Урок критического мышления. Окружающий мир, 4-й класс. Тема "Черноморское побережье Кавказа — субтропическая зона"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи:

  • познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;
  • учить работать с географической картой;
  • совершенствовать умения работать самостоятельно с учебником в парах.

Оборудование:

  • карта природных зон России,
  • клей - карандаш, тетрадь,
  • фотографии природных зон (большие и маленькие),
  • учебник, книга “Деревья”,
  • гербарий – чайный куст,
  • пачка чая, мандарины,
  • грецкие орехи,
  • морская звезда,
  • морской еж,
  • ракушки,
  • магнитофон с записью шума моря,
  • лист ватмана,
  • фломастер,
  • карточки с заданием.

I. Организационный момент.

- Урок мы откроем со слов известного исследователя, натуралиста В.В. Бианки.

Прочитайте их (У каждого индивидуально написано на листочках:

“Весь огромный мир круг меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн.

Я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире” В.В. Бианки.)

- Вы согласны с этими словами?

- Почему?

- Мы тоже сегодня будем открывать и показывать самое интересное и увлекательное.

- Откройте тетради, посмотрите, какая природная зона нами еще не изучена? (Субтропическая зона)

- Вы слышали когда-нибудь это сочетание? Что оно может обозначать?

- Об этом мы сегодня узнаем на уроке.

II. Повторение пройденного.

- А для этого вспомним, какие природные зоны мы уже изучили.

(Ребята в парах определяют природную зону на больших фотографиях и вывешивают их на доску в таком порядке как изучали. Аргументируют свой ответ)

III. Новая тема.

- Я покажу вам вот такие предметы и спрошу: “Могут ли они жить в пустыне?”

(Морская звезда, морской еж, ракушки)

- В какой природной зоне они могут жить? Тема нашего урока “Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона”.

(Написано на листе ватмана “Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона)

- Какие ассоциации у вас возникли? (Записываю ассоциации на листе ватмана)

Подтвердятся ли они? Узнаем в ходе изучения темы. Для этого откроем тетради, где записана таблица. Прочитайте названия колонок. (1. Географическое положение.

2. Климат. 3. Растительный мир. 4. Животный мир. 5. Человеческий фактор.

6. Красная книга. 7. Экология. Самостоятельная работа по учебнику в парах.)

IV. Закрепление и проверка знаний.

- Проверим, что же у вас получилось.

(Работа с картой природных зон. Показывают на карте положение субтропической зоны. Рассматриваем гербарий, обитателей моря. Показ из книги “Деревья”, какие деревья растут в субтропической зоне. Каждой паре я раздам текст. Вам нужно дополнить текст, используя записи из тетради.)

Физминутка на релаксацию зрения (Включить шум моря)

- Прочитайте вывод в конце параграфа. (Один озвучивает.)

- Вернемся к нашим предположениям. Правильными ли были они.

(Лист ватмана на доске. Если правильные предположения, то ставим “+”. Если неправильные – “-”.)

- Что узнали нового? (Дополняем, дописываем. Показ фотографии Черноморского побережья Кавказа. Вывешиваю на доску рядом с остальными природными зонами.)

- Работаем в парах. Выполняем задания в тетради на стр. 34 – 35.

(Работают самостоятельно. Оценивают друг-друга)

V. Вывод по уроку.

- С какой природной зоной познакомились?

- Как объяснить понятие “субтропическая зона”?

- Отличается ли она от зоны пустыни?

- Если отличается, то чем? Можно обратиться к составленной таблице.

- Вернемся к началу урока, который начинали с эпитета. Открыли ли вы для себя что-то новое, удивительное? Что?

VI. Домашнее задание.

- Нарисовать природную зону субтропиков, описать представителей этой зоны.

(Растение или животное) Составить диалог в паре. (Каждая пара тянет жребий)

- В конце урока мне бы хотелось представить вам гостей с Черноморского побережья. Вот они что могут вам рассказать. (Таня рассказывает о чайном кусте. Я показываю его из гербария. Показываю чай из пачки, который мы пьем. Обращаю внимание на то, какой он стает после обработки. Надя рассказывает о мандарине и раздает их. Я загадываю загадку об орехе “Чок-чок-чок рос на ветке сундучок,

Сундучок не простой, сундучок костяной”. Показываю из гербария грецкий орех и тоже раздаю его каждому

- Скажите, у вас появилось желание там побывать?

- Как вы сегодня себя оцените? Поставьте друг другу оценки.

- Урок окончен.