План открытого урока по информатике в 5-м классе

Разделы: Информатика


Тема урока: Пиксель.

Цели урока:

  • Общеобразовательная цель:
    • освоить содержание понятия «пиксель»
    • иметь представление о понятиях «телескоп», «лупа» и «микроскоп»
    • знать и ориентироваться в графическом интерфейсе графического редактора «Paint»
  • Развивающая цель:
    • развитие алгоритмического мышления
    • развитие творческого потенциала учащихся
  • Воспитательная цель:
    • восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека
    • формировать и развивать информационное видение окружающего мира
  • Оздоровительная цель:
    • Соблюдать допустимое количество времени  работы за компьютерами учениками 5 класса (не более 20 мин)
    • Следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке (не менее 7 раз за урок)
    • Следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером (спина прямая, расстояние до экрана монитора 60–70 см. и т.д.)

Оборудование урока:

  • Учебник «Информатика» 5 класс под ред. Н.В. Макаровой
  • Рабочая тетрадь по информатике к учебнику под ред. Н.В. Макаровой
  • Презентация Воронцовой В.М. к уроку по теме «Пиксель»
  • Мультимедийный проектор
  • Лупы
  • Газеты с цветными и черно-белыми фотографиями
  • Магнитная доска
  • Словарные карточки со словами: пиксель, лупа, микроскоп, телескоп
  • Раздаточный материал для работы учащихся по группам.
  • Тесты
  • Персональные компьютеры

Тип урока: нетрадиционный

Виды работ, используемые на уроке:

  • Работа в группах
  • Индивидуальная работа
  • Эксперимент
  • Исследовательская деятельность
  • Проблемное обучение
  • Работа по карточкам

Формы: Общеклассная (фронтальная), индивидуальная, самостоятельная.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока (3 мин)

1. Приветствие учащихся

2. Деление группы класса на 3 подгруппы.

– Перед началом нашего урока я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. Так как …

3. Постановка целей и задач урока

– Сегодня у нас с вами несколько необычный урок. Нам предстоит отправиться на поиски слова, которое внезапно исчезло из названия темы нашего урока. Обратите внимание на доску.

На доске надпись:

«Что такое _____________?»

Чтобы отыскать это новое понятие мы должны будем вспомнить знания, полученные на предыдущих уроках. Каждая группа должна будет выполнить необходимые задания и каждое правильно выполненное задание будет приносить ей 1 балл. Команду, набравшую наибольшее количество баллов ждет в конце урока приятный сюрприз.

III. Повторение пройденного материала. Опрос (5 мин.)

Для того чтобы быстро повторить ранее изученный материал я предлагаю вам выполнить задания по карточкам. (Приложение №  4)  Каждый правильный ответ ученика приносит 1 балл его группе.

Учащиеся получают карточки с заданиями для повторения. Для организации самопроверки карточки с одинаковыми заданиями получают два ученика из разных подгрупп. 2 мин. дается детям на подготовку,  3 мин. – на проверку карточек.
Учащимся предлагается поменяться карточками с тем, у кого они совпадают (взаимопроверка). Анализ выполненных заданий и исправление ошибок допущенных при работе.

IV. Актуализация знаний учащихся (3 мин.)

– Назовите, пожалуйста, как называются специальные приборы, которые находятся на ваших столах, для чего они предназначены, и кто может ими пользоваться?

На партах у учащихся лежат лупы. Выслушиваются ответы учащихся. Делается вывод:

– Это лупы и предназначены они для увеличения изображения предметов и их части, пользуются ими повсеместно в школе, дома и т.д.

V. Начало работы с презентацией урока (Презентация)

Прочитайте и ответьте на вопрос спроецированный, на экране. (Слайд № 2)

– Какие  еще специальные приборы вы знаете для увеличения изображения предметов или их части? Прежде чем ответить на вопрос подумайте и воспользуйтесь справочным материалом, имеющимся у вас на партах.

На партах у учащихся лежат распечатки (Приложение 1) со справочным материалом из «Большой советской энциклопедии», «Что такое? Кто такой?» 2 том, «Все обо всем» (физика).

