Ученик проходит в несколько лет
дорогу, на которую человечество
употребило тысячелетие.
Однако его следует вести к цели
не с завязанными глазами, а
зрячим: он должен воспринимать
истину, не как готовый результат,
а должен её открывать.
Учитель должен руководить этой
экспедицией открытий, следовательно,
также присутствовать не только в качестве
простого зрителя.
Но ученик должен напрягать свои силы; ему ничто
не должно
доставаться даром. Даётся только тому, кто
стремится.
(А. Дистервег)
Кто любит учиться, никогда
не проводит время в праздности.
(Монтескье)
Гений состоит из одного процента вдохновения и девяноста девяти процентов потения.
(Эдисон)
Данная методическая разработка «Решение
логарифмических уравнений с параметрами»
предназначена для учащихся 11 классов, желающих
углубить и расширить свои знания по математике,
готовящихся к поступлению в высшие учебные
заведения, понимающих, что математику надо учить
потому, что она ум в порядок приводит и без неё
невозможно стать специалистом в любой отрасли
знаний, невозможно стать профессиональным
специалистом.
В структуре методической разработки
рассматриваются три типа решения
логарифмических уравнений с параметрами:
- Уравнения, содержащие параметры в логарифмируемом выражении.
- Уравнения, содержащие параметры в основании.
- Уравнения, содержащие параметры и в основании, и в логарифмируемом выражении.
К сожалению, изучению этих трёх типов решения
логарифмических уравнений с параметрами в
программе общеобразовательной школы уделяется
незаслуженно мало внимания. А подобные уравнения
входят в сложную группу заданий, предлагаемых в
рамках ЕГЭ, для решения которых необходима
хорошая теоретическая подготовка учащихся и
уверенное владение технологиями решения
математических задач. Выпускник должен не только
знать обязательные этапы решения
логарифмических уравнений с параметрами, но и
хорошо понимать их смысл и назначение, так как
многие учащиеся понимают параметр, как «обычное
число». Действительно, в некоторых задачах
параметр можно считать постоянной величиной, но
эта постоянная величина принимает неизвестные
значения. Поэтому необходимо рассматривать
задачу при всех возможных значениях этой
постоянной. В других задачах параметром бывает
удобно объявить одну из неизвестных.
На вступительных экзаменах в высшие учебные
заведения в виде ЕГЭ встречаются два типа задач с
параметрами. Первый «для каждого значения
параметра найти все решения некоторого
уравнения или неравенства». Второй «найти все
значения параметра, при каждом из которых
решения уравнения или неравенства удовлетворяют
заданным условиям». Соответственно и ответы в
задачах этих двух типов различаются по существу.
В задачах первого типа ответ выглядит так:
перечисляются все возможные значения параметра
и для каждого из этих значений записываются
решения уравнения. В ответах второго типа задач с
параметром перечисляются все значения
параметра, при которых выполнены условия задачи.
Основная цель данной методической разработки:
научить учащихся решать нестандартные
логарифмические уравнения с параметром,
показать разные методы их решений, сделать
использование этих методов глубоко
осмысленными.
Предлагаемые в этой методической разработке
методы решения уравнений не сказочный ключ к
решению любой задачи. Но они направляют мысль,
сокращают время поиска, формируют навыки
решения. Все предлагаемые уравнения снабжены
подробными решениями. Показано решение 18
уравнений. Но чтобы получить ощутимую пользу от
знакомства с готовым решением, необходимо,
уловив новую идею, удержаться и не читать дальше,
и попробовать затем решать самостоятельно.
При решении логарифмических уравнений с параметрами необходимо придерживаться следующей схемы:
1. Найти область допустимых значений.
2. Решить уравнение (чаще всего выразить х
через а).
3. Сделать перебор параметра а с
учетом ОДЗ.
4. Проверить, удовлетворяют ли найденные корни
уравнения условиям ОДЗ.
5. Записать ответ.
Рассмотреть примеры (см. Приложение).