Цели: ознакомление с особенностями творительного падежа, развитие умения правильно употреблять существительные в творительном падеже, развитие орфографической зоркости.
1. Повторение пройденного.
- Что такое склонение?
- Заполним таблицу (Дети заполняют разрезную таблицу падежей, вопросов и слов-помощников до Т. п. )
2. Сообщение темы урока.
- На какие вопросы отвечают существительные в Т. п. ?
- Что же обозначает это падеж?
- Кем работают ваши родители? (Продавцом, няней, охранником). Значит, Т. п. обозначает лицо, которым совершается действие.
- Мы тоже на уроках труда делаем поделки, чем при этом пользуемся? (Ножницами, ватой, газетой) Значит, обозначает Т. п. –инструменты.
- А когда вы делали свои работы, почему они получались разные? (Творит каждый по своему)
- Поэтому падеж и называется творительный , творить и будет слово – помощник.
3. Закрепление.
Упражнение: “Используй предлоги”
Л. тел … (поле), с. дел … (дерево), стояла … (дом), дружить … (Петя), з. шёл … (Лена), л. жал … (камни).
4. Словарная работа.
- В начале урока мы говорили о профессиях ваших родителей, есть ещё одна, может, кто-то знает, как называют специалиста по возделыванию сельскохозяйственных культур?
- Запишем в словарики: агроном, агрономия, агрономический (комплекс).
5. Развитие речи.
Откроем учебник на стр. 65. Можно ли этого мальчика назвать агрономом? Составим устно текст по картинке. Предложение одно запишем и разберём. (Агроном Славка укрывал пшеницу отцовским зонтом. )
6. Итог урока.
- На какие вопросы отвечают существительные в Т. п. ?
- С какими предлогами употребляются?
- Каким членом предложения бывают?
7. Д /з с. 65 № 138.