Конспект открытого интегрированного урока чтения в 4-м классе "Мой Пушкин"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщение знаний о творчестве А.С. Пушкина, расширение круга чтения.
  • Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.
  • Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы.

Оборудование:

  • Репродукции картин: О.А. Кипренский. Портрет А.С. Пушкина; В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина; А.С. Пушкин. Автопортреты.
  • Выставка книг А.С. Пушкина.
  • Предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: гусиное перо, чернильница, свеча в подсвечнике.

Форма проведения: устный журнал.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Вступительное слово учителя.

Наш урок посвящен творчеству А.С. Пушкина, солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его повестями и поэмами, немало знаете наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик.

Этот урок мы назовем “Мой Пушкин”, и пройдет он в форме устного журнала.

Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладиться его волшебными стихами.

Итак, первая глава нашего журнала посвящена вашим любимым стихотворениям.

/Дети по одному выходят к столу, на котором атрибуты пушкинского времени./

Учитель: Я знаю, что некоторые ребята остановили свой выбор на тех стихотворениях, в которых А.С. Пушкин рисует чудесные картины русской зимы. Они откроют наш журнал.

1 ученик: Я хочу прочитать отрывок из романа “Евгений Онегин”, где поэт описывает приход зимы. Он передает нетерпение, с которым все ждут зиму, и вместе с героиней романа Татьяной радуется ее приходу. Такую же радость испытала и я, когда однажды поутру увидела, что черная мрачная земля покрылась белоснежным ковром.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе…

2 ученик: А я хочу напомнить поэтический отрывок, который мы узнали в первом классе. В нем Пушкин говорит о том, как зима пришла и преобразила всю природу. Читая пушкинские строчки, я как будто вижу перед собой картины замечательной русской природы.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.

3 ученик: Мне очень нравится стихотворение “Зимнее утро”. Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создает праздничное настроение. Мы его учили не полностью, а я решил выучить его до конца и прочесть вам.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Учитель: Ребята прочли три стихотворения Пушкина. Я думаю, что их объединяет одно настроение – именно то, о котором говорил Семен, - радостное и приподнятое.

Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передает портрет А.С. Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.

На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его светлых голубых глазах какое-то особое выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжен. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал:

И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

Но жизнь поэта не была легкой, безоблачной, и он, конечно, переживал и другое настроение, печальное, грустное, которое нашло отражение в его стихах. Помните ли вы такие стихи?

/Дети называют стихотворения “Зимний вечер”, “Зимняя дорога”./

4 ученик: Я прочитаю стихотворение “Зимняя дорога”. Пушкину приходилось много путешествовать, ездили в то время на лошадях, дорога, особенно зимой, была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий Александр Сергеевич сочинил эти строчки.

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна…

И еще я хочу добавить, хоть это стихотворение грустное, но оно очень красивое. Так и представляешь зимние поляны, залитые серебряным лунным светом.

Учитель: После стихотворения, которое прочитала Маша, я хочу показать вам портрет А.С. Пушкина другого художника – Ореста Адамовича Кипринского.

Вглядитесь внимательно в этот портрет, в выражение лица поэта и попытайтесь объяснить, почему я решила показать вам его после прочтения такого грустного стихотворения.

/Учащиеся говорят о том, что на портрете Пушкин выглядит печальным, серьезным./

Учитель: Кипринский сумел понять Пушкина, он угадал его печали, его мысли, его мечты. Об этом портрете сам Пушкин в одном из своих стихотворений сказал: “Себя, как в зеркале, я вижу…”

Итак, сравнивая два портрета, мы видим, как Тропинин и Кипринский сумели отразить в них, каждый по-своему, сложный и богатый духовный мир поэта.

Чтобы завершить тему, связанную с изобразительным искусством, хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин постоянно рисовал своих персонажей (демонстрирую иллюстративный материал). Рисовал он и самого себя. Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автопортрет получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде – в огромном картузе, всадником в бурке, мчавшимся во весь опор. Однажды Пушкин нарисовал себя счастливым – это прекрасный автопортрет.

