Урок русского языка в 4-м классе "Упражнение в определении склонений имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учебные: совершенствование знаний о склонении существительных 1, 2, 3 склонений; распознавание падежей существительных 1, 2, 3 склонений.
  • Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоя-тельности школьников в организации учебного процесса.
  • Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

Пособия: ТСО, таблицы “1, 2, 3 склонение существительных”, карточки для индивидуального задания, сигнальные карточки, карточки для “лото”, учебник, рабочие тетради.

Ход урока

1. Орг.момент.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

2. Обьявление темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать над определением склонения имен существительных.

3. Минутка чистописания.

- Но, сначала, минутка чистописания, девизом которой являются слова:

Пишем неторопливо, очень четко и красиво!”

Лс Лл

4. Словарная работа.

- От существительных образуйте прилагательные, запишите, поставьте ударение, обозначьте “опасные” места.

Овощи, Россия, телефон, календарь, коллектив.

5. Повторение. Фронтальный опрос.

- О чем мы вели разговор на прошлом уроке? (о склонении имен существительных).

- Что такое склонение?

- Какого склонения бывают существительные?(первого, второго, третьего).

- Какие сущ-ые относятся к 1 склонению?

......................…………….. ко 2 склонению?

....................……………… к 3 склонению?

Приведите примеры.

6. Коллективная работа.

- Вы будете называть имена сущ-ые в ед. числе, в именительном падеже, а я буду их записывать на доску.

- А теперь выберите из этих слов сущ-ые 1 склонения, 2 склонения, 3 склонения и назовите.

7. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись, поднимись,
Руки вверх, руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

8. Дифференцированная работа.

У доски, по карточкам.

1 ученик:

Задание: Определи падежи сущ-ых.

Пробудился от сна, растет под осиной, бежать за помощью, ходит по полю.

2 ученик:

Задание: Соедини глагол с сущ-ым при помощи предлога и определи падеж сущ-ых.

Говорить сестра
Растет парник
Стоять дверь

3 ученик:

Задание: В предложении укажи падежи сущ-ых.

Капли росы блестят на траве.

В это время работа с классом:

1. Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста два развесистых куста. (олень)

2. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. (одуванчик)

3. Межи деревянные, а поля стеклянные. (окна)

4. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина)

Задание:

Записать отгадки, определить склонение, одно слово просклонять.

- А теперь проверим работу у доски.

9. Работа по учебнику. Упр. 171. (самостоятельно в тетради)

10. Групповая работа.

Задание для всего ряда. “Грамматическое лото”.

Дан текст:

Медвежья берлога.

Захрустели в лесу сухие ветки. Это медведь бродит возле елок. Заглянул под крону и расположился под ветвями.

Потом вдруг стал сметать лапой мох. Устроил себе постель.

Хорошее местечко для зимовки!

Вопросы:

В 1 предложении в каком падеже стоит слово в лесу (п.п.),

Каким членом предложения является слово сухие (Вт.ч.)

2 предложение определить падеж сущ-го медведь (им.п.)

Определите время глагола бродит (наст.вр.)

3 предложение в каком падеже стоит сущ-ое с предлогом под ветвями.(т.п.)

4 предложение определите род сущ-го мох (м.р.)

5 предложение определите склонение сущ-го постель (3 скл.)

6 предложение определите род сущ-го местечко (с.р.)

Определите склонение сущ-го зимовка (1 скл)

- Если правильно отвечали на вопросы, должна появиться оценка “5”.

11. Работа в парах.

Задание: “Проверяем друг друга”.

- Один называет сущ-ое, другой определяет склонение.

12. В тетради пишем 1скл. 2 скл. 3 скл.

- Я называю сущ-ые, запишите их в столбики:

фасоль, лошадка, ловкость, варенье, корешок, тесто, малыш, братишка.

13. Если останеться время записать под диктовку предложение, разобрать по членам предложения, определить склонение сущ-ых.

В УГОЛКЕ СИДЕЛА МЫШКА, ГРЫЗЛА СЛАДКУЮ КОВРИЖКУ

14. Итог урока.

- что такое склонение?

- какого склонения бывают имена сущ-ые? Приведите примеры.

- к какому склонению могут относиться слова с ь на конце слова?

15. Дом. задание. УПР.173. с. 79.

Оценивание детей. .

Приложения