Экспериментальная программа нравственно-экологического воспитания "Я и природа"

Разделы: Экология


Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время объяснять никому не надо. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, оставшейся по-детски беззащитной перед … нами.

Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей. Так экологическая ситуация на Урале оказывает воздействие на состояние окружающей среды во Флориде, дыхание Чернобыля ощутили и в некоторых странах Европы.

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращёнными ко всему человеческому сообществу и к каждому из нас – людей, живущих на планете Земля. Но если слово “мир” издревле укоренилось в лексике разных народов, то термин “экология” появился только в 1866 году и до недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И действительно, планета Земля, её природа – материки и океаны, зелёный и животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей, и мастерская, в которой они трудятся, и кладовая жизненно важных и необходимых ресурсов, и источник здоровья, вдохновения. Вот почему сохранение природных основ жизнеобеспечения общества является глобальной, общечеловеческой задачей. Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не приобрели ещё экологическую ориентацию и по-прежнему развёртываются без учёта возможностей и ограничений природы, резко усилились негативные последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия, уменьшение способностей природных компонентов к самовосстановлению, истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных и региональных экологических угроз очень велик.

Нам необходимо многократно умножить усилия по борьбе за нормализацию экологической ситуации на планете, ведь человечество успело так много сломать, испортить, уничтожить в хрупкой конструкции мироздания. Ответственность за восстановление нарушенного экологического равновесия ложится на плечи подрастающего поколения. Иначе не выжить. Будущее за экологически разумным природоиспользованием, экологически нравственными взаимоотношениями, экологически обоснованным образом жизни. Ведь вся история человечества неразрывно связана с историей природы.

Экологическая культура – ёмкое понятие, но её главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.

С одной стороны, “ответная реакция” природы на разрушительные действия даёт мощный толчок, побуждающий, а точнее – вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей, встать на путь выработки экологической культуры.

С другой стороны, процесс формирования и развития экологической культуры становится импульсом духовно-практической деятельности, направленной на преодоление кризисного состояния системы “человек-общество”, на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой.

Подрастающее поколение олицетворяет собой не только ближайшее будущее, но и более отдалённое будущее, и поэтому мы должны быть особенно заинтересованы тем, чтобы это будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь, наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм. Наконец, сегодняшние дети в перспективе – весьма близкой – возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, - ведут к тому, что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности.

Эта потребность побуждает всё новых и новых людей разобраться в экологической обстановке, уяснить причины неблагополучия, осмыслить способы её улучшения, а тем самым “выводит” на экологические знания, стимулирует овладение ими. Эта же потребность побуждает педагогов задуматься о необходимости экологического образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения.

Но экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:

  1. ступенчатый характер:
    • формирование экологических убеждений;
    • развитие экологического сознания и чувств;
    • формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
    • выработка навыков и привычек поведения в природе;
    • преодоление в характере детей потребительского отношения к природе.
  2. длительность;
  3. сложность;
  4. скачкообразность;
  5. активность;

во-вторых, огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

  1. развитие экологического сознания;
  2. формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
  3. выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
  4. воспитание устойчивой воли;
  5. формирование значимых целей экологической деятельности.

Николай Бердяев писал, что будущее народа зависит от него самого, от его воли и энергии, от его творческой силы и от просветлённости его сознания. Учитывая нынешнюю экологически неблагоприятную обстановку в мире, к этим словам можно добавить: “и от его отношения к окружающей среде”. Вот почему экологическое образование, просвещение и воспитание помогут способствовать повышению экологического сознания населения, которое в свою очередь обеспечит широкую социально-правовую и экономическую поддержку охраны окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”, и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы. Многие сейчас твердят, что у нас “плохая экология”, не подозревая даже, что экология – это наука о состоянии окружающей среды – не бывает “плохой” или “хорошей”. А вот состояние окружающего мира не может не вызывать тревоги и опасения. Но ведь обычный мальчишка или девчонка не могут проконтролировать процесс размещения радиоактивных отходов или прекратить “вредное” производство. На мой взгляд, экологическое воспитание следует начинать не в космических масштабах, а … прямо здесь, возле нашего дома. Потому что, только осознав свои личные возможности, научившись решать ближайшие экологические проблемы, человек сумеет задуматься о судьбе мироздания в целом. На решение таких мелких, но зато насущных экологических задач, направлена работа по реализации разработанной мной экспериментальной программы нравственно-экологического воспитания “Я и Природа”.

Цель программы:

  • формирование экологического сознания детей и ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи программы:

  • формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Работа с терминологией:

  • во время каждого занятия любой формы необходимо проведение словарной работы с целью продолжения знакомства с новыми и непонятными словами, обогащения лексикона воспитанников и осознанного употребления терминов в речи.

Формы воспитательной работы, используемые в ходе реализации программы:

  • утренник; игра-путешествие; игра-викторина; познавательная, ролевая, деловая игра,; турнир знатоков; конкурсная программа; познавательно-развлекательный вечер; экологический марафон; ботаническая экскурсия; литературный салон; занятия клуба “Экос”; театрализованное представление; конкурсы и выставки творческих работ; выпуск бюллетеней “С природе с любовью”, “Комнатные растения”, “Причудливый мир природы”; и другие.

