Занятие по правовому воспитанию в 3-м классе: "Государство и наши права"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тема: «Государство и наши права».

Цели:

  • дать представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
  • научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни, работать со словарем, отгадывать кроссворды;
  • развивать мышление, память, сообразительность;
  • воспитывать любовь к Родине, гордость за свое государство, правовую грамотность, умение жить и работать в коллективе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление

Под аккорды музыки «Широка страна моя родная», дети входят в класс.

– Ребята, сейчас мы с вами проведем занятие под названием «Государство и мы». Самое прекрасное на свете – Родина! Она есть у каждого человека и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит!

2. Разминка

– Сейчас, я предлагаю вам небольшую разминку.

Дети делятся на группы. Каждой группе детей даются вопросы.

1. Как называется государство в котором мы живем?
2. Столица России?
3. Кто президент нашей страны?
4. Как называется наш автономный округ?
5. Столица округа?
6. Какое значительное событие ожидает граждан нашего государства 2 декабря нынешнего года? (Выборы)
7. Кто является мэром нашего города?
8. Как называется Основной закон нашего государства? (Конституция)
9. Какие символы России вы знаете? (Гимн, флаг, герб)
10. Как называется песня, которой начинаются торжественные мероприятия в нашей стране? (Гимн)

3. Поэтическая страничка

– Ребята, чтобы придать нашему занятию торжественности и значимости, давайте продолжим его поэтической, а потом песенной страничкой о нашей Родине.

1. Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем!

2. Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

Песня «Родина»

4. Аппликация «Флаг России»

Задание: передать по памяти очередность цвета российского флага.

Историческая справка.

Флаг нашего государства, России, бело-сине-красный горизонтальный. Трехцветный флаг России был утвержден первым российским императором, Петром I. Петр очень уважал Голландию, самую передовую страну. Заимствовал он идею флага, лишь изменив порядок цветов. Тогда эти цвета трактовались так: белый – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ.
Позднее эти цвета стали истолковываться так: белый – выражение чистоты устремлений, синий – волю к миру, красный – готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Взаимопроверка по группам.

5. Беседа

– Ребята, очень часто окружающие нас люди забывают, что они только гости в этом прекрасном мире. Некоторые проводят время впустую, предаваясь праздной лени, порокам: пьянству, наркотикам. Другие хотят только материального благополучия, забывая о родителях, детях, идут иногда на обман, подкуп и преступление.
В каждом действующем государстве есть правила, обязательные для всех и называются они – Конституция.

– Ребята, а теперь давайте подумаем, что нужно вам, детям, для полного и гармоничного развития личности? (Рассуждения детей)

– В первую очередь ему нужно семейное окружение, атмосфера счастья, любви и понимания. Сразу же после рождения и с момента рождения ребенок имеет право на имя , на приобретения гражданства, на право знать своих родителей, право на их заботу.
После окончания второй мировой войны была основана Организация Объединенных Наций, которая от имени всех народов планеты главной своей задачей определила именно защиту прав человека.
В 1959 году, признав, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка.
А в 1989 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка.

(Работа со словарем)

Декларация – официальное или торжественное программное заявление.
Конвенция – международный договор по какому-то определенному вопросу.

В Конвенции прав ребенка говорится: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного и незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища, незаконное посягательство на его честь».

6. Открытая кафедра

– Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы сами перечислили свои права. Пожалуйста!

Дети перечисляют права ребенка.

– Все дети имеют права, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, а также независимо от места рождения и положения своих родителей.
– Мы все имеем право учиться, воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях.
– Все дети имеют право на имя и принадлежность к стране.
– Каждый из нас имеет право на защиту, хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.
– Дети, которые несколько отстают в своем развитии имеют право на особую защиту государства.
– Мы имеем право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны государства если родственники не могут тебе помочь.
– Все дети имеют право быть защищенными против актов жестокости или эксплуатации, они не обязаны делать работу, которая затрудняет их развитие как физически , так и умственно.
– Мы должны обучаться умению жить в мире, взаимопониманию, терпимости и дружбе среди людей.

7. Путешествие по страницам литературных произведений

Ребятам предлагается строки из сказок, чтобы определить какое право нарушено.

