Урок чтения в третьем классе по русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа


Тема урока: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка).

Цели урока:

  • продолжить знакомить детей с устным народным творчеством;
  • развивать память, внимание, речь учащихся; формировать навыки беглого, осознанного чтения;
  • учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу;
  • воспитывать интерес к чтению, литературному наследию родного народа, и на нем доброту, любовь, взаимовыручку, дружбу и поддержку между братьями и сестрами.

Оборудование: мультимидийная аппаратура.

ХОД УРОКА

1  Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Работа в творческих группах (Приложение 2)

Группы «Скоморохи», «Сказочники», «Песенники», «Загадочники» показывают  подготовленный материал.

  • Группа «Скоморохи»:

Слайд  3

– Прочитайте. Что написано на экране?

–  Какой звук повторяется в скороговорке? (Звук «ш»)
– Прочитайте скороговорку тихо, громко, еще громче (чтение хором).
– А сейчас начнем читать медленно, постепенно увеличивая темп.
– Объявляется конкурс на самое быстрое чтение скороговорки.
– Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, можно, т.к. здесь говорится о кошках, которые могут шить.)

Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.

По поднебесью сер медведь летит,
Он ушками, лапками помахивает,
Он черным хвостиком принаправливает.

Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина

На горе корова белку лаяла,
Ноги расширяя, глаза выпуча.

Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.

На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.

Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.

Малы деточки поросяточки
По сучкам сидят, по верхам глядят,
По верхам глядят, улететь хотят.

Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.

Таракан гулял, гулял за печью,
Вдруг да выгулял он на белый свет.

Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.

Увидал таракан в лохани воду:
– А не то ли, братцы, море синее?

Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.

Увидал таракан – из чашки ложками хлебают:
– А не то ли, братцы, корабли бегут?
Корабли бегут, на них гребцы гребут?
Небылицы в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина.

Слайд 4

Я тетерочку пасу
Во кленовом да лесу.
Вдруг тетерочка за куст…
Я тетерочку за хвост,
Удержать не удержал,
Только вырвал перо…
Как из этого пера
Смастерил я дуду.
Стал на дудке играть,
Стал людей потешать.
Я на дудке гу-гу-гу! –
Мне несут по пирогу:
Мне мамка пирог,
Мне батька пирог,
Мне бабка пирог,
Мне дедка пирог,
Мне братец пирог,
Мне сестрица пирог,
Мне тетка пирог, инее сосед пирог…
Притащили, принесли
33 пирога!
Запрягу я вола, привезу я пироги!
А мой вол не везет,
Он и с места не сойдет…
Запрягу я комара
Ловкача-силача.
Он повез целый воз –
33 пирога.
Хочешь есть пироги –
Поскорей ко мне беги!

  • Группа «Загадочники».

Песенка про сказку

Сказка по лесу идет –
Сказка за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живет,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил!
Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки –
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт,
Чтобы,
Чтобы,
Чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил!

(Ю. П. Мориц)

– Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Лукоморью.

Слайд 5

3. Постановка цели урока

– Какие виды устного народного творчества вы знаете? (Загадки, былины, небылицы, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, докучные сказки и т.д.).
– Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, бытовые, о животных…)

  • Группа «Песенники».

Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки
На море-окияне, на острове Буяне.
Там березонька стоит.
На ней люлечка висит, в люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные,
Не короткие, не длинные.
Про кошку, про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого пастуха, про дуб высокий,
Про Верлиоку,
Про гусей-лебедей, про смышленых зверей…
Это – присказка, а сказка? –
Сказки дальше пойдут.

Слайды 6, 7

  • Группа «Загадочники».

– Кто автор строк «У лукоморья дуб зеленый…»?
– Какие русские народные сказки вы вспоминаете, когда слышите эти строчки?
Сейчас мы покажем вам несколько слайдов, на которых есть иллюстрации к сказкам. Ваша задача – узнать героев и названия сказок.

Слайды 8, 9.

– Молодцы! Я убедилась, что сказки вы помните хорошо. А сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. Откройте учебники и прочитайте название сказки.

4. Изучение нового материала

Слайд 10

– О чем нам напомнила пословица? (О том, что сказку нужно слушать внимательно, не перебивать читающего, не отвлекаться).

Чтение сказки наиболее подготовленными учениками и учителем.

Первичная проверка понимания.

Слайд 11

– Понравилась сказка?
– Как случилось, что Иванушка превратился в козленочка?
– Что ему говорила сестра?
– Что предложил ей купец?
– Согласилась ли Аленушка выйти за него замуж?
– Что же произошло, пока купца не было дома?
– Что хотела сделать с козленочком злая ведьма?
– Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?
– Стал ли козленочек снова мальчиком? Как?
– Как поступили с ведьмой?

5. Физминутка

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
Поскорей за парту плюх!

6. Закрепление нового материала. Беседа по картине и иллюстрации

– Мы с вами прочитали сказку и узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания какая она.
– А какой она вам представляется? (Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная)
– Художник Иван Билибин вот такой увидел Аленушку и Иванушку.
– Какой здесь изображена Аленушка?
– Эту иллюстрацию  к сказке нарисовал Иван Билибин еще в 1901 году и ей сейчас 105 лет. Как видите и 100 лет назад эту сказку любили не только дети, но и взрослые. Билибин – художник-график, известный главным образом своими иллюстрациями к русским народным сказкам, былинам и сказкам А.С.Пушкина.
– Какой эпизод изобразил иллюстратор?

Слайд 12

– Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?
– А как вы представляете себе облик  Аленушки в тот момент, когда случилась беда?
– Художник В.М.Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку в момент ее горя.

Слайд 13

– Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление  от представления художника?
– Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?
– Правильно. Это не иллюстрация, это картина, на которой В.М.Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.
– Посмотрите, какое настроение у Аленушки?
– Как вы думаете, почему она грустит?
– А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота? (На ней старая одежда, она босиком)
– Как он отразил свое отношение к ней? (Лицо у нее хотя и печальное, но красивое и доброе)
– Чем отличается изображение Аленушки на картине Васнецова от изображения на рисунке Билибина?

Слайд 14

7. Выборочное чтение

– Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи?
– Как ведьма утопила Аленушку?
– Как козленок звал свою сестру?
– Что отвечала ему сестра?
– Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка?
– Прочитайте, как спасли Аленушку.

8. Конкурс знатоков народных сказок «Проверь себя»

– Сказки просят: – А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

Слайды 15

– К какой сказке иллюстрации нет?
– Дома нарисуете отгадку сами, а на следующий урок устроим выставку иллюстраций. Можно нарисовать иллюстрацию и к другим русским народным сказкам, а мы все вместе отгадаем их название и расскажем о героях.

9. Итог урока

– С какой сказкой познакомились сегодня?
– К какому виду сказок относится эта сказка?

Слайд 16

– О чем говорит пословица? Какой намек мы получили, читая эту сказку?
– Чему учит эта сказка?

10. Домашнее задание

  • Иллюстрации к сказкам;
  • Выразительное чтение сказки.

Приложение 1