Цели:
- закрепить знание состава числа
- закрепить правила счёта
- отработка счёта в пределах 10
Оборудование:
- иллюстрации Емели на печи, водяного, Марьи- царевны
- иллюстрации рыбок и щуки
- брёвна через реку
- домики для проверки знаний состава числа (для каждого ученика)
- “ромашка” с цифрами для каждого ученика
- иллюстрации лягушек
- карточки с набором чисел от 1 до 10 для каждого ученика
- мячик
- иллюстрации кочек с заданиями
Ход урока
1. Работа над правилами счёта.
- Отгадайте загадку: “По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра”.
- Из какой сказки этот фрагмент?
- Как звали главного героя этой сказки?
Сегодня мы отправимся в путешествие вместе с Емелей. (На доске появляется Емеля на печи. )
- На чём путешествовал Емеля?
- Какой сказочный персонаж ему помогал?
На доске появляются картинки 7 рыбок, из них одна щука.
- Сосчитайте, сколько рыб на доске?
Учитель считая вместе с детьми допускает ошибки.
- Какие правила счёта вы знаете?
- Какие ошибки при счёте нельзя допускать?
- Найдите среди рыбок щуку.
- Вспомните, какие волшебные слова она подарила Емеле?
- Перевернём рыбок: “По щучьему велению, по моему хотению…”.
- Какой знак стоит в конце этой фразы?
- Почему?
- Продолжите эту фразу соседу.
- Сосчитайте, сколько слов в этом предложении.
- Положите столько же палочек.
- Что можно сказать о рыбках и палочках?
- Сделайте так, чтобы палочек было на 1 больше (на 1 меньше).
- Что вы сделали?
- Как уравнять?
- Чей сосед сделал всё правильно?
- Похлопайте своему соседу.
2. Счёт от 1 до 10.
- Произнесём волшебные слова и отправимся в путь. “По щучьему велению, по моему хотению” отправляйся печка в путь.
- На пути у печи быстрая река. Чтобы её переехать нужно построить мост. А для этого брёвна нужно положить по порядку. (Ученик у доски выкладывает брёвна через речку по порядку от 1 до 10. )
- Остальные учащиеся раскладывают числа от 1 до 10 на своих рабочих местах. (У ребят карточки с числами, у некоторых – не все числа. )
- Сравните свою работу с работой… .
- Прочитайте числа.
- У кого пропущены числа, выйдите к доске и найдите это число в кассе чисел.
- Встаньте в ряд в обратном порядке. (от 10 к 1)
- Прочитайте.
- Переехали речку, можно и отдохнуть: поиграть в математический волейбол.
Игра с мячом.
- Назови самое маленькое двузначное число.
- Назови соседей числа 6.
- Назови предыдущее число у числа 9.
- Назови последующее число у числа 3.
- Назови самое большое однозначное число.
- Соседями какого числа являются числа 7 и 9.
- Назови число, которое обозначает отсутствие предметов.
- Поднимите руку, кто остался доволен своей работой на этом этапе урока?
- Почему?
3. Физ. минутка.
- Щука дарит вам минутку отдыха.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладони три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
4. Состав числа.
“По щучьему велению, по моему хотению…” отправляйся печка в путь.
- Ребята, кто нас здесь поджидает?
На доске появляется водяной.
- Кто такой водяной?
- Где его можно встретить?
- С кем дружит?
- Вспомните и пропойте песенку водяного из мультфильма.
- Какие сказочные числа вы знаете? (3, 7)
- Посмотрите, какой грустный водяной. Он не знает, как разместить лягушек по этажам.
- Помогите водяному. Пододвиньте к себе домики и разместите числа по этажам. (Работа над составом числа. )
- Как получились числа 3 и 7?
- Кто правильно выполнил задание водяного?
Водяной разрешает нам проехать дальше, но вот незадача. Мы не знаем, по каким кочкам идти можно, а по каким нельзя.
- Для этого надо выполнить задание. Переворачивайте кочки и выполняйте задания.
Один ученик работает у доски, а остальные работают с “ромашками” цифр. (У доски ученики меняются. )
8=5+…
4=2+…
9=6+…
10=8+…
5=4+…
6=2+…
- Если попалась кочка (череп и кости),чтобы не утонуть, нужно выполнить индивидуальное задание от водяного:
Прыгни столько раз, сколько рыбок плавало в начале урока в реке.
Хлопни столько раз, сколько кочек мы прошли до этой кочке.
- Ну вот мы с вами прошли ещё одно трудное испытание.
- Кто доволен своей работой?
- Почему?
5. Решение примеров.
“По щучьему велению, по моему хотению…” отправляйся печка в путь.
- К кому навстречу спешил Емеля?
- Какой была Марья- царевна?
- Опять она расстроена. Никак не может решить примеры. Помогите ей.
(У детей карточки.)
1 2 3 4 5 6 о а с и п б
7- 4=3 с
2+3=5 п
8- 6= 2 а
1+2=3 с
9- 5=4 и
7+1=8 б
6- 5=1 о
- Какое же слово у вас получилось?
- Все сказочные герои говорят вам спасибо за помощь.
6. Подведение итогов.
- Какими вы сегодня проявили себя на уроке?
- Какое задание показалось наиболее интересным?
- Что было труднее всего выполнять?
- Кто в течение путешествия больше всех помог Емеле?