Цели: формировать умение применять на практике правило правописания безударных гласных; развивать умение строить предложение; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Прозвенел звонок на урок.
- Добрый день, дети!
II. Психологический настрой.
- Ребятки, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь! Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день несет вам радость общения.
III. Введение в тему.
- Однажды гласные А, О, Е, Я гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные?
Когда гласные стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда встречались безударные гласные. С тех пор эти дети пишут грамотно.
- А может быть этими детьми были вы?
- Помогите гласным встать на свои места.
СЛ_ЗА _КНО
З_МА
СВ_ЗАТЬ
СТР_НА
- Молодцы!
IV. Минутка чистописания.
- Давайте эти гласные буквы свяжем одной веревочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Как мы называем слова, в которых есть гласная, не проверяемая ударением?
- Кто скажет, что мы вставили в слова?
- В какой части слова находится безударная гласная?
- Верно. Кто догадался, какая тема урока?
- Правильно!
V. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о ее охране и будем работать над правописанием слов с безударными гласными в корне слова.
- Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, то мы имеем в виду лес и журчащий ручеек, пробегающий в нем. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц.
- Давайте и мы шагнем в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.
VI. Словарная работа
- Сейчас проведем необычную работу. Я буду загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это, назвать его и записать в тетрадь.
- Подготовим пальчики к работе. Поставьте локти на парту “Пальчики здороваются”.
- Положите тетради правильно, сядьте ровно, спинка прямая. Постарайтесь быть внимательными и писать аккуратно.
- Запишите число, слова классная работа.
- Слушаем внимательно загадки, а отгадки записываем в тетрадь (слова заранее записаны на доске с пропущенными гласными).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу белую сосал,
А, проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной … (медведь)Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
Кто же это? (лиса)Днем спит,
Ночью летает,
Людей пугает.
Кто это? (сова)По полю скачет,
Ушки прячет,
Встанет столбом –
Ушки торчком… (заяц)
(На доске вывешиваются картинки: медведь, лиса, сова, заяц)
- Какие слова записали? Прочитайте.
- Какие из этих слов являются словарными?
- Возьмите с елки шишки-буквы и вставьте гласные в наши слова (ученики по очереди выходят и вставляют в слова шишки-буквы, орфографически проговаривая)
VII. Продолжение темы.
- Какое слово здесь лишнее? (сова)
- Почему? (птица)
- Можем ли слово СОВА записать без раздумий? (нет)
- Почему?
- Вспомните правило.
VIII. Работа по развитию речи.
- Рассмотрите сову. Какие у нее глаза?
- Какое оперение?
- Какие лапы?
- Какой клюв?
IX. Комментированное письмо.
- Давайте составим с этим словом предложение и сделаем его грамматический разбор. (Ученик пишет на доске предложение с проговариванием).
Сова живет в лесу.
- Найдите главные члены предложения.
- Выпишите слова с безударными гласными в корне слова, запишите проверочные к ним.
- Поменяйтесь тетрадочками. Проверьте.
- Поднимите руку, у кого все правильно.
- Молодцы!
X. Физкультминутка.
XI. Продолжение темы урока.
- Дети, в лесу живет много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они губят животных. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие становятся редкими. Мы только что познакомились с совой, которая занесена в Красную книгу.
- А сейчас к нам пришел еще один лесной гость. Отгадайте, кто это?
С горки скатился
В колючий мячик превратился. (еж)
(Вывешивается картинка)
- Ежик приглашает вас в лес, он предлагает поиграть в игру “Сигнал”.
(Раздаются карточки)
Ств_лы, пл_щадка, б_орода, цв_ток, л_сток, м_сленка, сн_жок, черв_ки. |
- Работаем в парах. Прочитайте слова и вставьте пропущенную безударную гласную, выделите орфограмму.
- Проверяем. Какое правило применили при работе?
- Поднимите руку, у кого все верно.
- Молодцы! Давайте похлопаем в ладоши, порадуемся за себя и за соседа.
XII. Упражнение в написании безударных гласных в корне.
(Текст заранее написан на доске)
На утренних и в_черних зорях все л_сные
жители под_ют св_и г_лоса. П_щат рябчики. Скр_пят жуки. Образец: вечерних – вечер. |
- Выпишите только те слова, где пропущена буква. Вставьте гласную, напишите проверочное слово и выделите орфограмму.
- Давайте проверим. Будьте внимательны.
- У кого все правильно, поднимите руку.
- Какое правило применяли?
XIII. Дифференцированное задание по трем уровням.
1 уровень – базовый.
^ Вставить пропущенные буквы,
поставить ударение, выделить корень. Зв_зда, ш_ры, св_ча, ч_сы, л_сенок, б_льчонок, с_ва, сн_жинки, сн_говик, хл_пушка, гр_бок. |
2 уровень – повышенной трудности.
¦ Вставить пропущенные буквы,
поставить ударение, выделить корень. Составить предложение с одним из этих слов и записать. Зв_зда, ш_ры, св_ча, ч_сы, л_сенок, б_льчонок, с_ва, сн_жинки, сн_говик, хл_пушка, гр_бок. |
3 уровень – творческий.
? Составить рассказ, используя слова,
данные на карточке. Осень, льет, деревья, дождь, воробьи - листья. |
- Лесной житель принес вам, ребята, лесные орехи, но особые, каждому свой.
- Подойдите к столу, возьмите из корзинки. (Объяснить задания)
- Сдайте ваши орешки.
XIV. Итог урока.
- Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения.
- Помните, вы в лесу лишь гости. А гости не должны обижать хозяев в их доме.
- Напомните мне правила друзей природы. (дети называют правила).
- В густом ельнике жила вот эта маленькая елочка (показать). Она была очень любопытная и часто задавала вопросы всем, кого встретит. – Где? - Зачем? - Почему? – спрашивала Елочка.
- Ребята, давайте ей расскажем, какую работу выполняли на уроке.
- И наш урок я хочу закончить строчками стихотворения защитника природы Гнездослова.
Я сорвал цветок – он завял.
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.