Литературная гостиная "В гостях у И.А. Крылова", 4-й класс, программа "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи урока:

  1. Расширить знания учащихся о биографии и творчестве И.А. Крылова.
  2. Развивать связную устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.
  3. Формировать умение пользоваться дополнительной литературой, Интернетом.
  4. Развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через игру, викторину, инсценировку (книжки-малышки)
  5. Формировать интерес к литературному краеведению “Литературный Петербург” (адреса, где жил и работал И.А. Крылов, памятники в других городах).
  6. Читая басни И.А.Крылова, о чем мы задумываемся, размышляем?

Давайте ими поделимся.

Оборудование.

  1. Мультимедийная установка
  2. Карточки с пословицами (для команды)
  3. Индивидуальные карточки с иллюстрациями басен
  4. Карта города с фотографиями (на доске)

Ивану Андреевичу Крылову в 2008 году исполняется 240 лет со дня рождения. Это великий человек: знаменитый писатель, драматург, баснописец, просто гражданин своей страны.

Его басни затронули душу каждого человек, который бы не читал басни Крылова.

Я хочу поделиться своим уроком, посвящённым этому замечательному баснописцу. Урок был проведен в форме литературной гостиной “В гостях у И.А. Крылова”. Для учащихся 4-го класса интересны не только сами басни, но и его жизнь и творчество. Важно показать каким он был человеком, о чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем он общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня. Чтобы ответить на эти вопросы, мы использовали дополнительную литературу, Интернет сеть, устраивали дискуссии, подбирали нужный материал, из текстов басен узнавали человеческие пороки, которые высмеивал великий поэт; создавали свои книжки малышки с нравоучениями поэта, участвовали в викторине “Знаешь ли ты басни Крылова?”, проживали жизнь героев в инсценировках басен. Проводилась экскурсия “Сказочники Санкт-Петербурга” с посещением Летнего сада и памятника И.А. Крылову; у памятника читали наизусть басни. Открывали для себя адреса в Петербурге, где жил и работал поэт, узнавали, есть ли памятники в других городах. Отвечали на вопрос, почему Н.В. Гоголь назвал “Басни Крылова – книгой мудрости самого народа”, соотносили нравоучения басен с народными пословицами.

Урок получился интересным, творческим, насыщенным. На уроке использовались мультимедийные технологии, инсценировки басен, работы в командах. Задания давались на карточках разного цвета. В конце урока были написаны детьми их размышления “Чему учат нас басни Крылова?”. Так как это урок проводился в форме гостиной, то были и угощения – ватрушки с чаем. Я предлагаю план данного урока “В гостях у Ивана Андреевича Крылова”.

Ход урока

1. Вводная часть

Сегодня мы в гостях у знаменитого писателя и гражданина своей страны И.А. Крылова.

По преданию, 14-15 февраля (точной даты не указано) 2007 года исполнилось 239 лет со дня рождения писателя.

По ключевым словам кроссворда, который мы с вами разгадаем, вспомним биографию и творчество великого поэта.

Презентация

(Слайды 1-6 Разгаданный кроссворд – слайд7)

Slide 7

 

  1. Скрипка - четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого тембра.
  2. Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи разных авторов
  3. Пьесы - драматические произведения для театрального представления.
  4. Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования
  5. Комедия - драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом.
  6. Вестник - тот, кто приносит какие-нибудь вести; название некоторых периодических изданий

Поэт печатался под псевдонимом. Какой псевдоним был у Крылова. (Нови Волырк)

В каких литературных жанрах работал поэт, нам поможет узнать следующий кроссворд “Литературные жанры” (Слайды 8-13)

  1. Былина - жанр русского фольклора, песни о героических подвигах богатырей, правдивое повествование о том, что происходило в старину.
  2. Сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом, один из популярных и любимых жанров в фольклоре.
  3. Пьесы - произведение, написанное для театра.
  4. Роман - крупный по объему прозаический жанр повествования.
  5. Повести - эпический жанр, который занимает промежуточное положение между романом и рассказом.

Slide 14

Тема нашего занятия: “И.А. Крылов. Басни”

Slide 15

2. Работа в командах. Жизнь и творчество Крылова (даты).

Основные жанры: Крылов написал 13 пьес, повести, один незаконченный роман, более 200 басен.

А теперь, пользуясь ключевыми словами кроссвордов и историческими датами, восстановим основные этапы жизни И.А. Крылова (На столах даты – слайд 16)

Slide 16

Slide 17

2(15)февраля 1768 года родился в Москве. Отец Крылова служил в драгунском полку, выслужившись из солдат, был председателем магистрата в Твери. Детские годы Крылова прошли в Твери. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шёл 10 год, когда умер отец, Андрей Прохорович. Отец очень любил читать и привил любовь к чтению сыну. Отец сам выучил мальчика чтению и письму, и оставил в наследство сундук книг.

1783 год.

Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Алексеевича Львова. Крылов учился вместе с его детьми, слушал разговоры литераторов, художников, приходивших в гости. С годами приобрел прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке, говорить по-итальянски, по-французски. В 14-летнем возрасте он переехал вместе с матерью в Петербург и написал оперу “Кофейница”.

Служил в Петербурге в Петербургской казенной палате, но дела служебные его не интересовали. На первом месте среди увлечений были литературные занятия и посещение театра. В 17 лет он лишился матери, и на его плечи легла забота о младшем брате Льве.

1789 год.

С конца 80-х годов основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики.

В 1789 г. Крылов издает журнал “Почта духов”, - сатирический журнал, карикатура на современное общество.

В 1790 году он вышел в отставку и посвятил себя литературной деятельности.

В 1792 году начал издавать журнал “Зритель”, который пользовался большой популярностью. Летом 1793г. был в типографии обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала прекратилось.

Крылов скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Н.Новгороде, на Украине, но не переставал сочинять: пьесы “Подщипа”, “Уроки дочкам”, “Илья-Богатырь”.

После смерти Екатерины II поступил на службу к князю Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей.

Именно в эти годы драматург и журналист начал писать басни. Первые басни опубликованы в журнале “Драматический вестник”

1805 г.

В Москве показал басни известному в то время поэту и баснописцу Дмитриеву свой перевод басен Лафонтена “Дуб и трость”, “Разборчивая невеста”, “Стрекоза и муравей”. Дмитриев высоко оценил перевод и отметил, что автор нашёл своё истинное призвание.

1809 год был опубликован первый сборник из 23 басен, который сделал автора по-настоящему знаменитым.

1812 год в Петербурге становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841г.

Выходят басни “Кот и повар”, “Волк на псарне”, “Ворона и курица”, посвящённые Отечественной войне 1812 года с Наполеоном. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства автора в час грозных испытаний.

1838 год. По приказу императора была выбита специальная медаль в честь 50-летия его писательской деятельности. Это было всенародное торжество.

Умер 9(22)ноября 1844 года в Петербурге, похоронен в Александро-Невской Лавре.

3. Работа с терминами.

За прошедшие два с половиной столетия не было ни одного поколения в России, которые не воспитывались бы на баснях Крылова.

Давайте вспомним, что такое басня. Лексическое значение слов: проза, аллегория, мораль, комический рассказ. Слайд 18-19

Slide 19

С помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

Что высмеивает в своих баснях Крылов? (лень, тщеславие, трусость, глупость)

Давайте посмотрим.

4. Инсценировка басен.

Какая мораль у басен? Что высмеивает автор? Задание: подберите пословицу к басне (красные карточки.)

Slide 20

Карточки:

  1. Чужой бедой сыт не будешь.
  2. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
  3. Моя хата с краю, я ничего не знаю.
  4. Всякий хлопочет, себе добра хочет.

Slide 21

  1. Скромность всякому к лицу.
  2. Не в свои сани не садись.
  3. Собака лает, а владыка едет.
  4. Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.

Slide 22

img9.gif (24293 bytes)

  1. Много поту, да мало толку.
  2. Маленькое дело, лучше любого безделья.
  3. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
  4. Праздники помнит, а будни забывает.

5. Работа с карточками и иллюстрациями.

Задание: узнай басню по иллюстрации, назови мораль и пословицу.

Slide 24 -Slide 25

Slide 26-Slide 27

 

Slide 28-Slide 29

Slide 30-Slide 31

6. Обобщение информации о И.А. Крылове.

Что же мы узнали об И.А. Крылове? (слайд 32-33)

Slide 33

7. Краеведение.

Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову”, скульптора Клодта, персонажи басен по рисункам Агина. Слайд 34.

Slide 34

В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы.

Слайд 35

img16.gif (16155 bytes)

Slide 35

2 августа 2004 года в г. Пушкино, Московской области, на Советской площади открыт памятник русским поэтам А. С. Пушкину и И.А. Крылову “Субботний вечер у Жуковского”, скульптор К.Константинов. Слайд 36

Что названо именем И.А. Крылова в нашем городе?

1. Центральная детская библиотека во Фрунзенском районе.

2. Переулок Крылова – между ул. Садовой и пл. Островского

Назовите памятные места, связанные с жизнью Крылова в Петербурге.

- ул. Садовая, д.18 – Государственная Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина. (30 лет в ней проработал Крылов).

- ул. Миллионная, д.3 – жил поэт.

- 1-я линия В.О. – жил и умер поэт. Мемориальная доска.

8. Итог урока.

“Чему учат нас басни И.А. Крылова?” - размышления детей, творческая работа.

В гостиной принято угощать гостей. Сегодня уважаемый И.А. Крылов угощает нас своими любимыми ватрушками. Об этом мы узнали из слов героини пьесы “Подщипа”: “А я у матушки взросла лишь на ватрушках”.

Ватрушки с чаем. Приятного аппетита!