Урок географии по системе Л.В. Занкова "Пустыни"

Разделы: Начальная школа


Тема урока была сообщена детям заранее. Подготовка к нему шла по группам. Детям предлагался готовый материал, кроме того, учащиеся самостоятельно ищут дополнительную литературу. На уроке применялась групповая форма работы.

Цели и задачи:

  • познакомить детей с самым жарким климатическим поясом, растительным и животным миром этого пояса;
  • совершенствовать работу с картой, умение работать со словарем;
  • развивать внимание, наблюдательность;
  • учить делать выводы; воспитывать любовь ко всему живому на Земле, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • карта природных зон мира;
  • гербарий (саксаул, песчаная акация, полынь, селин, верблюжья колючка, гребенщик, песчаная осока, тюльпан, ирис, мак, злаки, хлопчатник);
  • картинки “Оазис в пустыне”, “Песчаные пустыни”, “Каменистые пустыни”;
  • предметные картинки с изображением верблюда, варана, джейрана, кулана, черепахи, тушканчика, кобры;
  • толковые словари Н.М.Неусыповой;
  • видеомагнитофон, видеофильм;
  • выставка книг.

1. Организационный момент.

- Сегодня мы отправляемся в экспедицию с нашими научно-исследовательскими группами. Нам предстоит побывать в самом жарком климатическом поясе, исследовать условия жизни, познакомиться с флорой и фауной, узнать, чем занимается население.

Давайте познакомимся с нашими группами: исследователи климатических условий, исследователи растений, исследователи животных, экологи.

2. Постановка темы урока.

Что же это за самый жаркий климатический пояс, ответьте на мой вопрос, послушав стихотворение.

Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом
И плотном, как мёд,
Жёлтая птица
Неслышно плывёт.

- Вы, конечно, уже догадались, что речь пойдет о… пустыне. Почему же ей дали такое странное название? ( свободные высказывания детей)

- Где на карте мы должны искать пустыни, что будет служить ориентиром? (северный и южный тропики)

- Назовите крупные пустыни мира.

(Южная Америка – пустыня Атакама,

Африка – Сахара, Ливийская пустыня, Калахари,

Евразия - Каракумы, Гоби,

Австралия – Большая песчаная пустыня, пустыня Виктория)

3. Составление плана урока.

- Для изучения пустынь предлагаю вам план сегодняшнего урока. Прочтите.

  1. Занятия населения пустынь.
  2. Растения пустынь.
  3. Животные пустынь.
  4. Климатические условия пустынь.

- Согласны вы с ним? Почему? (Дети объясняют свой выбор, выстраивая логическую цепочку: климатические условия, растения пустынь, животные пустынь, занятия населения пустынь.)

4. Основная часть урока.

1. Изучение климатических условий в пустыне.

- Чем же пустыни привлекли путешественника Ибн Батута и его команду? (Свободные высказывания детей.)

- А сейчас послушаем наших исследователей климатических условий.

  • Поверхность пустыни может быть песчаной, холмистой, здесь встречаются большие холмы из песка. Это барханы. Барханы постоянно передвигаются под действием ветра. Иногда они достигают высотой до 8метров. (Просмотр видеофрагмента “Барханы, их передвижение”.)

- Какие чувства вызвал у вас увиденный отрывок фильма?

  • Пустыня может быть глинистой, её поверхность в основном ровная. Летом глина от жары растрескивается на отдельные плитки, которые очень твёрдые. И в песчаной, и в глинистой пустынях встречаются засоленные участки почвы, их называют солончаками.
  • Лето в пустыне продолжается 5 месяцев. Температура днём доходит до +40, +50 в тени. А поверхность земли нагревается до +70, +80 (в раскалённом песке можно испечь яйцо). Однако в глубине температура почвы +10, +20.
  • Ночи в пустыне прохладные, так как глина и песок быстро остывают. Часто за всё лето не выпадает ни капли дождя, он испаряется, не долетев до земли.
  • Реки в пустынях не имеют притоков. А некоторые даже никуда не впадают, так как теряются в песках и пересыхают.

- Сухость, обилие света, жара. Вроде всё так похоже на экваториальный климатический пояс. Почему же так редко встречаются растения? (мало влаги)

2. Изучение жизни растений пустынь.

- Да, очень мало влаги. Только ранней весной пустыня покрыта яркими цветущими растениями. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки, везде ковер из злаков (демонстрация гербария). Но не пройдёт и месяца, как пустыня примет унылый вид. Вот поэтому растения в пустыне не образуют сплошного покрова, а растут пучками, редкими кустиками. Летом в пустыне можно встретить только растения, способные переносить длительную жару.

Послушаем группу исследователей растений пустынь. Слушайте внимательно и по окончании выступления ответьте на вопрос, как растения в пустыне приспособились к жизни?

