Народное искусство на уроках труда и изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа


Народное искусство – одно из важнейших средств эстетического воспитания учащихся.
Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее:

  • народное искусство – своеобразный катализатор детского творчества;
  • в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
  • произведения народного и декоративного искусства способствуют формированию развития художественного вкуса, творческих начал личности.

Широкие возможности для изучения и знакомства с народными промыслами предлагают уроки трудового обучения и изобразительного искусства.
Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. Включать материалы народных промыслов в уроки труда и изобразительного искусства, построив их таким образом, чтобы у детей сложилась определенная система знаний о народном искусстве. Важно, обеспечить на уроках эмоциональный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров.
На уроках  изобразительного искусства в 4 классе учащиеся знакомятся с дымковской игрушкой и ее характерными особенностями, с Городецкой росписью – учатся расписывать деревянные доски. На уроках труда с помощью цветной бумаги, салфеток – стараемся передать красоту жостовских подносов, полохов-майданской и хохломской росписи, каргорпольской игрушки, а также татарской национальной обуви.
А на заключительном уроке идет обобщение знаний о народном искусстве и выполняется  интересная работа по гжели, «рисование пластилином» (Приложение 1).

Для урока понадобится: белый картон на каждого ученика, пластилин (синий и голубой), тряпочки (мокрая и сухая), выставка образцов народного творчества, творческое порт фолио детей с уже выполненными работами (Приложение 2), магнитофон, кассета с записью фонограммы песни «Незабудковая гжель».

Урок начинается со слов:

«Велика Россия наша и талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах, на весь мир молва идет!»

Из поколения в поколение мастера передавали свой опыт: изготовление игрушек, посуды, мебели, сувениров, пошив национальной обуви, одежды. Во многих городах и селах на специальных фабриках до сих пор изготовляют изделия народного искусства.
Прежде, чем выполнить заключительную работу ученики вспоминают, с какими направлениями народного искусства они познакомились.
Учитель показывает образцы народного искусства, а ученики отгадывают и рассказывают особенности данного направления.

Дымковская игрушка. Лепили в Дымковской слободе в окрестностях города Киров. Лепили свистульки, фигурки барынь-щеголих, водоносок, кормилиц, доярок, барынь с зонтиками, с муфтой, сказочные индюки, петухи, медведи. Дымковская игрушка – самая яркая, нарядная.
Жостовские подносы. В деревне Жостово Московской области находится Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Изготавливаются из железа, покрывают черным лаком, бывают красного,  зеленого и синего цвета. Украшают поднос цветы.

Полохов-майданская роспись. В селах Полохов-майдан Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-тарарушки – это матрешки, кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки, толкушки для кухни.

Хохломская роспись. Название получил от торгового села Хохлома. Хохломские изделия изготавливают из липы, березы, ольхи, осины. Изделия украшает растительный узор, в основу которого легли стебли-завитки, изображения птиц, рыбок.

Каргорпольская глиняная игрушка. Лепят в городе Каргорполе Архангельской области. Это коренастые фигурки людей, животных, птиц. Лепят из красной глины. Для росписи характерны неяркие цвета.

Тверская глиняная игрушка. Город Торжок Тверской области – родина тверской игрушки. Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Сочетание цветов разное.

Богородская деревянная игрушка. Родина село Богородское. Основной герой медвежонок, который как человек занимается делом: пилит, играет на инструментах. Богородские игрушки интересны тем, что они двигаются.

Филимоновская игрушка. Это яркая веселая игрушка-свистулька, персонажи разнообразны: фигурки барынь, солдат, всадников, животных. Роспись яркая, узор пишут как бы в шутку.

Татарская национальная обувь. Производство кожаной узорной обуви является широко развитым промыслом казанских татар. Красивые, мягкие сапожки-ичиги, туфли, тапочки, популярны далеко за пределами республики.

Гжель. Это название местности в Раменском районе Московской области. Известны изделия из тонкого белого фарфора. Мастера перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса, белый снег. Это посуда, чайники, кувшины, кружки и т.д. (Приложение 3).

После этого вывешивается образец работы, которую следует выполнить.

Перед работой обязательно вспоминаются правила работы.

– подготовить рабочее место.
– внимательно выслушать задание и объяснения учителя.
– перед работой с пластилином намочить руки.
– грязными руками не трогать лицо и соседа.
– если что-то не понятно поднять руку.
– после выполнения работы убрать свое рабочее место и помочь другим.
– вытереть руки об тряпочку и вымыть руки с мылом.

Дальше объясняется порядок выполняемой работы.

  1. На картон простым карандашом, наносится набросок вазы и рисунка на ней.
  2. Синим пластилином, в форме жгута, делается контур вазы.
  3. Голубым пластилином, лепестки цветка.
  4. Синим – завитки и центр цветка.

Так же ребята могут добавить, что-то свое.

Вместо физкультминутки, предлагается спеть песню, так как гжельские мастера любят дополнять свою работу словами из песен.

Незабудковая гжель

1. Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, тихая речка.
В этой негромкой Российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
Пр.: И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветров свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

2. Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели Анютины глазки,
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повторится.
Пр.: И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветров свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

В конце урока подводятся итоги и выставка работ.

Такие уроки воспитывают любовь к народному искусству, творчеству, познавательный интерес к народным промыслам.