Цели и задачи:
- помочь детям “увидеть”, “услышать”, “почувствовать” ветер, различие его характера;
- сравнить язык поэзии, живописи, музыки;
- развивать речь учащихся;
- развивать наблюдательность;
- прививать интерес к различным видам искусства, любовь к родной природе.
Оборудование.
1. Портреты:
- М. Исаковский
- А. Пушкин
- П. Чайковский
- А. Вивальди
2. Загадки о ветре (написаны на доске).
Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его.
- Что это?
- Ветер.
- Какой он?
- Злой.
Неизвестно где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
Что это? Какой он? (озорник).
Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь угадать?
Какой он? (Игрун, весельчак).
3. Репродукции картин:
- А.А Рылов “Зелёный шум”
- И.И. Левитан “Свежий ветер”
4. Видеокассета (Ридерз Дайджест. Очарование классических концертов Антонио Вивальди).
Ход урока
Читаем, 5-минутка-разминка.
Отгадайте загадки и узнайте, о чем мы будем говорить сегодня.
(Читают дети).
Что такое ветер с точки зрения окружающего мира?
- Ветер – это движение, поток воздуха.
Какая это речь?
- Научная.
А загадки, стихотворения – это какая речь?
- Художественная.
Какие литературные приемы делают речь художественной?
- Эпитеты, сравнения, олицетворения.
Что создают поэты в стихотворениях?
- Художественный образ.
Вот мы и посмотрим, как поэты, художники и композиторы создали образ ветра.
Сначала мы обратимся к творчеству А.С. Пушкина и М.В. Исаковского.
Что вы знаете об этих поэтах?
(Дети делают сообщения).
Я читаю отрывок из сказки А.С. Пушкина “Ветер…” (с. 23).
Кто автор? Из какой сказки?
- А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”.
Какой ветер мы увидели в этом отрывке?
- Могучий, мощный, смелый, свободный, сильный.
Какие слова надо выделить голосом, что бы слушатель почувствовал образ ветра?
(Читают 2 ученика)
Кто лучше передает образ ветра? Почему? Докажи.
А теперь давайте посмотрим, каков ветер в стихотворении М.В. Исаковского.
Я читаю (с. 23).
Какие слова помогают нам представить образ ветра в этом стихотворении?
- Глаголы, “молодые крылья”.
- Ветер молодой, любопытный, любознательный, общительный, озорной, игривый, свободный.
(Дети читают выразительно).
В чем сходство (различие) образов ветра у А.С. Пушкина и М.В. Исаковского?
- Сходство – свободный.
- Различие – Пушкин – мощный; Исаковский – легкий, молодой, озорной, игривый.
Какие художественные средства используют поэты для создания художественного образа?
- Эпитеты, олицетворение.
Физкультминутка.
(Дети встали, подняли руки-ветви вверх и, раскачиваясь, делают наклоны в стороны – ветер качает деревья).
А теперь мы обратимся к творчеству художников Аркадия Александровича Рылова и Исаака Ильича Левитана.
Аркадий Александрович Рылов (1870 – 1939) – русский живописец, график, пейзажист.
Исаак Ильич Левитан (1860 -1900) – русский художник, пейзажист.
Что такое пейзаж?
- Изображение природы?
Как называется картина А. Рылова?
Что значит “зеленый шум”?
- Шелест листвы.
Как художник передал зрителю этот зеленый шум?
- Композиция. Движение веток, облаков, воды, паруса яхт. Краски.
Как называется картина И. Левитана?
Что значит “свежий” ветер? Синоним.
-Чистый, прохладный.
Как художник передал зрителю запах, свежесть ветра?
- Голубое небо, белые облака, синяя вода. От воды веет свежестью.
А вот как выглядит Волга на фото. Сравнение с картиной.
Что общего?
- Реалистично.
Можно ли сказать, что художники, как поэты, использовали олицетворение? Почему?
- Нет, они создали реалистичные образы.
Только ли художника можно назвать художником? Что означает выражение – “художник в своем деле”?
- Это означает, что хороший специалист, он творчески подходит к своему делу.
А может ли композитор создать образ ветра? Как?
С. 26.
Какие инструменты могу в этом участвовать?
- Сильный, порывистый – фортепиано
- Легкий – скрипка
П.И. Чайкоский и А. Вивальди создали музыкальный цикл “Времена года”.
(Дети делают сообщения о композиторах).
Звучит музыка А. Вивальди “Весна” (на видеокассете Ридерз Дайджест. Очарование классических концертов Антонио Вивальди.)
7 нот, а сколько звуковых оттенков!
Вывод:
В чем сходство и различие языка литературы, живописи и музыки?
Различие:
Литература – языковые средства (слова)
ИЗО - композиции, цвет
Музыка – звуки.
Сходство:
Красиво, это наша родная планета, которую надо беречь, украшать, любить бескорыстно как это сделал лирический герой в стихотворении М. Исаковского “Вишня”.
(Читает учитель и дарит каждому ученику печатный экземпляр стихотворения).
Самооценка.