  • Саксаул – дерево пустыни. Ствол у него крепкий, как кость, и тяжёлый. У белого саксаула вместо листьев чешуйки, а у чёрного совсем нет листьев. Саксауловые леса не дают тени, в них не спрячешься от палящего солнца.
  • В марте, в период цветения, деревца стоят, будто обсыпанные пшеном, жёлтыми мелкими цветами. Осенью у саксаула созревают плоды, которые ветер разносит по пустыне. Попав в почву, они за 2-3 дня прорастают. Тоненький зелёный росток растёт очень медленно, зато корешок за осень вытягивается на целый метр.
  • Верблюжья колючка – это кустарник высотой до 50 см. Всё лето, даже в самый сильный зной, она ярко-зеленая. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Является кормом для верблюдов.
  • Гребенщик – это кустарник высотой до 5 метров. Образует заросли в пустынях. Древесина гребенщика является хорошим топливом. А также пригоден для разных поделок. Гребенщик специально разводится людьми, как декоративный кустарник.
  • Песчаная акация – дерево, высотой до 10 метров. Она укрепляет подвижные пески, используется в качестве топлива, а также при строительстве колодцев

- Как растения приспособились к жизни в пустынях? (Длинные корни, мелкие листья, вместо листьев чешуйки и колючки.)

Самостоятельная работа в группах.

- На ваших столах лежат по 4 растения (гербарии). Рассмотрите их и найдите лишнее. Объясните свой выбор. Отвечать будет руководитель группы. (Лишние – береза и клен, так как широкие листья испаряют много влаги, ель и пушица – нуждаются в большом запасе влаги.)

Песчаная акация. Солянка. Солянка. Песч. акация.
Гребенщик. Саксаул. Аристида. Полынь.
Верблюжья колючка. Верблюжья колючка Полынь. Солянка.
Береза. Ель. Клён. Пушица.

3. Изучение жизни животных пустынь.

- Итак, мы узнали, что растительный мир пустынь довольно скуден. А значит и животный мир будет не богат. Почему? (Мало пищи.)

- Рассмотрите животных, обитающих в пустыне. Назовите их.

Можно ли по внешним признакам догадаться, что они живут в пустыне? (окраска)

Как животные приспособились к жизни, предоставим слово исследователям животных пустынь. Но сначала догадайтесь, о ком пойдет речь, отгадав загадку.

Сколько важности в походке!
По пустыне сковородке,
По колючкам босиком
Кто идёт с горбом-мешком?

У верблюда широкие подошвы, благодаря которым он не проваливается в зыбкий песок, и мозоли, чтобы не обжигать ноги. Такие же мозоли у него и на коленях, чтобы удобнее было отдыхать в пути. От горячего воздуха голову и тело верблюда защищает воздух, сохраняющийся между волосками шерсти. А узкие ноздри позволяют дышать даже во время песчаных бурь.

Лапки кенгуру,

Тельце мыши,

Уши осла,

Хвост льва.

Тушканчик – прыгающее животное. У него задние лапы в 4 раза длиннее передних. Тушканчики ведут ночной образ жизни, живут в норах, на зиму залегают в спячку. Питаются они семенами, листьями и стеблями трав, выкапывают корни. А некоторые из них поедают мелких насекомых.

Старый пень,

На пне – верёвка
Завязалась без узла.
Не вспугни её неловко –
Может укусить верёвка…
Развязалась – уползла.

Кобра. Длина её тела достигает 1,5 м. Она ведёт дневной образ жизни, нападая на ящериц, птиц, грызунов. Укус кобры опасен. Человек, которому не была своевременно оказана медицинская помощь, погибает через несколько часов. Но в то же время их яд идёт на приготовление лечебных препаратов.

Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге.
Голова торчит да ноги.

Степная черепаха живёт среди зарослей саксаула, полыни. Она долго может обходиться без воды, получая её с сочными кормами. Когти у степной черепахи тупые и широкие, ими она легко роет землю, когда устраивает норы. Плавать не умеет, так как нет плавательных перепонок, как у болотной. С наступлением засухи и во время зимних холодов черепахи впадают в спячку.

В траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост оторвёт –
Другой наживёт.

Варан – самая крупная ящерица. Он достигает до 2м в длину. Убежищем для варанов служат старые норы грызунов или собственные норы глубиной до 4м и больше, в которые они прячутся в самые жаркие часы. Бегают вараны довольно быстро, нападая на грызунов, птиц, змей, молодых черепах. Зиму проводит в спячке. Занесены в Красну книгу.

- Что такое Красная книга? Почему “Красная”? (свободные высказывания детей)

- Как животные приспособились к условиям жизни в пустыне? (защитная окраска тела; большую часть года проводят в спячке – черепаха, тушканчик, ящерица; могут подолгу обходиться без воды – верблюд, суслик; достигают добычу бегом – джейран, кулан)

4. Пустыня и человек.

