Моральные качества личности имеют большее значение, чем интеллектуальные достижения.
А. Эйнштейн.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.
Воспитание учащихся – одна из важнейших задач школы. На разных этапах развития общества она решалась по-разному. В последние десятилетия в результате процессов, произошедших в нашем обществе, обесценились идеологические основы воспитания. Свою актуальность и действенность потеряли прежние ценностные установки и нормы жизни, исчезли ясные представления о том, какие идеи, принципы и направления следует положить в основу воспитательной работы учителя в новых социальных условиях жизни. В сложившихся современных условиях отечественная педагогика предлагает построение системы образования, в основу которой положены два следующих принципа:
- воспитание у учащихся убеждения в том, что наиболее важны общечеловеческие ценности;
- преобразование учебных программ таким образом, чтобы на основе преподаваемого материала эффективно формировать личность ученика.
Организуя процесс обучения, учитель должен наряду с сообщением новых знаний и формирования у учащихся умений и навыков учебного труда, развивать у них
- высокие моральные качества (коллективизм, гуманизм, честность, добросовестность);
- любовь и гордость за свою Родину;
- гражданственность, активную жизненную позицию;
- осознание своего долга перед обществом;
- добрые взаимоотношения между собой и Землёй.
Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот социокультурный материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.
Основными направлениями воспитательной деятельности учителя по приобщению учащихся к ценностям научного познания на материале школьной физики и через них формирование их личности, адекватной современным условиям, сводятся к следующему:
во-первых, надо обосновать научное, философское и методологическое значение учебного материала, показать его важность;
во-вторых, необходимо раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности;
в-третьих, важно проанализировать ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных- физиков и физиков- инженеров.
Методику, позволяющую реализовывать эти направления в процессе преподавания физики, можно представить в виде двух основных частей: приобщение учащихся к ценностям культуры на материале самого курса физики и формирование гуманистических ценностей на примере взаимодействия человека и науки.
При этом в первой части методики ставятся и решаются следующие воспитательные задачи.
1. Формирование мировоззренческих, методологических и общенаучных представлений о физике как науке.
При изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований у учащиеся формируются представления о том, как добываются, обосновываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и её значимости для человека. Мир физических знаний и представлений приобретает культурную ценность.
2. Приобщение к познавательным ценностям.
Говоря о распространении радиоволн в атмосфере, учитель знакомит учащихся с существовавшим представлением о том, что огибание волнами поверхности Земли обязано только их дифракции. Однако выдвинутая английским учёным О. Хевисайдом гипотеза о наличии ионосферы позволила правильно объяснить это явление. Использование данного факта позволяет мировоззренчески подойти к изучению Земли, осознать факт реальной сложности в исследовании природных явлений, осуществить психологическую подготовку школьников к творческой деятельности в будущем.
3. Приобщение к эстетическим ценностям.
Изучая на уроках опыты Кулона, Фарадея, Герца, Лебедева, обращаем внимание учащихся, как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы.
4. Формирование представлений о практической ценности физики как науки и учебного предмета.
Освещая на уроках крупнейшие технические изобретения, знакомя с образцами решения технических задач, мы даём представление о плодотворности союза учёного и инженера.
5. Формирование “ноосферного мышления”.
Обращение на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе позволяет объяснить учащимся губительное последствие для всего человечества нарушение условий внедрения и применения технических разработок. На конкретных примерах показываем школьникам, что может физика как наука и учебный предмет дать им лично (знания, методы, подходы, оборудование) для ответственного и эффективного участия в решении проблем экологии.
Вторая часть методики воспитания на уроках физики основана на использовании идеи человеческого фактора как определяющего начала в функционировании науки. При этом ставится задача систематически применять материал о творчестве учёных и инженеров для формирования личности ученика. Методическую работу целесообразно подчинить решению следующих воспитательных задач.
1. Знакомство учащихся с творчеством классиков науки и техники как средством воспитания и самореализации личности.
