Программа "Технология организации сотрудничества родителей и социума с детьми дошкольного возраста в творческой мастерской «Архитектор»"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Программа

“Технология организации сотрудничества родителей и социума с детьми дошкольного возраста в творческой мастерской “Архитектор” является попыткой решить проблему создания системы поддержки и стимуляции увлечённости взрослых и детей процессом игрового и трудового взаимодействия в рамках создания проекта “Мой любимый Белый Яр” для успешного обучения детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Конструирование и моделирование в этом открывает большие возможности для развития воображения, фантазии и умственного воспитания детей. Совершенствуются технические навыки и умения: умение использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа. Работа по конструированию направлена на совершенствование имеющихся у детей действий наглядного пространственного моделирования объектов. Одновременно создаются условия для развития у детей творческого конструирования. Совершенствуются познавательные действия, появляется способность преобразовывать конструкцию в уме, создавать задуманный образ. Особое значение придается составлению и соотнесению схематических изображений построек, макетов в трех проекциях (вид спереди, сбоку, сверху). Это приучает детей видеть предмет с позиции, объединяя проекционные образы в уме. В детской работе прежде всего следует ценить то, что ребенок заранее обдумывает, что он хочет создать и настойчиво добивается результата. Специальное внимание уделено познанию детьми одного из видов деятельности – макетированию.

Макет – это результат конструктивно творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макет может быть: напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках – подиумах и т. д).

Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры. В удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует выразительности речи.

Тесна связь макетирования и математики. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др. Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме, материалом способствует развитию внешних чувств. Активизирует мелкую моторику рук. К макетированию привлекаются родители, они помогают собрать различный необходимый материал (природный и бросовый), принимая при этом самое активное участие.

Уверена, что макетирование займет достойное место в процессе творческой деятельности детей и родителей в детском саду. В играх и занятиях конструированием дети приобретают определенные знания, которые необходимы при подготовке к школе, что является главной задачей “Программы воспитания в детском саду”.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки для игры, для украшения, для подарка и т.д.), поэтому они должны соответствовать своему назначению. А.С. Макаренко подчеркивал, что игры с игрушками – материалами, из которых он конструирует, “ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру”.Сооружая коллективные постройки (школа, детский сад, улица), дети учатся работать сообща, объединять свои постройки в соответствии с единым замыслом.

Цель: Создание технологии организации сотрудничества с родителями и социумом детей старших групп в творческой мастерской “Архитектор”.

Основные принципы:

  1. Принцип добровольности участия.
  2. Принцип сотворчества-участия всего коллектива педагогов и родителей в поисках новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по конструированию и моделированию.
  3. Принцип результативности, гарантия положительного результата.

Задачи:

  1. Активизировать деятельность родителей для сотрудничества с детьми в создании творческого проекта “Мой любимый Белый Яр”.
  2. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения наблюдений, споров, дискуссий и совместной творческой деятельности.
  3. Создавать условия для овладения различными способами продуктивной деятельности (чертежи, создание макетов, фотовыставок, аппликаций, оригами, конструирования и т.д.); умение оперировать понятиями, которые будут встречаться в процессе создания проекта “Мой любимый Белый Яр”.
  4. Побуждать доставлять радость и хорошее настроение от совместной деятельности и полученного результата.
  5. У меть ориентироваться в пространстве посёлка, знать его достопримечательности, привить чувство любви и гордости к “малой Родине”.

Проблемная ситуация:

Дети должны хорошо ориентироваться в своем посёлке, не теряться: Архитектрик (сказочный персонаж) предлагает построить макет посёлка и совершить по нему путешествие.

Участники проекта:

Педагоги, родители, дети старших групп, социум посёлка.

Ожидаемые результаты:

  1. Максимальное привлечение родителей и социума к совместной деятельности.
  2. Увлечённость и заинтересованность участников проекта.
  3. Любовь и уважение к родному посёлку, умение ориентироваться в нём.

Как избежать:

  1. Предоставление насыщенной информации для родителей (уголок для родителей), мастер – класс, письма на предприятия, совместные “посиделки”.
  2. Стимулирование и поощрение родителей через благодарственные письма, участие в конкурсах, на выставках, с местными СМИ.

Содержание проекта

1 этап

Заходит милиционер с очень забавным гостем (тот весь в слезах). “Этот гражданин с Вашего садика?” – обращается он к воспитателю. Все, глядя на гостя, удивились и хором ответили: “нет”. Гость был очень интересной и необычной внешности: с одним глазом, с трубками в ушах. Воспитатель спросила у гостя его имя, тот ответил: “ Ку-куня” и похлопал ладонями по коленям. В процессе беседы выяснилось, что Ку-куня заблудился в тот момент, когда искал дорогу в наш детский сад, для того, чтобы принять участие в создании проекта “Мой любимый Белый Яр”. Он хотел научиться строить сам и научить этому жителей своей планеты. Как помочь, как успокоить гостя с другой планеты, ведь он ничего не умеет!

Дети успокоили Ку-куню, предложили свою помощь. И вот он в мастерской “Архитектор”!!....

На этом этапе дети получают различные интригующие сообщения от незнакомцев, вернуть им Ку-куню. Но вернуться домой Ку-куня обещает только после того, как научится конструировать дома. Связь будет через записки, послания, посылки, возможны взаимные посещения друг друга. Игра- викторина “ Что, где находиться ”. Видеофильм о посёлке Белый Яр.

2 этап

Ку-куня принимает предложение детей поработать в творческой мастерской “Архитектор”, они вместе придумали девиз “Научился сам – помоги другому”.

Приготовили альбом-летопись, где будут храниться все трудовые достижения, которые будут достигнуты участниками проекта.

3 этап

Дети и Ку-куня продолжают посещать объекты посёлка с целью ознакомления. Делают фотографии, рисунки, лепят, слагают и поют песни, играют в различные игры, участвуют в соревнованиях, конкурсах, праздниках. Перед ними стоит задача – лучше узнать свой поселок, его постройки, местонахождение объектов и их назначение. Создают макет посёлка.

4 этап

Педагог приглашает всех в мастерскую “Архитектор” на презентацию макета “Мой любимый Белый Яр”, жителями которого станут дети, педагоги, родители. На празднике будут подведены итоги о жизни в мастерской за прожитый год. Дети обмениваются впечатлениями, просматривают “Альбом-летопись”. В награду и благодарность дети и взрослые получат заслуженные призы (символические ключи от школы; спортивного комплекса; сувениры от Дома творчества; витамины из местной поликлиники и т.д.).