Форма проведения урока: урок комплексного применения знаний (комбинированный урок).
Методы обучения: частично-проблемный, исследовательский.
Цели урока:
- Общеобразовательные:
- систематизировать и обобщить основные экономические концепции по теории фирм: производственные издержки, валовая прибыль, доход, закон убывающей эффективности, предельные (маржинальные) величины;
- провести маржинальный анализ оптимальной производственной программы, используя методы математического моделирования и информационные технологии;
- закрепить знания, полученные на уроках информатики по теме «Табличный процессор MS Excel».
- Развивающие:
- формирование у учащихся основ экономического мышления, умения применять знания экономической теории и информационных технологий, объяснять и анализировать экономические явления и события;
- развитие внимания, познавательной активности, творческих способностей, логического мышления;
- формирование понимания причинно-следственных связей.
- Воспитательные:
- формировать целостное восприятие учебного курса;
- воспитание способности к различным уровням концептуального мышления, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам и самостоятельности в принятии решения;
- формирование навыков оптимального использования информационных технологий;
- формирование умения работы в группах.
Дидактическое и методическое оснащение урока:
- приложение MS Office2000 (MS Word, MS Excel),
- дидактический материал (таблицы начальных параметров).
Подготовка к уроку: учащиеся заранее делятся на группы по 3 человека примерно с равным уровнем знаний.
План урока:
- Инструктаж по ТБ и охране труда в кабинете информатики.
- Мотивационно-ориентировочный этап: разъяснение учащимся целей учебной деятельности, задач и хода урока.
- Подготовительный этап: актуализация опорных знаний учащихся, полученных при изучении материала предыдущих уроков и при изучении курса информатики (тема – табличный процессор MS Excel).
- Основной этап: работа в группах – анализ оптимальной производственной программы.
- Заключительный этап: выводы по уроку и подведение итогов.
ХОД УРОКА
I. Инструктаж по ТБ и охране труда в кабинете информатики
II. Мотивационно-ориентировочный этап: разъяснение учащимся целей учебной деятельности, задач и хода урока
Главной целью каждой компании является получение наибольшего дохода, или – максимизация прибыли.
- Сколько прибыли предприниматель рассчитывает получать от деятельности фирмы?
- Каковы размеры капитала (средств), будет затрачено на оборудование, машины, компьютеры, производство?
- Каким будет объем производства товаров и услуг?
Эти три вопроса тесно связаны между собой. От
размеров капитала фирмы зависит выпуск
продукции, а прибыль зависит и от того и от
другого.
Любая фирма всегда стремится найти оптимальный
объем производства, т.е. такую производственную
программу, при которой ее средние расходы будут
минимальными, а прибыль максимальной. Любые
отклонения от этой оптимальной величины
(уменьшение или увеличение выпуска продукции)
будут сопровождаться ростом расходов на единицу
продукции. О том, сколько производить, до какого
уровня увеличивать объем производства,
заставляет задуматься Закон убывающей
эффективности (доходности), действующем на
краткосрочном периоде.
В чем суть Закона убывающей эффективности (доходности)?
Предполагаемый ответ: при расширении
производства растет объем выпускаемой
продукции, а стоимость производства сначала
падает, а затем, если выпуск продолжает расти
начинает увеличиваться и стоимость
производства.
Выбор наилучшего объема производства, или,
говоря другими словами, максимизация прибыли
требует экономического анализа.
Необходимо определить:
1 – оптимальный уровень производства;
2 – валовую прибыль.
Как рассчитывается валовая (общая) прибыль?
Предполагаемый ответ:
Валовая прибыль = Валовой доход – Общие издержки
Написать формулы на доске.
Как же рассчитать оптимальный объем
производства, при котором прибыль будет
максимальной?В экономической теории для такого
расчета используют маржинальный анализ (анализ
предельных величин) – это расчет экономических
показателей, получаемых на 1 добавленную единицу.
Маржинальный анализ предоставляет возможность
рассчитать прибыль, издержки, доход при
последовательном приросте производства на одну
дополнительную единицу продукции.
Доход от производства дополнительной единицы
продукции – это маргинальный доход (MR).
Прибыль от производства дополнительной единицы
продукции – это маргинальная прибыль (MP).
Затраты на производство дополнительной единицы
продукции – это маржинальные издержки (MC).
Если производство дополнительной продукции приводит к увеличению маргинального дохода (MR) в большей степени, чем маржинальных затрат (MC), то фирма может продолжать наращивать производство (увеличивать объем выпускаемой продукции). Если же производство дополнительной продукции приводит к увеличению маржинальных затрат (MC) в большей степени, чем маргинального дохода (MR), то маргинальная прибыль (MP) становится отрицательной. Следовательно, фирме нет смысла ее производить.
III. Подготовительный этап: актуализация опорных знаний учащихся
Проблему определения оптимальной
производственной программы вам придется решить
самостоятельно. Это очень важная проблема, и от
её правильного решения зависит прибыльность
вашего производства.
В качестве объекта исследования возьмем фирму по
производству детских книжек-раскрасок. Входные
данные представлены в таблице № 1 (Приложение
1).
Вам необходимо полностью заполнить таблицу и
перейти решить проблему определения оптимальной
производственной программы.
В ходе маржинального анализа вы можете
воспользоваться любыми программными средствами
MS Office2000.