- Людям также приходится приспосабливаться к условиям жизни в пустыне. Они прокладывают оросительные каналы, чтобы напоить сухую землю. И всё-таки в пустыне в пустыне человек предпочитает оазисы, эти ничтожно маленькие островки жизни в безбрежном океане пустыни.

Оазис – это, прежде всего зелёные перистые кроны финиковых пальм. Для жителей пустыни – это и пища, и строительный материал: листьями кроют крыши, из них плетут верёвки. Это стройное и мощное дерево высотой до 30 м даёт тень.

  • Главное богатство пальмы – финики. Взрослое дерево даёт до 40 кг фиников и плодоносит в течение 100 лет. Финики можно назвать “хлебом” пустыни. Их едят сырыми, варёными, жареными, вялеными. А в некоторых отдельных районах они до сих пор заменяют деньги.

- Построив каналы, люди подвели во многие районы воду. Поэтому стало возможным земледелие. Появились сады, поля, виноградники. А самое распространённое культурное растение – хлопчатник (демонстрация гербария).

Но самым старинным занятием населения пустынь является животноводство.

  • Верблюд – самое выносливое и неприхотливое домашнее животное. Для него не нужно заготавливать корм и строить помещение: он питается любыми травами, и круглый год может жить под открытым небом, не страдая ни от жары, ни от холода.

- В народе говорят: “Верблюд поит, кормит, одевает”. Как вы понимаете это выражение? (свободные высказывания детей)

- А сейчас цифры для вас.

  • Верблюдица даёт до 15 л густого жирного молока в день. Каждый год со взрослого верблюда снимают около 12 кг тончайшей длинной шерсти. От одного верблюда можно получить до 250 кг мяса и 10 кг сала. Из шкуры верблюда изготовляют прочную кожу для обуви. Верблюд поит, кормит, одевает человека да ещё перевозит по любому бездорожью.

- На пастбищах разводят также овец и коз. Особенно ценные породы овец дают красивые шкуры – знаменитый на весь мир каракуль. Ребята, как вы думаете, люди, живущие в пустыне, любят её? (Свободные высказывания детей.)

Средь скудных пастбищ,
Опалённых солнцем,
Неведом человеку плеск струи прохладной,
В местах суровых эти люди всем обделены:
Земля не плодоносит здесь
И птицы камни, а не ягоды клюют.

5. Изучение экологических связей пустыни.

- Но в последние годы люди стали замечать в пустынях немало опасных для природы изменений. Слово нашим экологам.

  • Мелеют реки, наступают пески. Почему это произошло? Оказывается, для орошения из рек забирали слишком много воды. Причём расходовали неэкономно, выливали на поля в 2 раза больше воды, чем нужно для роста растений. Если так будет продолжаться и дальше, так, например, Аральское море скоро исчезнет совсем с лица Земли.
  • Больше стало в пустынях подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки. А причина, вот какая: скот подолгу пасут на одних и тех же пастбищах, и животные полностью съедают растения, которые закрепляют пески. К тому же люди заготавливают на дрова саксаул.

- Осваивая пустыни, люди должны очень заботливо относиться к их удивительной природе. Так в некоторых пустынях созданы заповедники. Что такое “заповедник”? Посмотрим в наши толковые словари. (Работа со словарём.)

  • В пустыне Каракумы находится Репетекский заповедник. В одних местах здесь заросли саксаула, а в других – огромные пространства сыпучих песков. Учёные подсчитали, в этом заповеднике примерно 200 видов растений, а животных ещё больше. Одних только жуков 300 видов.
  • Здесь же живут животные, которые попали на страницы Красной книги. Это стройная антилопа-джейран, гигантская ящерица-варан, известная всем змея-кобра.
  • В пустынях немало лекарственных растений. Одно из них – цитварная полынь. Но это растение заготавливали в таких больших количествах, что оно стало редким и тоже внесено в Красную книгу.

- Используя природу, надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вреда.

5. Обобщение.

- А сейчас задание на внимание. Прочтите внимательно текст и найдите допущенные смысловые ошибки:

Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённые камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать: “Что же делать дальше?” Наконец сообразили: построили из саксаульных брёвен плот и благополучно достигли на нём ближайшего селения.

- Для чего мы выполняли это задание? (Свободные ответы.)

6. Итог урока.

- Что особенно понравилось на уроке?

- Что бы хотели выполнить ещё раз?

- О чём хотите ещё услышать?

- Прекрасен мир живой природы. Люди – часть природы. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом высоком смысле этого слова.

7. Домашнее задание.

- По желанию приготовить сообщение на тему “О заповеднике Каракумы” или составить кроссворд по теме “Животные пустыни”. Урок окончен. Спасибо всем за работу.