«Именно в игре проявляются разные
стороны
личности ребенка, удовлетворяются многие
интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер.
Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку?
Нет, вы проектируете при этом человеческую
личность!»
Б.П.Никитин
Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.(4)
Поэтому среда имеет важное значение для
развития детей. Все, что окружат ребенка – это не
только игровая среда, но и среда в которую входят
все специфические детские виды деятельности. Ни
один ребенок не может развиваться полноценно
только на вербальном уровне, вне предметной
среды. Деятельность осуществляется только при
условии, что у него есть необходимые для этого
соответствующие объекты и средства,
сформированы способы действия.
Правильно организованная предметно –
развивающая среда позволяет каждому ребенку
найти занятие по душе, поверить в свои силы и
способности, научиться взаимодействовать с
взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать
их чувства и поступки, а именно это лежит в основе
развивающего обучения.
В создании комфортной для детей среды помогают
различные пособия, которые можно сделать
самостоятельно, своими руками.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не
всегда замечая детали, образно-эмоционально,
познавая разнообразные жизненные явления через
игру. Они не выносят разнообразия и скуки, остро
ощущают фальшь в изображении действительности,
предпочитают веселых, неунывающих героев. И я
считаю, вот такой «Чудо – теремок»» как нельзя
лучше подходит для игр и занятий в детском саду
или в семейном кругу.
Многофункциональная игрушка «Чудо-теремок» используется как в свободной деятельности детей, так и в заданиях, направленных на сенсорное развитие.
Анализаторная система интенсивно развивается
в дошкольном возрасте. Особенно с 2 до 5 лет.
Необходимо обеспечивать деятельность детей,
совершенствующую их анализаторы. Эта
разноцветная игрушка помогает детям закрепить
представление о цвете и величине. Для этого детей
обучают таким практическим действиям, как
прикладывание предметов друг к другу, выбирают,
группируют предметы по цветовому признаку. После
освоения практических действий у детей
формируются эталоны – образцы основных цветов, с
которыми он сопоставляет окружающие предметы. В
игре с такой игрушкой у ребенка формируются
образы предметов с характерными для них
цветовыми свойствами.
На основе практических действий по различению
цвета и системы эталонов и цветовых образов
предметов ребенок учится определять цвет
предмета «в уме», т.е. мысленно, уже не прибегая к
практическим действиям, эти же действия он
начинает выполнять в умственном плане, тогда
происходит мгновенное различение цвета. (1)
Пособие развивает движения пальцев рук, т.е.
мелкую моторику (пристегивание, шнуровка,
прикрепление «липучек», «молния» для
застегивания). Прямая зависимость между уровнем
сформированности речи и развитием тонкой
моторики рук отчетливо прослеживается в ходе
индивидуального развития каждого дошкольника. (
Это убедительно доказано как специальным и
научными исследованиями, так и многолетней
практикой работы педагогов, логопедов,
дефектологов). Речь совершенствуется под
влиянием кинетических импульсов от рук, точнее
от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий
уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты
память, внимание, связная речь. Поэтому развитие,
усовершенствование движения пальцев рук
способствует более быстрому и полноценному
формированию у ребенка речи, тогда как
неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит»
такое развитие.
К сожалению, в наш « машинный век» мы стали,
как-то больше надеяться на машины, чем на
собственные руки, в связи, с чем многие родители
не стараются развивать у своих детей тонкую
ручную моторику и вообще приручать их к «ручной
работе».
«Я еще раз хочу повториться, – пишет в своей
книге Парамонова Л.Г., – что все начинается с
детства. В приобретении любого навыка маленькому
ребенку важнее всего дать в нужный момент лишь
самый первый толчок, дальше он уже прокладывает
собственные пути и нередко, потом далеко
превосходит умения своих родителей».(3)
Умелыми пальцы становятся не сразу, предлагаемое
мной пособие способствует развитию мелкой
моторики у малышей.