При использовании такого вида материала необходимо учитывать следующее:
- объём сведений должен быть минимальным;
- материал нужно органически связать с изучаемым на уроке вопросом;
- сообщаемые факты должны быть яркими, впечатляющими, нести большой воспитательный заряд, их следует подбирать таким образом, чтобы они вызывали определённые переживания: одобрение, осуждение, восхищение, радость, гнев и т.п. В этом случае более активно пробуждаются и формируются нравственные чувства и убеждения;
- желательно так подать материал, чтобы ученик был вынужден поставить себя на место учёного в момент принятия им важного решения; это позволит мысленно прожить фрагмент жизни учёного, сделаться как бы соучастником события;
Вопрос, изучаемый на уроке | Примеры, относящиеся к биографиям известных учёных. |
Естественная радиоактивность | Известно исключительное бескорыстие Пьера Кюри. Он дважды решительно отвергал предложенные ему ордена и знаки отличия, вместе с женой М.Кюри отказался от патента на изобретённый ими способ получения радия, хотя это сулило материальные блага. Когда было подмечено биологическое действие лучей радия, П.Кюри, будучи увлечённым исследованиями, подверг свою руку облучению для того, чтобы непосредственно наблюдать и изучать это действие. В результате он получил рану, похожую на ожог и постепенно увеличивающуюся; залечить её удалось лишь через несколько лет. В моральном кодексе П.Кюри первой заповедью было: “людям, а не себе”. Нобелевскую премию он и его жена потратили на организацию лечения радием. |
Искусственная радиоактивность | Фредерик Жолио-Кюри - национальный герой Франции; его дела уже при жизни стали легендой. На всех производило впечатление его лицо с умными проницательными глазами, его способность быстро схватывать мысли собеседника, убеждённость и принципиальность всех его высказываний. |
Физика низких температур | П.Л.Капица - лауреат Нобелевской премии, гордость отечественной науки. Учёный обладал незаурядным научным талантом, удивительным чувством нового, умел видеть новое во множестве разных ситуаций и всегда был готов помочь молодым исследователям. Много внимания уделял академик П.Л.Капица проблемам экологии. Одной из них он считал сохранение озера Байкал. Ведь проблема Байкала – одновременно и проблема сохранения жизни на Земле. Он писал: “Ограниченное количество пресной воды, которым располагает человечество, со временем будет одним из основных факторов, тормозящих рост населения на Земле. Хорошая пресная вода- большая ценность, и к ней нужно относиться очень осторожно, поэтому Байкал нужно беречь не только как уникальное и прекрасное явление природы, но к нему надо ещё относиться особо осторожно, как к наибольшему в мире запасу исключительно чистой воды”. |
Элементы квантовой физики | Академик И.Е.Тамм – отечественный физик - сочетал в себе непреклонность и мягкость. Круг друзей и учеников Игоря Евгеньевича получал от него не только физические идеи и проблемы, но и неугасающий моральный импульс отзывчивости, сердечности, человечности. |
Атомная техника | Незаурядна личность легендарного физика И.В.Курчатова. Он был человеком дела, всегда настойчивым и требовательным; при этом доступным людям. Его характеру были присущи ответственность, принципиальность, необычайная человечность в соединении с глубоким внутренним патриотизмом. Учитель и друг Курчатова академик А.Ф.Иоффе писал: “Это был неповторимый учёный, целиком преданный своему делу, талантливый исследователь природы, безграничный патриот своей Родины, отдавший ей всего себя. Железный в своих требованиях к себе и своему делу, Игорь Васильевич был верным другом, трогательно заботившимся о своих товарищах и сотрудниках. Его неизменная доброта и дружеский юмор в жизненных переделках многим облегчили жизнь”. |
Атомная физика | Академик Андрей Дмитриевич – один из
создателей отечественной водородной бомбы.
Работая в “команде”, создававшей это
смертоносное оружие огромной всепроникающей
силы, он осознал глобальную гибельность этого
открытия, пришёл к выводам, которые разошлись с
тогдашними политическими установками. О
высочайшем авторитете мирового масштаба
учёного-физика А.Д.Сахарова, о влиянии его идей на
мировую общественность можно судить по
высказываниям бывших президентов двух стран: президент США Дж.Буш: “Все мы, кто знал его, никогда не забудем его мужество и преданность идеалам свободы. В самые тяжёлые моменты своей борьбы за права человека он воплощал в себе всю честность и достоинство человеческого духа”. президент Франции Ф.Миттеран: “Сахаров останется в памяти как человек, будивший совесть, как неутомимый защитник человеческого достоинства”. |
Обращаясь на уроках физики к материалам, связанным с биографиями, анализируя их, учащиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности, знакомятся с алгоритмами успешной работы в своей профессии и в итоге вырабатывают свои суждения о научной деятельности, научном знании и науке в целом. Всё это положительно влияет на усиление активности учеников на уроках физики, побуждает их к ответственному изучению программного материала.
2. Формирование нравственных позиций применительно к науке, научным знаниям и природе.
На примерах раскрытия нравственных установок и норм научной деятельности А.Эйнштейна, Н.Бора, И.Е.Тамма, Л.Д.Ландау, А.Д.Сахарова и других известных учёных-физиков у школьников формируются представления о приоритете нравственных устоев личности.
3. Развитие эмоционально-ценностного мышления на примере взаимодействия науки и искусства.
Применение на уроках физики элементов искусства целесообразно проводить по трём основным направлениям:
- показ на конкретных примерах художественного отображения сведений о фундаментальных научных открытиях,
- раскрытие роли художественного поэтического начала в творческой деятельности учёных
- сопоставление образов учёного и художника в их творчестве, позволяющее ученикам судить о существовании определённого сходства двух видов человеческой деятельности и применять эти представления в своей жизни.
4. Формирование критического мышления при анализе антинаучных и мистических настроений.
Знакомство учеников с историческими фактами, свидетельствующими о разгадке и непредвзятом объяснении мистических явлений, анализ наиболее популярных в современном обществе “таинственных” явлений с применением знаний из школьного курса физики, формирование у учащихся критического восприятия разнообразных “чудес”. Школьники приучаются мыслить здраво и научно, в определённой степени вырабатывают в себе критическое отношение к миру явлений, событий и суждениям о них.
5. Развитие ценностных представлений о человеке, как составной части природы и как объекте физического познания.
При решении этой задачи подчёркивается значимость представлений, связанных с существованием и функционированием человеческого организма, обосновывается необходимость учёта основных параметров жизнедеятельности человека в повседневных условиях и при экологическом кризисе.
Эффективные методы воспитания у учащихся патриотизма, любви и гордости за свою Родину относятся:
1. Показ выдающегося вклада отечественных учёных в развитие науки.
2. Рассказ о большом вкладе отечественных изобретателей в развитие техники.
3. Иллюстрация патриотизма выдающихся учёных и изобретателей нашей страны. В жизни и деятельности многих из них проявлялась высокая гражданственность, мужество и патриотизм. А.С. Попов отклонил предложения американцев переехать в Америку. П.Н.Яблочков выкупил во Франции свой патент на электрическую лампу накаливания и передал его в дар России, всеми силами содействуя тому, чтобы “русским светом” владела в первую очередь его родина.
4. Подчёркивание гражданственности и активной жизненной позиции прогрессивных учёных. П.Н.Лебедев в знак протеста против преследования студентов за свободомыслие покинул Московский университет, где им была создана первоклассная физическая лаборатория и большая научная школа.
5. Формирование у учащихся уважительного отношения к труду, упорства в преодолении трудностей на примерах деятельности выдающихся учёных. И.В.Курчатов, возглавивший создание первых атомных реакторов и первой отечественной атомной бомбы, коллеги в шутку называли за неисчерпаемую энергию и неутомимость в работе “атомным котлом”. Именно благодаря своему трудолюбию, целеустремлённости и настойчивости Курчатову удалось проложить путь к атомной энергетике, достичь больших успехов: с его именем связаны пуск первого в Европе циклотрона, строительство ускорителей элементарных частиц, атомных электростанций, создание установки, предназначенной для отработки способов магнитного удержания плазмы.
Анализ хороших результатов воспитательной деятельности творчески работающих учителей показывает, что они пользуются следующими способами ознакомления учеников с достижениями отечественной науки и техники, жизнью и деятельностью выдающихся учёных, которые могут служить примерами лучших человеческих качеств.
- Включение фрагментов о жизни и научных поисках учёных в объяснения учителя при изучении соответствующих тем курса физики.
- Привлечение на уроки высказываний великих людей. Их можно заимствовать из книги “В мире мудрых мыслей” (М.; Знание, 1962)
- Сообщения учащихся на учебных занятиях о жизни и деятельности выдающихся деятелей науки и техники.
Рассматривая различные физические явления и их закономерности, сравниваем их с нашей человеческой жизнью, как бы переносим их туда. Эти аналогии тоже дают хороший результат. Изучаем электрический ток в газах. Разбираем явление ионизации, говорим, что она осуществляется за счёт электронов. Задаём вопрос: “А что же делают положительные ионы? Бездельничают? Нет, они не бездельничают, они также вносят свою лепту в общее дело, работают, только по-своему- выбивают электроны с поверхности катода. Причём, оказывается, без них не обойтись: они поддерживают самостоятельный разряд. Так и в человеческом обществе каждый должен вносить свой вклад в общее дело- кто что умеет, каждый на своём месте, но обязательно честно и добросовестно.
- Проведение учебных конференций, занятий, посвященных вопросам истории науки и техники, а также новейшим научно-техническим достижениям, связанным с изучением определённых тем школьного курса физики.
- Проведение вечеров, посвященных юбилейным датам учёных и инженеров.
Составной частью школьного физического вечера служат конкурсы знатоков истории и викторины, их можно делать комплексными, а можно проводить по отдельным разделам физики. Учащихся нужно предупредить о предстоящем соревновании, его условиях, порядке организации, методике оценки ответов.
Материал для викторин.
Выдающиеся люди о выдающихся физиках.
- Кого академик С.И. Вавилов назвал “подлинным виртуозом и чародеем физического эксперимента”? (Американского физика Роберта Вуда, завоевавшего мировую известность своими работами по физической оптике)
- О жизни какого физика А.Эйнштейн сказал, что она – “драгоценное произведение искусства”? (О жизни создателя классической электронной теории Лоренца)
- О каком русском учёном наш великий поэт А.С.Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что “он, лучше сказать, сам был первым русским университетом”? (О М.В.Ломоносове)
- О каком физике А.Г.Столетов говорил: “Значение его в качестве международного учителя ни для одной страны (кроме родной ему Германии) не было так велико, как для России”? (О немецком естествоиспытателе Г.Гельмгольце)
- Кому посвящены следующие слова М.Планка: его имя “блещет на вратах классической физики”? (Замечательному английскому физику Максвеллу – создателю теории электромагнитного поля)
- Какому будущему известному американскому физику, изучавшему греческий язык и мечтавшему стать филологом, было предложено заняться преподаванием физики, так как “кто хорошо усваивает греческий, может преподавать физику”? (Р.Милликену – ставшему потом лауреатом Нобелевской премии за работы по измерению элементарного электрического заряда)
Физики в борьбе за мир. Физики и война.
Журнал “Физика в школе”, №3, 1993 г.,стр.56
Крупнейшие физики мира.
Журнал “Физика в школе”, №3, 1993 г.,стр.57
- Выпуск стенгазет, посвящённых юбилейным датам.
- Рекомендация учащимся научно-популярных книг, освещающих жизнь учёных и изобретателей.
Оформление альбома “Азбучные истины”.В нём на каждую букву алфавита записано краткое остроумное высказывание, связанное с физикой или техникой и обладающее глубоким воспитательным воздействием. Вот два примера из этой азбуки.
“Бессмертие тока”. На холоде проводник теряет сопротивление. Вблизи абсолютного нуля он становится сверхпроводником, так что, если его замкнуть в кольцо, ток по нему будет течь бесконечно. Почти бесконечно. Многие тысячи лет. На холоде всё хорошо сохраняется. Но для чего себя сохранять на холоде и в кольце? Ничего не осветить, никого не согреть, всю жизнь идти по кругу и по одному маршруту и не сделать ничего, что положено сделать? А только и делать, что себя сохранять…Зачем? Вот это уже непонятно.
“Порог слышимости”. Он различен для разных людей и их состояний. В состоянии горя плохо слышны звуки радости. В состоянии радости плохо слышны звуки горя. А в состоянии полного благополучия человек слышит только себя и больше ничего не слышит. Хорошо ли это?
- Показ добрых взаимоотношений людей с Землёй.
Проиллюстрируем это на разделе “Физика атома и атомного ядра”. Ни одно из открытий XX века не оказало такого влияния на нашу жизнь, как ядерная физика. Её достижения нашли широкое применение в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, биологии и медицине. Но многие технологические применения стали порождать широкую волну неприязни и протеста. Целесообразно начать и закончить изучение этой темы небольшим исследованием- проведением анкетирования, которое поможет учащимся определить своё понимание общественных проблем, связанных с применением ядерной физики, а также оценить свои знания и их развитие. Цель такого анкетирования- показать, как недостаток информации у людей по данной проблеме приводит к появлению либо беспечных настроений, либо неоправданного страха. Вопросы желательно разделить на три группы:
I – включающие знания о ядерной физике (например, атом- наименьшая частица вещества в природе; все атомы данного вещества одинаковые; изотопы данного вещества имеют одинаковые химические свойства; физики используют радиоактивные элементы для обнаружения и ликвидации технологических неполадок и др.)
II – имеющие личностное отношение (например, тело человека обычно содержит в себе некоторое количество радиоактивных элементов; необходимо избегать электромагнитных излучений при любых условиях; тело человека способно почувствовать радиоактивное излучение)
III – имеющие общественную значимость (например, атомные электростанции являются единственным типом электростанций, которые создают большую угрозу здоровью, обществу и окружающей среде; телевизионные трубки всегда дают опасное электромагнитное излучение; радиоактивные отходы можно сделать нерадиоактивными, наибольшим источником радиоактивного загрязнения являются атомные электростанции; атомные электростанции более дешёвы и выгодны, чем тепловые и др.)
Форма ответов - да, нет, затрудняюсь ответить. Проанализировав свои ответы, учащиеся отмечают для себя, насколько они продвинулись в знаниях и понимании общественной значимости рассматриваемой проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Веками складывалась традиция, сохранившаяся до наших дней: учащихся надо учить; давая им знания, надо воспитывать. Поэтому учитель должен вдумчиво, уважительно, ненавязчиво, но целеустремлённо руководить учебно-воспитательной деятельностью учащихся. Каждый учитель физики вправе выбрать любой из возможных вариантов обучения или создать свой собственный, учитывающий местные условия, в которых работает, особенности класса, свои собственные интересы, важно лишь, чтобы при этом соблюдались общие требования к учебному процессу:
- целенаправленное, планируемое, контролируемое и оцениваемое воспитание отдельных качеств личности школьников через содержание обучения;
- организация учебного процесса таким образом, чтобы растущий и развивающийся ученик смог осуществить свою главную потребность - стать полноценной личностью.
ЛИТЕРАТУРА.
- В.В.Большунов, г. Троицк Челябинской области, “Несколько приёмов воспитания учащихся”, журнал “Физика в школе”, №4, 1991 г.
- Г.С.Ковалёв, методист- физик, сотрудник НИИ АПН, “Идеи педагогики мира”, журнал “Физика в школе”, №6, 1990 г.
- Ю.А.Королёв, г. Тамбов, “Нравственное воспитание учащихся на историческом материале”, журнал “Физика в школе”, №1, 1999 г.
- А.В.Усова, Челябинский государственный педагогический университет, “О воспитании гражданственности и нравственности в процессе обучения физике”, журнал “Физика в школе”, №3, 2003 г.
- Л.М.Фридман, Москва, НИИ общей и педагогической психологии АПН, “Новый аспект педагогического мышления: главная цель – воспитание учащихся в процессе обучения”, журнал “Физика в школе”, №3, 1989 г.
- Р.Н.Щербаков, Эстония, г. Таллинн, “Воспитание при обучении физике”, журнал “Физика в школе”, №8, 2002 г.