1 группа рассказывает о лупе
2 группа о телескопе
3 группа о микроскопе

По мере того как учащиеся отвечают, на магнитной доске вывешиваются карточки со словами:  лупа, телескоп, микроскоп. (Приложение 5)

– А теперь проверьте свои ответы.

Просмотр слайдов № 3, 4, 5 презентации. Подведение итогов работы, запись баллов для групп.

VI. Эксперимент (3 мин.)

– А сейчас ребята я предлагаю и вам поработать с лупами. Используя эти физические приборы, проведите исследование газет с цветными и черно-белыми фотографиями лежащих на ваших партах. (Дети рассматривают картинки через лупу).

– Что вы можете сказать о том, что увидели через лупу? (Выслушиваются ответы учащихся.)

Делается вывод:

– При увеличении видно, что фотографии состоят из маленьких разноцветных квадратиков.

– Вы правильно заметили, что фотографии при увеличении состоят из маленьких разноцветных точек. Из таких же маленьких точек состоит и изображение на экране монитора.
Любое изображение на экране монитора состоит из маленьких светящихся точек. Они настолько малы, что их трудно различить невооруженным глазом. На хорошем экране они сливаются в единое изображение. Изображение, построенное из отдельных цветных элементов, вы можете увидеть не только на компьютере. Вспомните, например, мозаичные картины из цветных стекол, или рекламный щит, на котором слова складываются из горящих лампочек, или приветствие на трибуне стадиона из цветных щитов или флажков, которые поднимают болельщики.

Показ слайдов № 6, 7, 8, 9 (презентация).  Рассказывается о том, что в нашем городе Саратове можно увидеть мозаичное панно на здании правительства Саратовской области. Предлагается ребятам во время ближайшей поездки в Саратов обратить на него внимание. В качестве яркого примера приводится мозаичное панно на здании 110 школы г. Ташкента.

VII. Практическая работа (3 мин.)

Учащимся предлагается занять свои места за компьютерами, предварительно повторив основные правила техники безопасности при работе за компьютером, включить их, и выполнить задания указанные  на слайде № 10 презентации. Работа выполняется пошаговым методом под руководством учителя.

VIII. Лабораторная работа (18–20 мин.)

– Сегодня мы с вами будем создавать рисунок по пикселям.

Объясняется алгоритм выполнения работы слайды № 11, 12 (презентация) и дети выполняют ее самостоятельно, используя учебник с. 59 задание 2.18 (Приложение 2) создание рыбки или с. 135  задание п.2.4. создание слоника. Сильным учащимся предлагается выполнить задание повышенной сложности с. 59 учебника задание 2.19 (Приложение 2). создание акулы.  Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Проверка работ учащихся, анализ.

IX. Обобщение урока (2–3 мин.)

– В заключение нашего урока я предлагаю вам выполнить еще одно задание. (Слайд 13) Используя материал учебника на 58 странице ответить на вопрос.

Учащимся раздаются карточки для обобщения Приложение 3. Проверка выполнения  задания.

– Ребята, с каким новым понятием мы познакомились сегодня  на уроке? (Пиксель).

На магнитную доску к имеющимся словарным карточкам добавляется слово пиксель. (Приложение 5)

– Как звучит тема нашего урока? («Что такое пиксель?»)

Слово пиксель дописывается на доске в названии темы урока.

X. Подведение итогов урока (выставление оценок) (2–3 мин.)

– А сейчас мы подведем итог нашего урока. На уроке все ученики работали хорошо, активно и получили следующие оценки. (Комментируются оценки, выставляемые за урок).

– Каждый ученик класса внес свой вклад в общий результат своей группы, и мы хотим поздравить победителей,  всем спасибо за работу на уроке. (Объявляются результаты работы команд. Команда победитель получает в подарок по карманному  календарю на 2007 год.)

XI. Задание на дом (2 мин.)

Стр. 58–59 учебника § 2.12.
В рабочей тетради на печатной основе выполнить задания с.38 № 68, 69.