Таблица № 1
Q, шт. |
TFC |
TVC |
TC | MC | AFC | AVC | ATC | TR | TPr | MPr |
0 |
300 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
300 |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
300 |
110 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
300 |
160 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
300 |
200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
300 |
260 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
300 | 360 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
300 |
510 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
300 |
710 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
300 |
1060 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цена одной книжки равна 150 руб. |
Подумайте, где лучше оформить данную таблицу (какое приложение Windows лучше использовать), оцените необходимость использования тех или иных средств.
Какими средствами вы воспользуетесь для решения данной задачи?
Предполагаемый ответ: Средствами математического моделирования.
Для этого вспомним формулы вычисления перечисленных в таблице показателей:
– общие издержки;
– прирост общих издержек на производство 1 дополнительной единицы;
– средние постоянные издержки;
– средние переменные издержки;
– общие средние издержки;
– общая выручка (валовой доход);
– валовая прибыль;
– маржинальная прибыль;
MR – это цена 1 единицы продукции.
IV. Основной этап: работа в группах (по 3 человека)
а) Оформите таблицу № 1 (рисунок 1) в табличном процессоре Excel и вычислите показатели.
Какими функциями вы воспользуетесь в Excel?
Предполагаемый ответ: математическими функциями;
Какие приемы заполнения таблицы используете?
Предполагаемый ответ:
– вставка и копирование формул,
– редактирование содержимого ячейки,
– форматирование ячеек,
– оформление таблицы.
б)Сформулируйте цель вашего исследования.
К какой новой задаче вы должны прийти?
Предполагаемый ответ: определить условие, при котором достигается максимизация прибыли, и, следовательно, оптимальный уровень производства.
в) Проанализируйте данные в таблице и определите условия достижения оптимальной производственной программы. Определите оптимальный объем производства. (Приложение 2.)
Ответ: 7 шт.
г) Проиллюстрируйте проведенные исследования на графиках.
Постройте 2 графика в Excel:
- График маржинальных издержек и маржинального дохода (МС и MR).
- График маржинальной прибыли (MPr).
Для построения воспользуйтесь в Excel Мастером построения диаграмм (точечный график)
Вспомним приемы построения точечного графика:
Предварительно надо создать таблицу значений (Q, MC, MR).
Шаг 1. Выделите таблицу и вызовите Мастер
диаграмм. Во вкладе Стандартные выбрать
точечную.
Шаг 2. Просмотреть источник данных.
Шаг 3. Заполнить вкладки в окне Параметры
диаграмм.
Шаг 4. Выбрать способ размещения графика (на
отдельном листе или на данном листе).
Сохранить таблицу и графики в Excel – файл: Маржинальный анализ + имя и фамилия каждого участника.
Результаты построения графиков приведены в Приложении 3.
Сохраненные файлы просматриваются учителем.
Выставляется общая оценка группе, ошибки и недостатки работ подробно разбираются в классе.
V. Заключительный этап: выводы по уроку и подведение итогов.
Что происходит по мере роста производства?
Предполагаемый ответ:
- маргинальные затраты сначала снижаются, а потом увеличиваются.
- маргинальный доход остается постоянным (цена книжки)
- маргинальная прибыль сначала растет, а потом начинает снижаться и в конечном счете становится отрицательной, когда маргинальные затраты превышают предельный доход.
До тех пор пока точка МР = 0 не достигнута
прибыли фирмы продолжают расти, после ее
достижения прибыли начинают уменьшаться,
т.к. маргинальная прибыль становится "–".
Что это означает?
Предполагаемый ответ: производство каждой последующей единицы продукции, начиная с 7-й, убыточно.
Сформулируйте условие, при котором достигается оптимальный объем производства (оптимальная производственная программа)
Предполагаемый ответ: уровень выпуска продукции, при котором фирма получает максимальную прибыль, достигается тогда, когда маржинальная прибыль равна 0, а, следовательно:
МР = 0 при MR = MC
VI. Домашнее задание
– Решить задачи по теме «Выбор оптимального объема производства». Выбор способа оформления решения за учащимися.
Задача 1. На рынке установилась цена 5000 руб. за единицу товара. Таблица показывает изменение общих затрат предприятия в зависимости от количества производимых единиц товара. Определить оптимальный объем производства.
Q, шт. |
TC, тыс. руб. |
11 |
34 |
12 |
37 |
13 |
41 |
14 |
49 |
15 |
59 |
Задача 2. Имеющиеся данные о деятельности фирмы приведены в таблице № 1 ( в ден. ед.) Заполнить таблицу недостающими данными. Какое решение о выпуске продукции вы приняли бы, если бы были ее менеджером?
Р, |
Q, ед. | R |
ТС |
ТFC |
TVC | ATC |
AVC |
MC |
Pr |
1000 |
5000 |
1500 |
2,5 |
5,5 |
Ответы на задачи для домашнего задания.
Список литературы:
- С.И.Иванов Основы экономической теории – М.: Вита-Пресс, 2003.
- Практикум по основам экономической теории /под ред С.И. Иванова, М.: Вита-Пресс, 2001.
- А.Я. Линьков Экономика, учебник для 10–11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2004.
- А.Я. Линьков Экономика: Практикум для учащихся 10–11 кл. - М.: Вита-Пресс, 2004.
- Л.Л.Любимов, Н.А.Ранева “Основы экономических знаний” - М.: Вита-Пресс, 2000.
- Прикладная экономика, учебное пособие для старших классов; пер. с англ. – М.: ОРИН-ДИ, 1995.
- Информатика, учебник 10–11 класс /под ред. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2007.