- А сейчас откроем еще одну страничку. Слово предоставим…

5 ученик: Мои любимые поэтические строки посвящены городу на Неве – Петербургу.

Люблю тебя, Петра творенья…

Учитель: Спасибо. Ты помогла нам с ребятами тоже увидеть прекрасный город на Неве, увидеть белые ночи.

Настал черед другой странички.

6 ученик: Мое стихотворение посвящено няне великого поэта – Арине Родионовне. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи. Одно из таких стихотворений я и прочитаю.

Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

Учитель: То, что вспомнили о няне Пушкина, замечательно. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки.

Итак, мы открываем новую главу нашего журнала, посвященную сказкам Пушкина.

Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и все примете активное участие в викторине по сказкам великого поэта.

7 ученик: Я прочту начало самой большой сказочной поэмы Пушкина. Послушайте и назовите ее.

У лукоморья дуб зеленый…

8 ученик: А вот моя загадка. Из какой сказки эти слова?

Бедненький бес
Под кобылу подлез…

9 ученик: А теперь назовите мою сказку

Ты волна моя, волна!
Ты гуллива и вольна…

10ый ученик: Из какой сказки эти строчки?

Свет мой, зеркальце! Скажи..

11 ученик: Какая сказка заканчивается словами…

С колесницы пал Дадон –
Охнул раз, - и умер он…

Учитель: Все ли известные вам сказки назвали? (Забыли “Сказку о рыбаке и рыбке”).

- Кто вспомнит строчки из этой сказки?

Дети читают отрывки из сказки

Учитель: Вот и вспомнили мы самые известные сказки Пушкина, а теперь поразмышляйте, обсудите ваше мнение в группах (по рядам) и ответьте на вопросы:

Запись на доске:

- Какая из сказок показалась вам смешной и почему?

- Какая самая поучительная?

- А самая красивая, волшебная?

- В какой сказке Пушкин учит нас прощать даже тех, кто причинил нам зло?

Каждый вопрос учащиеся обсуждают в группах, затем выбирают одного, кто выразит и обоснует им мнение.

Учитель выслушивает разные точки зрения, делает выводы, дает комментарии.

Учитель: Вот и подошли мы к последней странице нашего журнала.

Слово я предоставляю Рыжову Андрею, дипломанту городского конкурса детского творчества “Мой Пушкин”. Он прочитает стихотворение “О Пушкине”, написанное его мамой Середюк Екатериной, которое читал на конкурсе.

О Пушкине

Пушкин – это сказки детства.
Мне достались по наследству
Книжки мамы. Я читаю
И за всех переживаю.
Вот о рыбке золотой.
Старику, увы, с женой
Из-за жадности и злобы
Не набить своей утробы.
Золотого петушка
Я читаю не спеша.
Шамаханская царица…
Не хочу с такой жениться.
Царь Гвидон. Обидно, право,
Что словесная отрава
Даже тут внесла раздоры,
Разрослась до долгой ссоры.
Очень нравится Людмила
И Руслан. И сердцу мило
Лукоморье. Наизусть
По строкам знакомым мчусь.
Позже будет и “Онегин”,
И любовные забеги
На лирические строчки.
Запятые будут, точки.
А пока читаю сказки
И беру в ладони краски,
И рисую то, что слышу,
То, чем книга эта дышит.
Пушкин – это красота,
Пушкин – это доброта.
Чтобы лучше было жить,
Надо с Пушкиным дружить.

Итог: Дорогие ребята, вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтете его стихи о дружбе, о свободе, о любви к Отчизне, его повести, поэмы, романы

Список использованной литературы

  1. А.С. Пушкин “Поэмы”.
  2. А.С. Пушкин “Сборник стихов”.
  3. А.С. Пушкин “Сказки”.
  4. Е.В. Середюк “О Пушкине”.