
– А сейчас обратимся к фотографиям, сделанным во время экспедиций и натурного обследования зданий деревень и городов Башкортостана в 30-х – 70-х годах ХХ века.
(Приложение Фото № 1. Наличник, оформленный врезным полукруглым и двумя в четверть круга орнаментами «солнышко», д. Старомещерово Мечетлинского района. Приложение Фото № 9. Двустворчатые ставни, д. Старотавларово Буздякского района)
– В домах, рубленных в 19 веке, наличники декорировали весьма скромно. Применялись в основном два мотива: ромб или круг.[1] Круг изображали полным, половинным, четвертным.
– Как вы думаете, ребята, что мог обозначать круг? (Во всех случаях круг являлся символическим изображением восходящего солнца.)
– Учитывая практическое значение ставен, для обеспечения их прочности, резьбу выполняли на небольшую глубину.
(Приложение Фото № 2. Окно со ставнями, верх наличника оформлен пропиловкой и рейками, д. Нижнее Абсалямово Дуванского района).
– Украшения наличников становятся сложными с появлением в начале ХХ века пропильной сквозной резьбы, применяемой в виде плоской накладки или сквозного ажура. Широко применялись декоративные фигуры, напоминающие цифру V из арабской письменности.
(Приложение Фото № 3) В прошлом и в настоящее время на наличниках было принято помещать силуэты птиц.
– Как вы думаете, ребята, что означает изображение голубей? (Символ мира.)
(Приложение Рис. 1. Наличник окна с плоскими фигурами летящих голубей, д. Карманово Янаульского района)
– В послевоенные годы было построено много домов, резные украшения которых содержали в себе идеи мира, новой жизни в виде эмблем и символов. Вводились 5-конечные звезды, птицы, в дополнение идут геометрические фигуры.
(Приложение Рис. 2. Навершие наличника, составленное из предметов охотничьего снаряжения и S-видных фигур, д. Старомунасипово Бурзянского района).
– В районах Зауралья были зафиксированы редко встречающиеся построения верхней части оконных наличников. Рассматривая фото, нетрудно установить, что здесь отображены предметы охотничьего промысла: лук для метания стрел, капкан, наконечники стрел, колеса и S-видные фигуры различной величины (изгиб лебединой шеи).
(Приложение Фото № 4. Деревня Карманово Янаульского района.)
– Обязательным элементом здания является крыльцо. В сельском доме оно устраивалось со двора и почти не украшалось.
(Приложение Фото № 5. Парадная дверь по ул. С. Халтурина, г. Стерлитамак.)
– В городах каждый дом имел нарядный вход со стороны улицы. И одним из самых красивых элементов дома почти всегда было нарядное крыльцо.[1]
(Приложение Фото № 6. Фасад жилого дома по ул. К. Маркса, г. Стерлитамак.)
– Среди них были и такие, которые обладали значительной декоративно-художественной ценностью.
– Большое значение так же придавалось воротам.
(Приложение Фото № 7. Фрагмент ворот, г. Уфа.) Встречались ворота, все поверхности которых были покрыты сплошной резьбой. Но было немало ворот и без декоративных элементов.
– По богатству и высокому качеству исполнения особенное место занимают дома в г. Стерлитамаке, построенные на рубеже ХХ века. Мастера здесь не только строили, а творили красоту.
(Приложение Фото № 8. Фасад жилого дома по ул. К Маркса, г. Стерлитамак. Растительный орнамент.)
– Рассматриваемый дом правомерно отнести к шедеврам декоративного зодчества.
– Наряду с резными украшениями в архитектуре башкирского народного жилища важное значение занимает цвет. Если прежде старались сохранить натуральный цвет дерева, а потому и резные детали оставляли неокрашенными, то сейчас, наоборот цветовому оформлению элементов фасадов придают большое значение. Чаще используется белый цвет в сочетании с голубым и светло-желтый со светло-зеленым, контрастные цвета – светлые фигуры на темной плоскости и наоборот, темные – на светлой плоскости. Покраска является дополнительным средством повышения художественной выразительности здания.
– Теперь, кода мы познакомились с традиционным декором жилых домов, мы можем выполнить свой эскиз главного элемента фасада – окна, с применением цвета.
– Какой из перечисленных орнаментов является более простым? (Геометрический.)
– Какие фигуры используются в этом орнаменте? (Круг, квадрат, треугольник, ромб…)
– Также обратите внимание при составлении вашего эскиза на симметричность элементов. Элементы могут располагаться от середины по двум линиям симметрии или по одной.
III. Самостоятельная работа, при которой учитель оказывает помощь ребятам в затруднительных ситуациях.
IV. Просмотр и анализ работ
V. Итог урока
Использованная литература:
1. Калимуллин Б.Г. «Деревянная резьба в народной архитектуре Башкирии». Уфа, 1984.