Цели:
- Углублять знания школьников по предмету.
- Развивать познавательную активность детей, их творческое воображение.
- Формировать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся.
- Совершенствовать речь учащихся, развивать умение обмениваться информацией, коммуникабельность.
Оборудование:
- Карточки с изображением следующих предметов: компас, рюкзак, магнитофон, палатка, спички, котелок, верёвка, фонарик, чашка, ложка, термос, ружьё, удочка, рогатка.
- Карточки с изображением следующих животных: бабочка, муравей, жук, паук, волк, лиса, заяц, дятел.
- Плакат, на котором написаны правила поведения в
природе:
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не повреждай ветви деревьев и кустарников.
- Не собирай берёзовый сок. Помни, что это вредит дереву.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не разоряй муравейники.
- Не убивай змей, даже ядовитых.
- Не лови диких животных, даже ядовитых.
- Не разоряй птичьи гнёзда.
- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
- Не шуми в лесу, парке.
- Не оставляй мусор. Помни: бумага будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет - 200 лет, стекло - 1000 лет.
Предварительная работа: Дети разучивают стихотворения Л. Греховой “Доброе дерево”, Е Евтушенко “Берегите Землю”.
ВЕДУЩИЙ. Внимание! Сегодня в весёлое лесное путешествие отправляются команды “Лесные Робинзоны” и “Берендеи”.
В каждой команде две подгруппы: первая подгруппа будет отвечать на вопросы, а вторая подгруппа будет участвовать в конкурсе плакатов. Командам предстоит серьёзное испытание. А в конце конкурса мы определим, какая команда находчивее, дружнее, лучше знает природу и её законы. Поединок будет судить умудрённое опытом и знаниями жюри.
(Ведущий представляет жюри, капитанов команд.)
Команды обмениваются приветствиями.
ВЕДУЩИЙ. Прежде чем вы получите разрешение на путешествие, необходимо проверить, знаете ли вы природу, умеете ли вести себя в природе.
1 этап. РАЗМИНКА.
1 задание
Команды поочерёдно отвечают на вопросы.
- Сок какого дерева сладкий? (Берёза)
Ведущий (добавляет) Высота берёзы достигает 20 метров. Это дерево живёт 100-150 лет.
- Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы)
Ведущий (добавляет) Они более калорийны, чем мясо говядины. Содержат витамины А, В,С,Д.
- Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики, волнушки)
Ведущий (добавляет) Подберёзовики очень быстро растут. По 4-5 см в сутки.
- Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики)
Ведущий (добавляет) В природе насчитывается 96000 видов различных грибов из которых 2/3 составляют грибы очень маленькие, видимые только под микроскопом.
- С прилёта каких птиц мы считаем начало весны? (Грачи)
Когда от нас улетают ласточки? ( В конце августа, начале сентября. Тогда, когда исчезают насекомые, так как ласточки питаются насекомыми)
- Когда от нас улетают утки? (Как только водоёмы покрываются льдом, так как они лишаются пищи)
Ведущий (добавляет) Оказывается, утки и гуси - самые морозостойкие среди птиц. Опыты показывают, что они выносят температуру до - 110 градусов.
- У кого ухо на ноге? (Кузнечик)
2 задание
ВЕДУЩИЙ. Ребята, все вы знаете пословицу “В чужой монастырь со своим уставом не ходи”.
Давайте перечислим правила поведения в природе (по 5 правил от каждой команды).
(Дети по очереди называют правила, комментируя их.)
А теперь познакомимся с правилами, помещёнными на стенде.
(Дети читают правила, обсуждают их)
Конкурс плакатов “Береги природу!”
Постановка проблемы.
ВЕДУЩИЙ. Группе художников необходимо нарисовать плакат, используя представленные правила поведения в природе, а потом рассказать о своём замысле.
Остальные члены команды принимают участие в виртуальном путешествии.
2 этап. ПОДГОТОВКА К ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ.
Задание “Соберись в лес”
Участвует по 1 человеку от каждой команды.