Так же «Теремок» может использоваться в
театрализованной деятельности: в постановках
театра мягкой игрушки. Театральная постановка
позволяет углубить и укрепить представления
развивающейся личности о мире и о себе, также
дарит каждому ребенку радость, незабываемые
впечатления, развивает его художественный вкус,
воображение и фантазию. Особое место в
художественных постановках уделяется пьесам,
основанным на стихотворных текстах. Влияние
поэтического слова на личность общеизвестно.
Благодаря простоте и музыкальности звучания
слов малыши, слушая сказку или играя роль, легко
их запоминают, приобретают вкус к образным
выражениям. К тому же, неоднократно повторяя
слова персонажей сказки, ребенок тренируется в
развитии голосового аппарата. Таким образом,
используя в театральной постановке «Чудо –
теремок», воспитатель, окружает детей
разнообразным миром слов, музыки, движений и
чувств, решая при этом сразу несколько задач.
А забавные игрушки-зверюшки, персонажи русской
народной сказки «Теремок», обогащают
эмоциональную сферу малышей.
К преимуществам данного пособия относится
возможность поместить его в любом месте
группового помещения (на столе, на ковре, на
полочке).
«Теремок» похож на сказочный грибок, к подошве
ножки которого пришиты лепестки семи цветов
радуги. На каждом лепестке пуговица в форме
ромашки, на них пристегиваются разные фигурки
из яркой ткани. Сама «ножка» из поролона, обшитая
цветной тканью, к которой прикреплены шесть
кармашков – это комнатки для персонажей сказки.
Три карманчика расположены на 1 этаже «Теремка».
К ним при пришиты «двери»: одни со шнуровкой,
другие с «липучкой»,третьи пристегиваются.
Другие три карманчика расположены на 2 этаже
«Теремка». К ним пришиты «ставни»: одни с
«липучкой», другие пристегиваются. А у третьего
– шторочка. Между кармашками пришиты пуговицы
разной формы (бабочки, грибочки, цветочки, ягодки)
для пристегивания. Также на «ножке» есть
«молния» – для застегивания.
Крыша «Теремка» похожа на шляпку гриба. Она полая, в нее можно поселить персонажа сказки. Шляпка разделена на 4 цветных сектора, в одном из которых вырезано круглое окно и пришита плотная пленка (стекло). Дверь этой комнаты – «молния». Все жители «Чудо-теремка» лесные зверюшки: мышка, лягушка, ежик, заяц, лиса, волк, медведь. Одни из них сшиты из мягкой ткани, другие связанные крючком. В туловище каждой игрушки находится бисер (пальчиковый массаж).
Играя с ребенком в «Чудо-теремок» и его
жителями лесными зверюшками, вы заметите
изменение в его настроении, поведении,
самочувствии (улыбка на лице, доброжелательность
в общении) нужно не забывать хвалить и поощрять
ребенка; если вы хотите, чтобы он не потерял
интерес к данной игре. Эту многофункциональную
игрушку я рекомендую использовать в своей работе
не только воспитателям, но и логопедам,
психологам и социальным педагогам.
Как видите, «Чудо-теремок» имеет развивающее,
обучающее и воспитывающее значение. Его можно
использовать на любых видах занятий,
развлечений, в игровой и самостоятельной
театрализованной деятельности детей. Это
пособие является одним из вариантов организации
предметно-развивающей среды в детском саду.
С помощью многофункциональной игрушки и забавных игрушек мною было разработано и адаптировано комплексное игровое занятие «Вот так чудо – теремок, он не низок, не высок!» для детей в возрасте от 2 до 4 лет. Это занятие в интересной, игровой форме решает многие задачи, поставленные перед детьми.
Список литературы.
1. Башаева Т.В. «Развитие восприятия. Дети 3–7
лет» Ярославль: Академия развития, 2001, 176 с.
2. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в
детском саду» пособие для
работников дошкольных учреждений». М: ТЦ
«Сфера», 2001, 128.с.
3. Парамонова Л.Г. «Как подготовить ребенка к
школе» СПб.: ООО «АСТ», 1997 г.
4. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных
учреждений» ( Из опыта работы) М., Линка-Пресс, 2003,
192 с.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим
дошкольников с литературой» Конспекты занятий.–
М.:ТЦ Сфера, 2002, 224 с.