Искусство - это особый вид человеческой деятельности, который развивается по своим специфическим законам. Законы развития искусства должны лечь в основу уроков восприятия в курсе ИЗО и музыки. Данный урок соответствует всем требованиям программы и задачам образования на современном этапе; спроектирован с учётом обязательного минимума содержания общего образования по изобразительному искусству и музыке. Межпредметная интеграция способствует эмоционально-эстетическому восприятию учащимися произведений духовного содержания, даёт представление о нравственных вечных ценностях. А компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.
Использование презентаций:
- открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как изобразительного искусства, так и музыки;
- обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении;
- дает возможность увеличить объем нового материала на уроке и сократить время на его объяснение;
- активизирует процесс обучения.
Цель методической разработки – ознакомить с системой изложения учебного материала, показать, где и каким образом можно применять на уроке разработанные слайды. Сегодня уже общепринято, что использование учебных фильмов, компьютерных технологий и дидактических игр в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество знаний и умений. Показ слайд-фильма сопровождается пояснениями.
Слайд 1
Человек неразрывно связан с природой, он часть её. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, художников, композиторов. Творческий процесс одинаков при создании живописного, музыкального или литературного образа. Художественный образ создается лишь тогда, когда реальный объект эмоционально воздействует на художника, когда творец включает свой “внутренний слух”, пытается перенести свои внутренние ощущения, эмоциональную оценку на язык красок, звуков, слов. В. Окуджава очень ёмко выразил суть творческого процесса:
Каждый пишет, что он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
Уроки ИЗО – это прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для учащегося является своеобразной реализацией своих возможностей. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Познавая музыкальные сочинения, учащиеся должны обращать внимание не только на их внешнюю форму, а и на содержательную сторону, на мировоззренческую позицию автора, на его отношение к тому предмету, который запечатлен в музыке. В развитии творческих способностей учащихся необходимо использование всех возможностей, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие по картинной галерее, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок, через восприятие и понимание музыки.
Слайд 2
Цели урока:
Обучающий аспект урока:
- Учить детей наблюдать за красотой зимней природы;
- Учить соблюдать в изображении пропорции, размер;
- Учить достигать соотнесение содержания музыкального произведения с духовным мироощущением учащихся.
Слайд 3
Воспитательный аспект:
- Воспитывать эстетические чувства у учащихся;
- Формировать учебную деятельность через развитие интереса и решение познавательных задач;
- Воспитывать правила организации и аккуратности на рабочем месте.
Слайд 4
Развивающий аспект:
- Развивать чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании;
- Развивать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на красивое в жизни с помощью изобразительного искусства и музыки.
Слайд 5
Оборудование и материалы:
Зрительный ряд:
- Репродукции картин художников: А. А. Борисов “Зимний пейзаж”;
- Г. И. Попов “Лунная ночь. Ряженные”;
- И. И. Шишкин “Зима в лесу. Иней”;
- В. И. Суриков “Взятие снежного городка”; Б. Кустодиев “Масленица”;
- Образы природы.
Музыкальный ряд:
- П. И. Чайковский. Адажио из балета “Щелкунчик”;
- П. И. Чайковский. Балет “Щелкунчик”. Марш;
- Леопольд Моцарт. “Катание на санях”;
- Антонио Вивальди. Цикл “Времена года”. “Зима”;
- Русская народная песня “Зимушка” (игровая);
- Эмиль Вальдтейфель - вальс “Конькобежцы”.
Материалы: бумага белая и цветная, карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка.
Слайд 6
Ход урока
На доске развешаны репродукции картин, образы природы. Звучит музыка Антонио Вивальди из цикла “Времена года” “Зима”. Под звуки музыки дети входят в класс.
Учитель ИЗО: Здравствуйте, ребята. Вы слышали, как летят на землю снежинки? Садитесь за парты также тихо, как падают снежинки.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к работе. - Итак, все готовы. Мы начинаем наш урок.
II. Мотивация изучения темы
Под тихое звучание музыки ведется беседа.
Слайд 7
Учитель ИЗО: Сегодня у нас с вами интересный урок. Я прочту небольшое сочинение, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь.
- Художница преобразила все вокруг! Укутала в теплые покрывала поля, холмы, берега рек… На каждую веточку дерева словно накинула пушистый платок. Разбросала вокруг сугробы и осветила все это убранство холодным сказочным светом. Темные стволы деревьев и ветви бережно держат свои пушистые, искрящиеся на солнце одежды. В природе царит покой и сон. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле… Итак, о каком времени года эти строки? (ответы детей: о зиме). Как догадались? Расскажите.
Учащиеся, используя репродукции, рассказывают о своих наблюдениях в зимнем лесу, парке. (два-три ученика).
Слайд 8
- Сегодня на уроке мы говорим о зиме, об изменениях в природе, о зимних праздниках.
(Звучит музыка Леопольда Моцарта. “Катание на санях”).
