Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Математика


Организационные формы общения: индивидуальная, парная, коллективная.

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Умножение и деление десятичных дробей”.

2. Развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, способности к самоконтролю.

3. Воспитывать интерес к математике, дисциплинированность учащихся, ответственное отношение к учебному труду.

Структура.

I. Оргмомент, постановка целей урока.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Мотивационная беседа.

IV. Игровая проблемная ситуация - игровой замысел.

V. Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этом этапе обучения.

VI. Физкультминутка.

VII. Подведение итогов игры и урока.

VIII. Домашнее задание.

IX. Рефлексия.

Оформление:

1. Портрет Ю. А. Гагарина.

2. Карта созвездий.

3. Глобус.

4. Таблица для решения задач на движение.

5. Модели куба, прямоугольного параллелепипеда.

6. Мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Постановка целей урока.

Учитель. Как важны для человека знания! Я думаю, что вы, дорогие мои, хорошо понимаете. Я знаю, вы будете сегодня на высоте и проявите свою смекалку, находчивость, а главное свои знания. Ребята, сегодня у нас последний урок по теме “Умножение и деление десятичных дробей”, чем мы будем заниматься? Сформулируем цели урока.

(Учащиеся сообщают цели урока.)

Запишите число и тему урока.

(приложение 1)

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель.

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке,

от неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, слова из сказки “12 месяцев”,

Казнить нельзя, помиловать” и “Казнить, нельзя помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

14,28

142,8

1,428

Что общего и какая разница у этих чисел?

Разминка

6 : 0,5 =

38,4 : 9,6 =

19,61* 100 =

1080 * 0,1 =

В каждом задании сформулируйте правило умножения и деления десятичных дробей. Запишите задания в тетрадь.

Ответы к устным упражнениям учитель записывает на экране через запятую.

12, 4,

1961,

108.

3. Мотивационная беседа.

Учитель.

Сегодня урок у нас необычный, попробуем расшифровать ответы: 12 - число, 4 - месяц, 1961 - год, вспомните, что произошло в этот день? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы видите эти числа?

12 апреля 1961 года осуществлен первый полет в космос, его выполнил на космическом корабле Юрий Алексеевич Гагарин.

Этот полет показал практическую возможность покорения человеком космоса.

А что может означать число 108, может быть, кто-то знает? (Первый полет длится 108 минут).

Надеюсь, что вы уже поняли, наш урок будет посвящен космосу.

В этот день на космодроме Байконур бывает праздник, представим, что нас с вами тоже пригласили туда.

4. Игровой замысел.

Мы в центре управления полетом, на экране монитора видны космонавты, находящиеся сейчас на орбите, в этот момент с ними осуществляется связь и вдруг. . . Экран погас, а затем появилась на нем карта звездного неба, и все услышали голос.

Голос. Мы инопланетяне, наша планета находится в созвездии Скорпиона, как называется ваша планета? Расскажите о ней.

5. Игровые действия.

Учитель. Как же называется наша планета, какую форму она имеет? Земля, шар . Наша планета единственная, где есть суша и вода (с геометрической фигурой шар мы познакомимся в 6 классе, а о созвездии Скорпиона поговорим на уроках астрономии в 11 классе), а сейчас послушаем следующий вопрос.

Голос. Как вы передвигаетесь по суше? Какая у вас зависимость между временем, скоростью и расстоянием?

1. Как можно найти путь, если известны: скорость и время?

2. Как можно найти скорость, если известны: расстояние и время?

3. Как можно найти время, если известны: скорость и расстояние?

Ученикам предлагается работа по карточкам.

  v T S
1   0,8 мин 1,92 м
2 0,6 м/мин 2,8 мин  
3 10,4 км/ч   19,16 км

Учащиеся проверяют выполненное задание.

Голос. Как вы передвигаетесь по рекам? Как учитывается скорость течения реки? Как найти скорость движения по течению реки, против течения?

Учитель. Катер шел по течению 2,4 часа, а против течения 0,6 часа. Какой путь прошел катер за все это время, если его собственная скорость 38 км/ч, а скорость течения 1,8 км/ч?

Голос. Какой формы ваше жилище? Как найти его объем?

Учащиеся работают с раздаточным материалом. На парте у каждого модели куба, прямоугольного параллелепипеда.

Учитель. Измерить стороны и вычислить объем каждой фигуры.

Голос. А как на вашей планете укрепляют здоровье?

Учитель. Ребята, давайте мы покажем!

6. Физкультминутка.

Раз согнуться – разогнуться,
Два нагнуться – подтянуться.
Три в ладошки, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять, шесть тихо сесть.
Семь, восемь, лень отбросим!

Голос. Какую форму имеют участки, на которых выращиваются сады? Найдите их площадь.

Учащиеся работают с раздаточным материалом. На парте у каждого геометрические фигуры: квадрат и прямоугольник. Их размеры одинаковые.

Учитель. Требуется выполнить измерения для квадрата и прямоугольника; вычислить их площади; соответствующие записи сделать в тетради.

Проверка ответов ведется устно.

7. Подведение итогов игры.

Голос. Что означает словосочетание “среднее арифметическое чисел”?

Учитель. Ребята, давайте мы покажем!

Дети показывают сценку “Среднее арифметическое”. (приложение 2)

Голос. Благодарим за информацию, ждем в гости! СПАСИБО!

Учитель. Значение десятичных дробей в жизни велико. “С их помощью” строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют порой сотые доли секунды. Значение десятичных дробей трудно переоценить.

8. Домашнее задание.

Обращается внимание на записанное домашнее задание.

№ 1487 (а,б,в,г), № 1488 (в,г), № 1499.

Дома придумать рекламу десятичным дробям, стихотворение, загадку, сказку о десятичных дробях, составить кроссворд, ребус. Ваши творческие работы будем рассматривать на следующих уроках.

9. Рефлексия.

- Оцените степень сложности урока. Вам было на уроке:

  • легко;
  • обычно;
  • трудно.

Проводится беседа о новой форме урока; о том, что нового узнали.