Цели и задачи урока:
- Расширить знания учащихся о биографии и творчестве И.А. Крылова.
- Развивать связную устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.
- Формировать умение пользоваться дополнительной литературой, Интернетом.
- Развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через игру, викторину, инсценировку (книжки-малышки)
- Формировать интерес к литературному краеведению “Литературный Петербург” (адреса, где жил и работал И.А. Крылов, памятники в других городах).
- Читая басни И.А.Крылова, о чем мы задумываемся, размышляем?
Давайте ими поделимся.
Оборудование.
- Мультимедийная установка
- Карточки с пословицами (для команды)
- Индивидуальные карточки с иллюстрациями басен
- Карта города с фотографиями (на доске)
Ивану Андреевичу Крылову в 2008 году исполняется 240 лет со дня рождения. Это великий человек: знаменитый писатель, драматург, баснописец, просто гражданин своей страны.
Его басни затронули душу каждого человек, который бы не читал басни Крылова.
Я хочу поделиться своим уроком, посвящённым этому замечательному баснописцу. Урок был проведен в форме литературной гостиной “В гостях у И.А. Крылова”. Для учащихся 4-го класса интересны не только сами басни, но и его жизнь и творчество. Важно показать каким он был человеком, о чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем он общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня. Чтобы ответить на эти вопросы, мы использовали дополнительную литературу, Интернет сеть, устраивали дискуссии, подбирали нужный материал, из текстов басен узнавали человеческие пороки, которые высмеивал великий поэт; создавали свои книжки малышки с нравоучениями поэта, участвовали в викторине “Знаешь ли ты басни Крылова?”, проживали жизнь героев в инсценировках басен. Проводилась экскурсия “Сказочники Санкт-Петербурга” с посещением Летнего сада и памятника И.А. Крылову; у памятника читали наизусть басни. Открывали для себя адреса в Петербурге, где жил и работал поэт, узнавали, есть ли памятники в других городах. Отвечали на вопрос, почему Н.В. Гоголь назвал “Басни Крылова – книгой мудрости самого народа”, соотносили нравоучения басен с народными пословицами.
Урок получился интересным, творческим, насыщенным. На уроке использовались мультимедийные технологии, инсценировки басен, работы в командах. Задания давались на карточках разного цвета. В конце урока были написаны детьми их размышления “Чему учат нас басни Крылова?”. Так как это урок проводился в форме гостиной, то были и угощения – ватрушки с чаем. Я предлагаю план данного урока “В гостях у Ивана Андреевича Крылова”.
Ход урока
1. Вводная часть
Сегодня мы в гостях у знаменитого писателя и гражданина своей страны И.А. Крылова.
По преданию, 14-15 февраля (точной даты не указано) 2007 года исполнилось 239 лет со дня рождения писателя.
По ключевым словам кроссворда, который мы с вами разгадаем, вспомним биографию и творчество великого поэта.
(Слайды 1-6 Разгаданный кроссворд – слайд7)
Slide 7
- Скрипка - четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого тембра.
- Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи разных авторов
- Пьесы - драматические произведения для театрального представления.
- Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования
- Комедия - драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом.
- Вестник - тот, кто приносит какие-нибудь вести; название некоторых периодических изданий
Поэт печатался под псевдонимом. Какой псевдоним был у Крылова. (Нови Волырк)
В каких литературных жанрах работал поэт, нам поможет узнать следующий кроссворд “Литературные жанры” (Слайды 8-13)
- Былина - жанр русского фольклора, песни о героических подвигах богатырей, правдивое повествование о том, что происходило в старину.
- Сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом, один из популярных и любимых жанров в фольклоре.
- Пьесы - произведение, написанное для театра.
- Роман - крупный по объему прозаический жанр повествования.
- Повести - эпический жанр, который занимает промежуточное положение между романом и рассказом.
Slide 14
Тема нашего занятия: “И.А. Крылов. Басни”
Slide 15
2. Работа в командах. Жизнь и творчество Крылова (даты).
Основные жанры: Крылов написал 13 пьес, повести, один незаконченный роман, более 200 басен.
А теперь, пользуясь ключевыми словами кроссвордов и историческими датами, восстановим основные этапы жизни И.А. Крылова (На столах даты – слайд 16)
Slide 16
Slide 17
2(15)февраля 1768 года родился в Москве. Отец Крылова служил в драгунском полку, выслужившись из солдат, был председателем магистрата в Твери. Детские годы Крылова прошли в Твери. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шёл 10 год, когда умер отец, Андрей Прохорович. Отец очень любил читать и привил любовь к чтению сыну. Отец сам выучил мальчика чтению и письму, и оставил в наследство сундук книг.
1783 год.
Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Алексеевича Львова. Крылов учился вместе с его детьми, слушал разговоры литераторов, художников, приходивших в гости. С годами приобрел прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке, говорить по-итальянски, по-французски. В 14-летнем возрасте он переехал вместе с матерью в Петербург и написал оперу “Кофейница”.
Служил в Петербурге в Петербургской казенной палате, но дела служебные его не интересовали. На первом месте среди увлечений были литературные занятия и посещение театра. В 17 лет он лишился матери, и на его плечи легла забота о младшем брате Льве.
1789 год.
С конца 80-х годов основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики.
В 1789 г. Крылов издает журнал “Почта духов”, - сатирический журнал, карикатура на современное общество.
В 1790 году он вышел в отставку и посвятил себя литературной деятельности.
В 1792 году начал издавать журнал “Зритель”, который пользовался большой популярностью. Летом 1793г. был в типографии обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала прекратилось.
Крылов скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Н.Новгороде, на Украине, но не переставал сочинять: пьесы “Подщипа”, “Уроки дочкам”, “Илья-Богатырь”.
После смерти Екатерины II поступил на службу к князю Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей.
Именно в эти годы драматург и журналист начал писать басни. Первые басни опубликованы в журнале “Драматический вестник”
1805 г.
В Москве показал басни известному в то время поэту и баснописцу Дмитриеву свой перевод басен Лафонтена “Дуб и трость”, “Разборчивая невеста”, “Стрекоза и муравей”. Дмитриев высоко оценил перевод и отметил, что автор нашёл своё истинное призвание.
1809 год был опубликован первый сборник из 23 басен, который сделал автора по-настоящему знаменитым.
1812 год в Петербурге становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841г.
Выходят басни “Кот и повар”, “Волк на псарне”, “Ворона и курица”, посвящённые Отечественной войне 1812 года с Наполеоном. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства автора в час грозных испытаний.
1838 год. По приказу императора была выбита специальная медаль в честь 50-летия его писательской деятельности. Это было всенародное торжество.
Умер 9(22)ноября 1844 года в Петербурге, похоронен в Александро-Невской Лавре.
3. Работа с терминами.
За прошедшие два с половиной столетия не было ни одного поколения в России, которые не воспитывались бы на баснях Крылова.
Давайте вспомним, что такое басня. Лексическое значение слов: проза, аллегория, мораль, комический рассказ. Слайд 18-19
Slide 19
С помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.
Что высмеивает в своих баснях Крылов? (лень, тщеславие, трусость, глупость)
Давайте посмотрим.
4. Инсценировка басен.
Какая мораль у басен? Что высмеивает автор? Задание: подберите пословицу к басне (красные карточки.)
Slide 20
Карточки:
- Чужой бедой сыт не будешь.
- Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
- Моя хата с краю, я ничего не знаю.
- Всякий хлопочет, себе добра хочет.
Slide 21
- Скромность всякому к лицу.
- Не в свои сани не садись.
- Собака лает, а владыка едет.
- Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.
Slide 22
- Много поту, да мало толку.
- Маленькое дело, лучше любого безделья.
- Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
- Праздники помнит, а будни забывает.
5. Работа с карточками и иллюстрациями.
Задание: узнай басню по иллюстрации, назови мораль и пословицу.
Slide 24 -Slide 25
Slide 26-Slide 27
Slide 28-Slide 29
Slide 30-Slide 31
6. Обобщение информации о И.А. Крылове.
Что же мы узнали об И.А. Крылове? (слайд 32-33)
Slide 33
7. Краеведение.
Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову”, скульптора Клодта, персонажи басен по рисункам Агина. Слайд 34.
Slide 34
В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы.
Слайд 35
Slide 35
2 августа 2004 года в г. Пушкино, Московской области, на Советской площади открыт памятник русским поэтам А. С. Пушкину и И.А. Крылову “Субботний вечер у Жуковского”, скульптор К.Константинов. Слайд 36
Что названо именем И.А. Крылова в нашем городе?
1. Центральная детская библиотека во Фрунзенском районе.
2. Переулок Крылова – между ул. Садовой и пл. Островского
Назовите памятные места, связанные с жизнью Крылова в Петербурге.
- ул. Садовая, д.18 – Государственная Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина. (30 лет в ней проработал Крылов).
- ул. Миллионная, д.3 – жил поэт.
- 1-я линия В.О. – жил и умер поэт. Мемориальная доска.
8. Итог урока.
“Чему учат нас басни И.А. Крылова?” - размышления детей, творческая работа.
В гостиной принято угощать гостей. Сегодня уважаемый И.А. Крылов угощает нас своими любимыми ватрушками. Об этом мы узнали из слов героини пьесы “Подщипа”: “А я у матушки взросла лишь на ватрушках”.
Ватрушки с чаем. Приятного аппетита!