Современные рыночные условия предъявляют высокие требования к специалисту, которому необходимо принимать обоснованные рациональные решения, выявлять проблемы, анализировать разнообразную информацию, систематизировать ее, устанавливать взаимосвязь, оценивать выгоды и издержки. Следовательно, чтобы наши выпускники могли выдержать конкуренцию на ранке труда, у них должны быть развиты исследовательские умения.
Реализация исследовательской стратегии обучения может быть достигнута путем создания в образовательном учреждении творческого образовательного пространства по принципу единства учебной и исследовательской работы учащихся, основанной на конструктивном взаимодействии преподавателя и учащегося.
Одна из важнейших задач училища – развить у
учащихся интерес к учению и труду, обучить их
приемам учебной и производственной работы,
умственной и трудовой деятельности.
Решение этой задачи возможно при условии
развития познавательной деятельности учащихся.
А она начинается тогда, когда они сталкиваются с
проблемой, с незнанием, что и является стимулом
познания.
Под творческо-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
В целях формирования модели «нового» выпускника согласно программе развития ГОУ НПО «ПУ – 6» , т.е. гармонично развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации, саморазвитию было создано научное общество учащихся (НОУ). Методическим советом училища разработано Положение (Приложение 1), которое определяет цели, задачи и порядок работы научного общества учащихся.
Общее руководство деятельностью осуществляет Совет НОУ, который охватывает четыре секций: предметы гуманитарного цикла, естественно-научного цикла, строительного профиля, технического профиля. Секции работают при методических объединениях.
Наиболее распространенными формами организации данной деятельности в училище являются конкурсы профессионального мастерства, декадники, олимпиады, «круглые столы», выставки творческих работ, защита рефератов на итоговой конференции.
Разнообразные формы работы НОУ помогают более глубоко и качественно изучить и выработать профессиональные умения и навыки, а так же прививают любовь и заинтересованность к выбранной профессии, т. е. происходит становление самоопределения учащихся по отношению к выбранным профессиям.
Учитель (руководитель) и ученик выступают в НОУ как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта. Здесь раскрываются и реализуются личностные особенности учеников, которые могли быть незаметны ранее. Создается атмосфера заинтересованности, ситуации, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность к способам работы. А это все свидетельствует о применении личностно- ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания.
Исследования в училище, в отличие от исследований научных коллективов, имеют ряд особенностей:
- Субъектами творческо-исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация училища устанавливает деловые связи с научно-методическими объединениями города, республики, институтом повышения квалификации, организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ.
- Исследования носят прикладной характер и направлены на развитие и воспитание учащихся, повышение результативности процесса профессионального обучения.
- Итоги училищной творческо-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить «первый опыт» подобной деятельности.
Прежде всего, педагогу нужно научить учащихся:
- умению видеть проблему и соотносить с ней имеющийся фактический материал по предмету;
- умению выразить проблему в конкретной цели и познавательных задачах;
- умению выдвинуть гипотезу и построить программу исследования;
- умению анализировать доступную научную и научно-популярную литературу по проблеме;
Успех на этом поприще предопределяется наличием двух условий: во-первых, необходимостью иметь соответствующую нормативно- правовую базу, включающую Положения о научно-методической службе, научно-методическом совете, научном обществе учащихся (НОУ); во-вторых, целесообразностью создания организационной структуры, координирующей работу данных органов (Совет НОУ, секции НОУ, научно- практическая конференция НОУ и т.д.).
Особое значение для развития творческого потенциала учащихся имеет индивидуальная работа, дифференцируемая с учетом познавательной ориентации каждого из них. Самостоятельная работа учащихся направляется преподавателем, носит поисково-исследовательский характер, требует творческих усилий.
В результате, деятельность учащегося выходит за рамки выполнения обычных учебных заданий. При проведении исследовательской работы они получают знания по темам, не входящим в программу. Например, работы Чубуковой А. «Многогранники в строительстве», Пушкарева А. «Казачество в Сибири», Хазиповой М « Миролюбие в лирике В. Майнашева», Миягашева К., Карачакова И. «История развития каменной кладки зданий в Хакасии» и т.д.
В конце учебного года традиционно проводится итоговая конференция. К участию в ней привлекаются учащиеся, как младших, так и старших курсов (Приложение 2).
Проведению конференции предшествует большая подготовительная работа. В начале года определяется тематика докладов, создается Совет НОУ. Преподаватель на этапе подготовки конференции выступает как научный руководитель, консультант, и помощник Совет НОУ рекламирует конференцию, составляет программу ее проведения, заслушивает руководителей секций о ходе подготовки к ней.
Особое внимание уделяется разработке докладов
и выступлений учащихся, так как по ним в конечном
итоге определяются актуальность заявленной
темы, ее практическая значимость, полнота и
качество раскрытия, уровень самостоятельной
работы учащихся. Учащиеся обязательно
знакомятся с критериями и правилами написания
докладов.
Необходимо отметить, что выступления на
конференциях имеют и ряд недостатков, к которым
можно отнести неумение участников (как учащихся,
так и педагогов) убедительно аргументировать
полученные результаты, выделить цели и
сформулировать выводы. Чаще всего преподносится
описание проделанной работы, недостаточно
сформирован понятийный аппарат, отсутствует
перспектива дальнейшего поиска.
Вся работа НОУ строится с учетом Госстандарта СПО, в соответствии с тенденциями современной науки, общественной и экономической жизни (Приложение 3).
Таким образом, творческо-исследовательская работа является действенным фактором воспитательно-образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и современного образования.
Результатами работы НОУ является заметный рост познавательного интереса учащихся к проблеме экологии, новым строительным технологиям и материалам, экономике, праву, истории. Это действенный фактор, влияющий на развитие педагога и учащегося, на труд всего училищного коллектива. Помимо высокого обучающего эффекта исследовательская деятельность имеет большое значение для развития целеустремленности, настойчивости, познавательной самостоятельности, интереса к самообразованию, формирует творческие способности и профессиональную направленность личности будущего специалиста.
Литература
1. Коцарь Ю.А. Актуальные вопросы
организации научно-исследовательской работы в
профильной школе // Методист , 2003, № 3, с.49.
2. Леонтович А.В. В чем отличия
исследовательской деятельности от других видов
творческой деятельности //Завуч , 2001, № 1, с.105
3. Коржавина Т.Н. Совместная
исследовательская деятельность преподавателей
и студентов // Профессиональное образование , 2005,
№ 12, с. 14.
4. Поддъяков А. Методологические основы
изучения и развития исследовательской
деятельности // Школьные технологии, 2006, № 3, с.85.