Тип урока: обобщение.
Цели и задачи:
- Обобщить знания о правописании падежных окончаниях имен прилагательных;
- Развивать умение различать падежные окончания имен прилагательных;
- Воспитывать любовь к природе, чувства патриотизма.
1. Организационный момент
Слышите, звенит звонок,
Говорит: "Начнем урок!"
Сегодня такой чудесный день, последний день зимы. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. Я тоже очень рада видеть вас.
А теперь за работу.
2. Поэтическая пятиминутка
- Внимательно послушайте стихотворение и скажите, какое время года описывает автор.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.А рядом у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
- Какое время года описывает автор? (весну)
- Докажите это словами из стихотворения.
- С помощью каких слов автор передает красоту природы?
- К какой части речи относятся эти слова?
3. Постановка темы и целей урока
Сегодня на уроке мы послушаем, как разные писатели и поэты с помощью имен прилагательных описывают красоту природы, и обобщим знания о правописании падежных окончаниях имен прилагательных
4. Чистописание
Сейчас мы пальцы наши разомнем
И красиво писать начнем.Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают)
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
ая яя ий ый ой ое ее ые ие
- Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.
- Что она напоминает? (окончания имени прилагательного)
- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы. (для проверки 1 уч-ся у доски)
- Объясни свои действия. (родовые окончания - ая, яя - ж.р., ий, ый, ой - м.р., ые, ие - мн.ч., ое, ее - ср.р.)
- Чтобы правильно написать безударную гласную, что нужно сделать?
- Назовите падежные окончания прилагательных.
5. Словарная работа
6. Письмо по памяти
- Сейчас потренируем память. Вам надо прочитать небольшой текст и по памяти записать его в тетрадь.
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять рыхлый снег. С крутого пригорка побежал веселый ручеёк.
(Г. Скребицкий)
- Проверьте свою запись.
- Найдите имена прилагательные, выделите окончания, определите падеж.
- первый ряд делает морфологический разбор имени прилагательного весеннее, 2 ряд - на лесной, 3 ряд - с крутого.
7. Физминутка
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
8. Восприятие падежных окончаний на слух.
- Послушайте, как в стихотворениях описывают поэты природу, определите на слух падежи имен прилагательных.
- Василий Жуковский.
На солнце темный лес зардел, И.п.
В долине пар белеет тонкий, И.п.
И песню раннюю запел В.п.
В лазури жаворонок звонкий. И.п.
- Александр Прокофьев.
Люблю березку русскую, В.п.
То светлую, то грустную... В.п.
Люблю ее нарядную, В.п.
Родную, ненаглядную. В.п.
- Молодцы! А теперь посложнее четверостишие.
Сергей Михалков.
Крутыми тропинками в горы, Т.п.
Вдоль быстрых и медленных рек, Р.П.
Минуя большие озера, В.п.
Веселый шагал человек. И.п.
9. Упражнение на карточках
Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Слова для справок: хлебные, радостные, лесные, зеленые.
Жаворонки.
С первыми лучами солнца в небо взлетают жаворонки. Их .... трели веером рассыпаются на .... опушки, ... поля и .... лужайки.
Щедрые, неутомимые птахи!
(Т. Белозеров)
- В каком падеже и числе вы употребили имена прилагательные? Почему? Выделите окончания имен прилагательных.
- Разбери по составу слово радостные
10 Самостоятельная работа на листочках
- Вставьте пропущенные окончания, укажите род падеж.
Родник.
В глуши лесн.., в глуши зелен...,
Всегда тенист... и сыр...,
В крут... овраге под горой
Бьет из камней родник студён..:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальн... клубами...
(И. Бунин)
К словам родник, студёный подберите близкие по смыслу слова. Сравните их.
11. Итог урока
- Как изменяются имена прилагательные?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударныую гласную в окончании имен прилагательных?
Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в речи? (описывают предметы, делают их более яркими)
- На уроке мне хорошо помогали.......
- На нашем уроке мы услышали, как прилагательные помогают описывать природу.
Такие стихи могли написать только те люди, которые любят природу, свою родину.
Николай Языков писал:
"Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?"
Наш урок хочу закончить словами Николая Александровича Ткачева:
“Кубань – наша малая Родина, которой нельзя не гордиться. Она славиться своими людьми, которые, осваивали и защищали эту землю и сегодня делают все, чтобы она по праву называлась жемчужиной России. Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте будущее!”
А.Н.Ткачев