Учитель музыки: Давайте вспомним, ребята, как люди радуются “проказам матушки-зимы”. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Тут ждут-поджидают девчонок и мальчишек любимые зимние забавы. А ну-ка, отвечайте: Какие зимние развлечения знаете и любите? (ответы детей: два-три учащихся). Ай да молодцы! Ничего не забыли: санки и коньки, лыжи и снежки, ледяные горки и снежные крепости. А какой русский не любит зиму, праздники, катание на тройке, Святки…
(Звучит народная песня “Зимушка”)
Зимушка-зимушка, ты пришла,
Снегом все покрыла, замела,
Будем бабу лепить,
Будем лыжи мастерить.
Будем санки точить,
Потом с горки катить.
Ох, зимушка-зима, зима снежная была.
- Теперь, ребята, под звучание народной песни “Зимушка” мы с вами покажем движения, имитирующие эти зимние забавы.
(Идет имитация движений одновременно с учителем)
Слайд 9
Учитель ИЗО: Вернемся к картинам. Зима и зимние праздники всегда были любимой темой русских художников. Белый мягкий снег преображает природу – пушистыми шапками ложится на ветви деревьев, широким ковром покрывает лесные поляны, холмы и долины. Это хорошо видно на картине А. А. Борисова “Зимний пейзаж”. Василий Иванович Суриков изобразил “Взятие снежного городка”. Игры и веселые забавы превратились в снежную баталию, в которой с удовольствием участвуют и парни, и девушки. Художник Г. И. Попов показал нам зимний пейзаж ночью. На темном фоне неба виднеется вьющийся дымок из труб. В окнах мерцает свет, тепло и уютно в избах. Лунный свет освещает воздушный снежный ковер, который устлал пространство между избами. И только “ряженные” нарушают покой ночной тишины.
(Звучит музыка П. И. Чайковского Адажио из балета “Щелкунчик”)
Слайд10 - 14
Учитель музыки: Зима, ребята, была представлена как художниками, так и композиторами разных времен и народов. Словно очаровательная мелодия рисунки на стеклах окон, морозные узоры превращают их в сказочные картины, на которых можно рассмотреть невиданные цветы, деревья и даже фантастические пейзажи! Волшебница-зима украсила каждую травинку, нечаянно выглянувшую из сугроба. Заходящее зимнее солнце осветило ветки березы с рыжими сережками. Заснеженные веточки, украшенные ритмом изящных сережек, да пылающий закат создали узор, похожий на музыку из зимней сказки. Иней на деревьях, сверкающее серебро белого снега – все это находило свое отражение в замечательных произведениях композиторов. Вслушайтесь в эту мелодию, посмотрите на эти картины, окуните кисточку в краски. Пусть каждый из вас создаст сейчас свое чудо.
III. Практическая часть (групповая работа детей)
При делении на группы учитываются возможности учащихся и их интересы.
Звучит музыка П. И. Чайковского. Адажио из балета “Щелкунчик”.
Слайд 15
Учитель ИЗО: Ребята, увидев репродукции картин великих художников и слушая музыку и попробуйте передать свое настроение и свое впечатление на бумаге.
Чародейкою – зимою И под снежной бахромою Околдован, лес стоит – Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Для выполнения работы вы можете использовать цветную бумагу
как фон. Выполняете легкие наброски карандашом только основных элементов. Мелкие детали прорисовывать не надо. Они наносятся красками. Удачно ложится на цветную бумагу гуашь. Используйте для смешения красок палитру и не забывайте хорошо промывать кисти после каждого цвета.
Учащиеся приступают к выполнению практического задания. Звучит Марш из балета “Щелкунчик”. Под звуки музыки учитель изобразительного искусства подходит к каждой группе, помогает или дает консультации.
IV. Заключительная часть.
Учитель ИЗО: Ребята, наш урок подходит к концу. Я думаю, что мы сможем сейчас показать друг другу свои творения. Пройдите к выставочной доске и прикрепите свои рисунки. Молодцы, все справились с заданием. Полученными впечатлениями вы можете поделиться со своими друзьями, близкими и родными. Расскажите, какие картины писали художники о русской зиме, а какую музыку сочиняли композиторы. (Учащиеся рассматривают рисунки друг друга).
Учитель музыки: Друзья, на этой оптимистической ноте мы завершаем урок. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, передадим друг другу через легкое пожатие теплоту, настроение, улыбнемся и скажем “Мы – МОЛОДЦЫ”! (Дети уходят под звуки произведения “Конькобежцы” композитора Вальдтейфель).
Заключение
Данный урок построен с использованием развивающего обучения, который учитывает психическое развитие ребенка в процессе его обучения, максимально используя возрастные предпосылки. По содержанию и смысловому значению урок соответствует возрасту детей. Логика и темп данного урока соответствует уровню подготовки учащихся. И если творчеству, как известно, обучить невозможно, необходимо создать на уроке такие условия, благодаря которым проявится у детей интерес, а их творческие способности будут постепенно развиваться. На уроке применены технические приемы, способы действия, опробовав которые, дети подготовили себя к творчеству. Были использованы педагогические средства пробуждения творческой активности детей. Были учтены индивидуальные особенности учащихся, запланирована групповая работа по интересам, заключительным этапом которой была выставка художественных работ, создавшая ситуацию успеха.