Организаторы программы:

  • воспитатели, библиотекарь, актив группы, учителя биологии, экологии, географии.

Участники программы:

  • дети в возрасте от 8 до 16 лет.

Сроки реализации программы:

  • программа рассчитана на 2003-2007 учебные годы.

Условия реализации программы:

  • помещение для проведения занятий, актовый зал, спортивная площадка, костюмы для театрализованных представлений, технические средства.

Воспитательные мероприятия.

2003-2004 учебный год.

№№п\п Форма проведения Наименование мероприятия
1. Викторина “Экологический светофор”
2. Познавательная игра “Крестики-нолики”
3. Устный журнал “Охрана природы Амурской области”
4. Экологический марафон “Земля – наш дом, но не одни мы в нём живём”
5. Конкурс чтецов (по творчеству амурских поэтов) “Русь… Россия… Родина моя”
6. Экологический час “Понимай и люби братьев наших меньших”
7. Ботаническая игра “Волшебный букет”
8. Цикл занятий для младших школьников “Путешествие по стране Экологии”
  1. “Прогулка в лес”;
  2. “представление в цирке”;
  3. “Вода и воздух”;
  4. “Поможем речным жителям”;
  5. “Мир вокруг нас”
9. Деловая игра “Летопись природы родного края”
10. Урок экологии “Природа – кладезь здоровья человека”
11. Ролевая игра – пресс-конференция “Питание. Производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни.”
12. Викторина “Самое-самое в природе. (Растения и животные-рекордсмены)”
13. Викторина “На лесной полянке”
14.

КТД “Земля заветная”

  1. Фотовыставка “Лики природы”;
  2. Смотр-конкурс комнатных растений “Как живёшь, зелёный друг на подоконнике?”;
  3. Викторина “Экологические высказывания известных и не очень людей”;
  4. Игровая программа “Радужные странствия”;
  5. Викторина “Мой дом – моя крепость”;
  6. Решение экологических задач “Если бы да кабы…”;
  7. Литературно-музыкальная композиция “Земля заветная”
15. Игра “Чудо-деревья”
16. Игра-путешествие по станциям “Лесной серпантин”

 

2004-2005 учебный год.

№№п\п Форма проведения Наименование мероприятия
1. Устный журнал “Охранять природу – значит охранять Родину”
2. Беседа “Эколог – профессия будущего”
3. 27 октября – Всемирный день туризма.

Экологическая игра

“Мы идём в поход!”
4. Театрализованная конкурсная развлекательная программа “Вальс листопада”
5. Экологическая сказка “Давайте будем беречь планету”
6. Игра “Поле чудес” “Растения нашего края”
7. Экологическая игра “Природа и экология Приамурья”
8. КВН “В мире животных”
9. Литературный час (по творчеству С.Есенина) “Для зверей приятель я хороший”
10. Деловая игра “Экологический суд богов Олимпа над человеком”
11. 22 марта – Всемирный день воды.

Театрализованное представление

“Всегда и везде человек нуждается в воде”
12. 1 апреля – Международный день птиц.

Турнир знатоков

“Птичьему пенью внимаем с волненьем”
13.

КТД “Давайте будем беречь планету!”

  1. Смотр-конкурс комнатных растений “Как живёшь, зелёный друг на подоконнике?”
  2. Конкурс рисунков “Я хочу дружить с природой”
  3. Конкурс экологического плаката “Наша хрупкая планета”
  4. Викторина “Мир цветов”
  5. Экологическое лото “Флора и фауна”
  6. 7 апреля – Всемирный день здоровья. Ботаническая экскурсия в мир лекарственных растений “Нам от болезней всех полезней”
  7. 22 апреля – Всемирный день Земли. Экологическая сказка “Сердце природы”

 

2005-2006 учебный год.

№№п\п Форма проведения Наименование мероприятия
 

КТД “Осенняя карусель”

 
  1. Парад поделок “Мы из сказок”;
  2. Конкурс природных картин “Осенний натюрморт” (объёмные картины из даров осени);
  3. Выставка аппликаций из листьев “Осеннее разнолистье”;
  4. Выпуск фотогазеты “Осенние фантазии”;
  5. Конкурсная развлекательная программа “Осенний бал”.
2. Игра-викторина “Эти забавные животные”
3. Утренник для младших школьников “Здравствуй, зима!”
4. Сказка на экологический лад “Теремок”
5. Турнир знатоков природы “Полна загадок чудесница природа”
6. Познавательная программа “Экологическая мельница”
7. Конкурс чтецов (по творчеству П.С. Комарова) “Сторонка дальняя моя”
8. Экологический спектакль “Берегите Землю!”
9. Игра-путешествие по народному календарю “Солнцеворот”
10. Утренник для младших школьников “День волшебной воды”
11. Игра “МУР-турнир”
12.

КТД “В защиту живого!”

  1. Смотр-конкурс комнатных растений “Как живёшь, зелёный друг на подоконнике?”
  2. Викторина “Что? Где? Когда?”
  3. День экологической сказки “Прошу прощения, природа”
  4. Экологическое лото “Мир природы”
  5. Экологический спектакль-митинг “В защиту живого!”
13. Познавательно-развлекательный вечер “Лапы, крылья и хвосты”.

 

2006-2007 учебный год.

№№п\п Форма проведения Наименование мероприятия
1. Заседание клуба “Экос” “Использование природной среды человеком охотником и собирателем, землепашцем и пастухом”
2. Заседание клуба “Экос” “Экология человека. Человек в экстремальных ситуациях.”
3. Экологический час “Войди в лес другом”
4. Заседание клуба “Экос” “Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения”
5. Заседание клуба “Экос” “Экологические последствия использования нитратов в сельском хозяйстве”
6. Урок экологии “В Тридевятом царстве”
7. Заседание клуба “Экос” “Город как среда жизни человека и как загрязнитель природы”
8. Заседание клуба “Экос” “Влияние деятельности человека на биосферу. Проблема городских отходов.”
9. Игра-путешествие “Земля – наш общий дом”
10. Заседание клуба “Экос” “Загрязнение воздушной оболочки Земли и его предотвращение”
11. Заседание клуба “Экос” “Проблема загрязнения атмосферы передвижными транспортными средствами”
12. Цикл игр “Поле чудес” “Редкие животные”; “Редкие животные”; “Цветы”
13. Заседание клуба “Экос” “Загрязнение и охрана водных богатств Земли”
14. Заседание клуба “Экос” “Глобальные изменения климата и их возможные последствия”
15. Игра-путешествие “Планета Ботаническая”
16. Заседание клуба “Экос” “Влияние человека на растительный мир и его охрана”
17. Заседание клуба “Экос” “Растительность Приамурья”
18. Познавательная программа “Жители лесного царства, зелёного государства”
19. Заседание клуба “Экос” “Воздействие человека на животный мир и его охрана”
20. Заседание клуба “Экос” “Животный мир Амурской области”
21.

КТД “Как не любить мне эту Землю!”

  1. Смотр-конкурс комнатных растений “Как живёшь, зелёный друг на подоконнике?”
  2. Конкурс рисунков “Как не любить мне эту Землю!”
  3. Игра “Счастливый случай”
  4. Литературный салон “Весна в произведения русских писателей”
  5. Театрализованное представление “Как безмерно оно, притяженье Земли”
22. Заседание клуба “Экос” “Что мы узнали о влиянии человека на окружающую среду”
23. Заседание клуба “Экос” “Экологические проблемы России. Возможные пути их решения.”

Литература, используемая в ходе реализации программы:

  1. Акимушкин И.И. Причуды природы (кн. 1,2). – Москва: Юный натуралист, 1992. – 128 с., иллюстрации;
  2. Амурская область. Опыт энциклопедического словаря /под научной редакцией В.В. Воробьёва и А.П. Деревянко, редактор-составитель Н.К Шульман, - Благовещенск: Амурское отделение Хабаровского книжного издательства, 1989. – 416 с.;
  3. Балабанова В.В. и др. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2003. – 154 с.;
  4. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 125 с.;
  5. Вместе весело играть. Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин, игр для учащихся 6-х классов. /Автор-составитель С.А. Шин. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001. – 192 с., (Серия “Школа радости”);
  6. География Амурской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений /под редакцией Н.Г. Павлюк, 2-е изд., перераб. и доп. – Благовещенск: Издательство ОАО “ПКИ “Зея”, 2005. – 288 с.;
  7. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – Москва: ВАКО, 2006. – 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.);
  8. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов /Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия,1998. – 192 с., иллюстрации – (Серия: “Игра, обучение, развитие, развлечение”);
  9. Земля заветная /Редактор-составитель Л.И. Жук – Минск: Красиково-Принт, 2005. – 128 с.,- (Праздник в школе);
  10. Комаров П.С.Избранное /Предисловие Ю. Шестаковой. – Хабаровск: Книжное издательство, 1992. – 256 с., иллюстрации;
  11. Кугач А.Н., Турыгина С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы /Художник Селиванов А.А. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000. – 192 с., иллюстрации – (После уроков);
  12. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ /под редакцией Е.И. Ромашовой. – Москва: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.;
  13. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов /Составители Тарабаринова Т.И., Ёлкина Н.В.. художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000. – 208 с., иллюстрации. – (Серия: “Игра, обучение, развитие, развлечение”);
  14. Прикосновение. Сборник стихов белогорских поэтов. – Белогорск: ООО “Телекомпания “Видеосервис”, 2004. – 377 с., с фото и иллюстрациями;
  15. Прядко К.А. Понятия и определения: Экология /Словарик школьника. – Санкт-Петербург: Издательский дом “Литера”, 2006. – 64 с.;
  16. Растения леса /Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – Москва: Дрофа, 2005. – 63 с., иллюстрации. – (Твой первый атлас-определитель) и др.