8. Физкультминутка «Карлики и великаны»

На слово «Карлики» – присесть на корточки
На слово «Великаны» – встать и поднять руки вверх.

9. Разгадывание кроссворда «Что такое право?»

По вертикали:

1. Правовой акт, который принимается высшими органами государственной власти, является главным, ведущим. (Закон)
2. Лицо, организация, государство, предоставляющие гарантии: поручительство, обеспечение. (Гарант)
3. Участник судебного процесса, в обязанности которого входит вынести решение о виновности или невиновности подсудимого. (Заседатель)
4. Лицо, от имени государства поддерживающее законность в прокуратуре. (Прокурор)
5. Юрист, призванный защищать граждан в судах, государственных и негосударственных учреждениях. (Адвокат)

По горизонтали:

6. Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. (Право)
7. Основной и самый массовый орган судебной власти. (Суд)
8. Охраняемые, обеспечиваемые государством, узаконенные возможности что-то делать, осуществлять. (Права)
9. Элементы системы, связанные в единое целое, имеющие сходство и различия. (Отрасль)

10. Поэтическая строка

– Дети, я хочу, чтобы вы запомнили, что человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки называется. (Гражданин)

– Ребята, как вы понимаете, слово «гражданин»? (Ответы детей)

Обращаем внимание на доску, где написаны слова В.А. Сухомлинского.

– Давайте послушаем, к чему призывают нас поэты в стихах о человеке, личности и гражданине.

  • А. Джами

Пять важных правил в жизни соблюдай
И на земле увидишь светлый рай
В делах мирских не возмущай покой
Зря не рискуй своею головой,
Здоровье береги, как редкий клад
Живи в достатке, но не будь богат,
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надежный и сердечный друг.

  • С. Маршак

Чтоб наша совесть не казнила нас,
Не потеряйте краткий этот час
Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе
Веленья нашей совести и чести.

  • К. Ваншенкин

Самая насущная забота
Всякого труда и ремесла –
Это чтобы новая работа
Лучше прежней сделана была.

  • Г. Донгфелло

Жизнь великих призывает
Нас к великому идти,
Чтоб в песках времен остался
След и нашего пути –
След, что выведет, быть может,
На дорогу и других –
Заблудившихся, усталых –
И пробудит совесть в них.
Встань же смело на работу,
Отдавай все силы ей,
И учись в труде упорном
Ждать прихода лучших дней!

11. Игра «Угадай-ка?»

Вам нужно по описанию качества, догадаться какое качество человека загадано.

  • Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор? (Миролюбивый)
  • Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности. (Ответственный)
  • Человек, любящий трудиться? (Трудолюбивый)
  • Человек, который знает о своих недостатках. (Самокритичный)
  • Человек, всегда готовый помочь? (Отзывчивый)

12. Итог занятия

Наше общество будет чище и лучше, если мы научимся больше, чем предыдущее поколение, пользоваться своими правами и свободами.
К сожалению, это требует усилий от каждого из нас и от государства.
Не все граждане верят в силу закона и свои возможности. Поэтому идут на незаконные способы защиты своих интересов, прав и свобод. Идея защиты прав и свобод человека должна жить в уме и сердце каждого!

13. Рефлексия. Игра «Выбери нужное слово…»

– Спасибо вам, ребята, что обсудили данную мной тему, я надеюсь, вам понятны термины с помощью которых мы говорили о правах ребенка, о личности, о гражданской позиции. Сейчас я предлагаю вам игру «Выбери нужное слово». (На дерево нужно повесить яблоко со словом, которое встречалось сегодня на занятии и наибольше понравилось . Дети по одному от каждой группы подходят к корзинке, выбирают на яблоке нужное слово и вешают на яблоню)

– Ребята, заканчивая наше занятие, я с благодарностью хочу подарить вам памятки и надеюсь, что вы все будете знать свои права и обязанности, задумаетесь над вопросом как стать личностью, настоящим гражданином нашего государства под названием – Россия.

Памятка

У меня есть:

  • право на имя, отчество и фамилию;
  • право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
  • право на заботу и воспитание;
  • право на общение со своими родителями, бабушками, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
  • право на защиту и воспитание;
  • право на общение с обоими родителями;
  • право выражать свое мнение;
  • право на уважение человеческого достоинства;
  • право на защиту своих прав и законных интересов;
  • право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей.