Литературное чтение (по программе Л.В. Занкова). Интегрированный урок в 3-м классе "Сравнение языка разных видов искусства: литературы, живописи и музыки"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • помочь детям “увидеть”, “услышать”, “почувствовать” ветер, различие его характера;
  • сравнить язык поэзии, живописи, музыки;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать наблюдательность;
  • прививать интерес к различным видам искусства, любовь к родной природе.

Оборудование.

1. Портреты:

  • М. Исаковский
  • А. Пушкин
  • П. Чайковский
  • А. Вивальди

2. Загадки о ветре (написаны на доске).

Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его.

- Что это?

- Ветер.

- Какой он?

- Злой.

Неизвестно где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.

Что это? Какой он? (озорник).

Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь угадать?

Какой он? (Игрун, весельчак).

3. Репродукции картин:

  • А.А Рылов “Зелёный шум”
  • И.И. Левитан “Свежий ветер”

4. Видеокассета (Ридерз Дайджест. Очарование классических концертов Антонио Вивальди).

Ход урока

Читаем, 5-минутка-разминка.

Отгадайте загадки и узнайте, о чем мы будем говорить сегодня.

(Читают дети).

Что такое ветер с точки зрения окружающего мира?

- Ветер – это движение, поток воздуха.

Какая это речь?

- Научная.

А загадки, стихотворения – это какая речь?

- Художественная.

Какие литературные приемы делают речь художественной?

- Эпитеты, сравнения, олицетворения.

Что создают поэты в стихотворениях?

- Художественный образ.

Вот мы и посмотрим, как поэты, художники и композиторы создали образ ветра.

Сначала мы обратимся к творчеству А.С. Пушкина и М.В. Исаковского.

Что вы знаете об этих поэтах?

(Дети делают сообщения).

Я читаю отрывок из сказки А.С. Пушкина “Ветер…” (с. 23).

Кто автор? Из какой сказки?

- А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”.

Какой ветер мы увидели в этом отрывке?

- Могучий, мощный, смелый, свободный, сильный.

Какие слова надо выделить голосом, что бы слушатель почувствовал образ ветра?

(Читают 2 ученика)

Кто лучше передает образ ветра? Почему? Докажи.

А теперь давайте посмотрим, каков ветер в стихотворении М.В. Исаковского.

Я читаю (с. 23).

Какие слова помогают нам представить образ ветра в этом стихотворении?

- Глаголы, “молодые крылья”.

- Ветер молодой, любопытный, любознательный, общительный, озорной, игривый, свободный.

(Дети читают выразительно).

В чем сходство (различие) образов ветра у А.С. Пушкина и М.В. Исаковского?

- Сходство – свободный.

- Различие – Пушкин – мощный; Исаковский – легкий, молодой, озорной, игривый.

Какие художественные средства используют поэты для создания художественного образа?

- Эпитеты, олицетворение.

Физкультминутка.

(Дети встали, подняли руки-ветви вверх и, раскачиваясь, делают наклоны в стороны – ветер качает деревья).

А теперь мы обратимся к творчеству художников Аркадия Александровича Рылова и Исаака Ильича Левитана.

Аркадий Александрович Рылов (1870 – 1939) – русский живописец, график, пейзажист.

Исаак Ильич Левитан (1860 -1900) – русский художник, пейзажист.

Что такое пейзаж?

- Изображение природы?

Как называется картина А. Рылова?

Что значит “зеленый шум”?

- Шелест листвы.

Как художник передал зрителю этот зеленый шум?

- Композиция. Движение веток, облаков, воды, паруса яхт. Краски.

Как называется картина И. Левитана?

Что значит “свежий” ветер? Синоним.

-Чистый, прохладный.

Как художник передал зрителю запах, свежесть ветра?

- Голубое небо, белые облака, синяя вода. От воды веет свежестью.

А вот как выглядит Волга на фото. Сравнение с картиной.

Что общего?

- Реалистично.

Можно ли сказать, что художники, как поэты, использовали олицетворение? Почему?

- Нет, они создали реалистичные образы.

Только ли художника можно назвать художником? Что означает выражение – “художник в своем деле”?

- Это означает, что хороший специалист, он творчески подходит к своему делу.

А может ли композитор создать образ ветра? Как?

С. 26.

Какие инструменты могу в этом участвовать?

- Сильный, порывистый – фортепиано

-  Легкий – скрипка

П.И. Чайкоский и А. Вивальди создали музыкальный цикл “Времена года”.

(Дети делают сообщения о композиторах).

Звучит музыка А. Вивальди “Весна” (на видеокассете Ридерз Дайджест. Очарование классических концертов Антонио Вивальди.)

7 нот, а сколько звуковых оттенков!

Вывод:

В чем сходство и различие языка литературы, живописи и музыки?

Различие:

Литература – языковые средства (слова)

ИЗО - композиции, цвет

Музыка – звуки.

Сходство:

Красиво, это наша родная планета, которую надо беречь, украшать, любить бескорыстно как это сделал лирический герой в стихотворении М. Исаковского “Вишня”.

(Читает учитель и дарит каждому ученику печатный экземпляр стихотворения).

Самооценка.