ВЕДУЩИЙ. Ребята, вам необходимо рассмотреть карточки с вещами. Отберите то, что вам потребуется. Свой ответ необходимо будет аргументировать.
Ученикам предлагаются карточки с изображением следующих предметов: компас, рюкзак, магнитофон, палатка, спички, котелок, верёвка, фонарик, чашка, ложка, термос, ружьё, удочка, рогатка.
(Дети выбирают предметы и обосновывают свой выбор. За развёрнутое обоснование добавляют баллы.)
3 этап. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ.
Задание1
Составьте цепь питания, которую можно проследить в нашем лесу.
(Учащиеся составляют цепь питания и обосновывают её.)
КОНКУРС КАПИТАНОВ
ВЕДУЩИЙ. Ребята, сейчас вы познакомитесь с рассказом В. Сухомлинского “Камень”.
Я хочу попросить вас, чтобы вы после знакомства с ним ответили на вопрос, заданный в нем.
Камень.
На лужайке, под развесистым дубом, жил колодец. Много лет он давал путникам воду. Под дубом, у колодца, любили отдыхать путники. Однажды к дубу подошёл мальчик. “А что будет, если я возьму камень и брошу в колодец? Вот, наверное, сильно булькнет?”- подумал мальчик. Он поднял камень и бросил в колодец.
Раздался сильный всплеск. Мальчик засмеялся, убежал и быстро забыл о своей шалости.
А камень упал на дно и закрыл источник. Вода перестала наполнять колодец, и он высох. Высохла трава вокруг, и дуб высох, так как подземные воды ушли в другое место. Перестал вить гнездо соловей. Смолкла соловьиная песня. Тоскливо и пусто стало на лугу.
Прошло много лет. Мальчик вырос, стал отцом, потом дедом.
Однажды он пришёл туда, где когда-то зеленела лужайка, шумел развесистый дуб, манила путников чистая колодезная вода.
Не стало ни лужайки, ни дуба, ни колодца. Лишь желтел песок да ветер разносил тучи пыли.
“Куда же всё подевалось” - подумал дедушка.
В. Сухомлинский
ВЕДУЩИЙ. Уважаемые капитаны, прошу вас ответить на вопрос, заданный В. Сухомлинским “Куда же все подевалось?”
В ответе на вопрос вам необходимо рассказать еще и почему все исчезло.
Задание 2
ВЕДУЩИЙ. Ответьте на проблемный вопрос: “Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?”
Команды обсуждают вопрос.
(В дуплах и кронах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)
ВЕДУЩИЙ. (добавляет) Птиц на Земле - 8500 разных видов. Всех птиц, конечно, никто пересчитать не сможет, но предполагается, что их примерно100 миллиардов. Птицы очень прожорливы. Розовый скворец за день съедает саранчи втрое больше, чем весит сам. За месяц стая скворцов может съесть 100 тонн саранчи! Синичка за день может съесть столько, сколько весит сама. Сова за год ловит 1000 мышей и полёвок. Грач за один день приносит птенцам до 70 гусениц.
Литературная пауза.
Доброе дерево. Л. Грехова
Доброе дерево, старые ветки,
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя?
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.
Лето промчится и перед зимою
Дерево птицам помашет листвою.
Будет потом ему сниться и сниться,
Как по весне возвращаются птицы.
Задание 3 Конкурс эрудитов.
ВЕДУЩИЙ. Отгадайте загадки. Отгадки записывайте.
Загадки для 1 команды.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (Муравей)
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык.
С крыльями, а не птица. (Жук)
Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт. (Паук)
ВЕДУЩИЙ. Прочитайте отгадки и подумайте, кто здесь лишний.
(Паук, т. к. паук- не насекомое.)
Загадки для 2 команды.
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц)
В лесу под шелест и под свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель,
И ставит подпись…” (Дятел)
ВЕДУЩИЙ. Прочитайте отгадки и подумайте, кто здесь лишний.
(Дятел, т. к. он - птица.)
Подведение итогов конкурса плакатов “Берегите землю!”
(Дети показывают плакат и рассказывают о своём замысле)
Подведение итогов мероприятия.
Литературное послесловие.
Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.