Тема урока: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка).
Цели урока:
- продолжить знакомить детей с устным народным творчеством;
- развивать память, внимание, речь учащихся; формировать навыки беглого, осознанного чтения;
- учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу;
- воспитывать интерес к чтению, литературному наследию родного народа, и на нем доброту, любовь, взаимовыручку, дружбу и поддержку между братьями и сестрами.
Оборудование: мультимидийная аппаратура.
ХОД УРОКА
1 Организационный момент
2. Проверка домашнего задания. Работа в творческих группах (Приложение 2)
Группы «Скоморохи», «Сказочники», «Песенники», «Загадочники» показывают подготовленный материал.
- Группа «Скоморохи»:
Слайд 3
– Прочитайте. Что написано на экране?
– Какой звук повторяется в скороговорке? (Звук
«ш»)
– Прочитайте скороговорку тихо, громко, еще
громче (чтение хором).
– А сейчас начнем читать медленно, постепенно
увеличивая темп.
– Объявляется конкурс на самое быстрое чтение
скороговорки.
– Можно ли назвать текст этой скороговорки
сказочным? Почему? (Да, можно, т.к. здесь
говорится о кошках, которые могут шить.)
Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.По поднебесью сер медведь летит,
Он ушками, лапками помахивает,
Он черным хвостиком принаправливает.Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщинаНа горе корова белку лаяла,
Ноги расширяя, глаза выпуча.Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.Малы деточки поросяточки
По сучкам сидят, по верхам глядят,
По верхам глядят, улететь хотят.Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.Таракан гулял, гулял за печью,
Вдруг да выгулял он на белый свет.Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.Увидал таракан в лохани воду:
– А не то ли, братцы, море синее?Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.Увидал таракан – из чашки ложками хлебают:
– А не то ли, братцы, корабли бегут?
Корабли бегут, на них гребцы гребут?
Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.
Слайд 4
Я тетерочку пасу
Во кленовом да лесу.
Вдруг тетерочка за куст…
Я тетерочку за хвост,
Удержать не удержал,
Только вырвал перо…
Как из этого пера
Смастерил я дуду.
Стал на дудке играть,
Стал людей потешать.
Я на дудке гу-гу-гу! –
Мне несут по пирогу:
Мне мамка пирог,
Мне батька пирог,
Мне бабка пирог,
Мне дедка пирог,
Мне братец пирог,
Мне сестрица пирог,
Мне тетка пирог, инее сосед пирог…
Притащили, принесли
33 пирога!
Запрягу я вола, привезу я пироги!
А мой вол не везет,
Он и с места не сойдет…
Запрягу я комара
Ловкача-силача.
Он повез целый воз –
33 пирога.
Хочешь есть пироги –
Поскорей ко мне беги!
- Группа «Загадочники».
Песенка про сказку
Сказка по лесу идет –
Сказка за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живет,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил!
Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки –
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил!(Ю. П. Мориц)
– Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Лукоморью.
Слайд 5
3. Постановка цели урока
– Какие виды устного народного творчества вы
знаете? (Загадки, былины, небылицы, пословицы,
поговорки, скороговорки, потешки, докучные
сказки и т.д.).
– Какие виды сказок вам известны? (Волшебные,
бытовые, о животных…)
- Группа «Песенники».
Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки
На море-окияне, на острове Буяне.
Там березонька стоит.
На ней люлечка висит, в люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные,
Не короткие, не длинные.
Про кошку, про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого пастуха, про дуб высокий,
Про Верлиоку,
Про гусей-лебедей, про смышленых зверей…
Это – присказка, а сказка? –
Сказки дальше пойдут.
Слайды 6, 7
- Группа «Загадочники».
– Кто автор строк «У лукоморья дуб зеленый…»?
– Какие русские народные сказки вы вспоминаете,
когда слышите эти строчки?
Сейчас мы покажем вам несколько слайдов, на
которых есть иллюстрации к сказкам. Ваша задача
– узнать героев и названия сказок.
Слайды 8, 9.
– Молодцы! Я убедилась, что сказки вы помните хорошо. А сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. Откройте учебники и прочитайте название сказки.
4. Изучение нового материала
Слайд 10
– О чем нам напомнила пословица? (О том, что сказку нужно слушать внимательно, не перебивать читающего, не отвлекаться).
Чтение сказки наиболее подготовленными учениками и учителем.
Первичная проверка понимания.
Слайд 11
– Понравилась сказка?
– Как случилось, что Иванушка превратился в
козленочка?
– Что ему говорила сестра?
– Что предложил ей купец?
– Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж?
– Что же произошло, пока купца не было дома?
– Что хотела сделать с козленочком злая ведьма?
– Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей
помешал?
– Стал ли козленочек снова мальчиком? Как?
– Как поступили с ведьмой?
5. Физминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
Поскорей за парту плюх!
6. Закрепление нового материала. Беседа по картине и иллюстрации
– Мы с вами прочитали сказку и узнали, что
происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания
какая она.
– А какой она вам представляется? (Добрая,
ласковая, спокойная, нежная, заботливая,
внимательная)
– Художник Иван Билибин вот такой увидел
Аленушку и Иванушку.
– Какой здесь изображена Аленушка?
– Эту иллюстрацию к сказке нарисовал Иван
Билибин еще в 1901 году и ей сейчас 105 лет. Как
видите и 100 лет назад эту сказку любили не только
дети, но и взрослые. Билибин – художник-график,
известный главным образом своими иллюстрациями
к русским народным сказкам, былинам и сказкам
А.С.Пушкина.
– Какой эпизод изобразил иллюстратор?
Слайд 12
– Когда и в какой момент вы особенно переживали
за Аленушку?
– А как вы представляете себе облик Аленушки
в тот момент, когда случилась беда?
– Художник В.М.Васнецов поможет нам сегодня
увидеть Аленушку в момент ее горя.
Слайд 13
– Рассмотрите внимательно картину. Отличается
ли ваше представление от представления
художника?
– Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к
сказке? Почему?
– Правильно. Это не иллюстрация, это картина, на
которой В.М.Васнецов показывает нам как бы
обобщенный образ русской девушки, выражает свое
отношение к ней.
– Посмотрите, какое настроение у Аленушки?
– Как вы думаете, почему она грустит?
– А при помощи каких средств художник показал,
что девочка сирота? (На ней старая одежда, она
босиком)
– Как он отразил свое отношение к ней? (Лицо у
нее хотя и печальное, но красивое и доброе)
– Чем отличается изображение Аленушки на
картине Васнецова от изображения на рисунке
Билибина?
Слайд 14
7. Выборочное чтение
– Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка
уговаривала братца не пить из лужи?
– Как ведьма утопила Аленушку?
– Как козленок звал свою сестру?
– Что отвечала ему сестра?
– Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца
избавиться от козленка?
– Прочитайте, как спасли Аленушку.
8. Конкурс знатоков народных сказок «Проверь себя»
– Сказки просят: – А сейчас вы, друзья, узнайте нас!
Слайды 15
– К какой сказке иллюстрации нет?
– Дома нарисуете отгадку сами, а на следующий
урок устроим выставку иллюстраций. Можно
нарисовать иллюстрацию и к другим русским
народным сказкам, а мы все вместе отгадаем их
название и расскажем о героях.
9. Итог урока
– С какой сказкой познакомились сегодня?
– К какому виду сказок относится эта сказка?
– О чем говорит пословица? Какой намек мы
получили, читая эту сказку?
– Чему учит эта сказка?
10. Домашнее задание
- Иллюстрации к сказкам;
- Выразительное чтение сказки.