Урок математики в 1-м классе "Состав чисел 1–10. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знание состава числа
  • закрепить правила счёта
  • отработка счёта в пределах 10

Оборудование:

  • иллюстрации Емели на печи, водяного, Марьи- царевны
  • иллюстрации рыбок и щуки
  • брёвна через реку
  • домики для проверки знаний состава числа (для каждого ученика)
  • “ромашка” с цифрами для каждого ученика
  • иллюстрации лягушек
  • карточки с набором чисел от 1 до 10 для каждого ученика
  • мячик
  • иллюстрации кочек с заданиями

Ход урока

1. Работа над правилами счёта.

- Отгадайте загадку: “По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра”.

- Из какой сказки этот фрагмент?

- Как звали главного героя этой сказки?

Сегодня мы отправимся в путешествие вместе с Емелей. (На доске появляется Емеля на печи. )

- На чём путешествовал Емеля?

- Какой сказочный персонаж ему помогал?

На доске появляются картинки 7 рыбок, из них одна щука.

- Сосчитайте, сколько рыб на доске?

Учитель считая вместе с детьми допускает ошибки.

- Какие правила счёта вы знаете?

- Какие ошибки при счёте нельзя допускать?

- Найдите среди рыбок щуку.

- Вспомните, какие волшебные слова она подарила Емеле?

- Перевернём рыбок: “По щучьему велению, по моему хотению…”.

- Какой знак стоит в конце этой фразы?

- Почему?

- Продолжите эту фразу соседу.

- Сосчитайте, сколько слов в этом предложении.

- Положите столько же палочек.

- Что можно сказать о рыбках и палочках?

- Сделайте так, чтобы палочек было на 1 больше (на 1 меньше).

- Что вы сделали?

- Как уравнять?

- Чей сосед сделал всё правильно?

- Похлопайте своему соседу.

2. Счёт от 1 до 10.

- Произнесём волшебные слова и отправимся в путь. “По щучьему велению, по моему хотению” отправляйся печка в путь.

- На пути у печи быстрая река. Чтобы её переехать нужно построить мост. А для этого брёвна нужно положить по порядку. (Ученик у доски выкладывает брёвна через речку по порядку от 1 до 10. )

- Остальные учащиеся раскладывают числа от 1 до 10 на своих рабочих местах. (У ребят карточки с числами, у некоторых – не все числа. )

- Сравните свою работу с работой… .

- Прочитайте числа.

- У кого пропущены числа, выйдите к доске и найдите это число в кассе чисел.

- Встаньте в ряд в обратном порядке. (от 10 к 1)

- Прочитайте.

- Переехали речку, можно и отдохнуть: поиграть в математический волейбол.

Игра с мячом.

- Назови самое маленькое двузначное число.

- Назови соседей числа 6.

- Назови предыдущее число у числа 9.

- Назови последующее число у числа 3.

- Назови самое большое однозначное число.

- Соседями какого числа являются числа 7 и 9.

- Назови число, которое обозначает отсутствие предметов.

- Поднимите руку, кто остался доволен своей работой на этом этапе урока?

- Почему?

3. Физ. минутка.

- Щука дарит вам минутку отдыха.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

4. Состав числа.

“По щучьему велению, по моему хотению…” отправляйся печка в путь.

- Ребята, кто нас здесь поджидает?

На доске появляется водяной.

- Кто такой водяной?

- Где его можно встретить?

- С кем дружит?

- Вспомните и пропойте песенку водяного из мультфильма.

- Какие сказочные числа вы знаете? (3, 7)

- Посмотрите, какой грустный водяной. Он не знает, как разместить лягушек по этажам.

- Помогите водяному. Пододвиньте к себе домики и разместите числа по этажам. (Работа над составом числа. )

- Как получились числа 3 и 7?

- Кто правильно выполнил задание водяного?

Водяной разрешает нам проехать дальше, но вот незадача. Мы не знаем, по каким кочкам идти можно, а по каким нельзя.

- Для этого надо выполнить задание. Переворачивайте кочки и выполняйте задания.

Один ученик работает у доски, а остальные работают с “ромашками” цифр. (У доски ученики меняются. )

8=5+…
4=2+…
9=6+…
10=8+…
5=4+…
6=2+…

- Если попалась кочка (череп и кости),чтобы не утонуть, нужно выполнить индивидуальное задание от водяного:

Прыгни столько раз, сколько рыбок плавало в начале урока в реке.

Хлопни столько раз, сколько кочек мы прошли до этой кочке.

- Ну вот мы с вами прошли ещё одно трудное испытание.

- Кто доволен своей работой?

- Почему?

5. Решение примеров.

“По щучьему велению, по моему хотению…” отправляйся печка в путь.

- К кому навстречу спешил Емеля?

- Какой была Марья- царевна?

- Опять она расстроена. Никак не может решить примеры. Помогите ей.

(У детей карточки.)

1 2 3 4 5 6
о а с и п б

7- 4=3 с
2+3=5 п
8- 6= 2 а
1+2=3 с
9- 5=4 и
7+1=8 б
6- 5=1 о

- Какое же слово у вас получилось?

- Все сказочные герои говорят вам спасибо за помощь.

6. Подведение итогов.

- Какими вы сегодня проявили себя на уроке?

- Какое задание показалось наиболее интересным?

- Что было труднее всего выполнять?

- Кто в течение путешествия больше всех помог Емеле?